Художник-модельер пензенского драмтеатра — о самых необычных костюмах и не только

Художник-модельер пензенского драмтеатра — о самых необычных костюмах и не только

Марина Смельчакова попала за кулисы театра еще студенткой художественного училища. И решила, что будет здесь работать

Свою мечту художник-модельер театральных костюмов Марина Смельчакова осуществила быстро, поступив на службу в театр сразу после училища. Но в жизни не все бывает гладко. Она уходила из театра, работала в других местах, но сцена имела над ней магическую власть. И в 2005-м Марина вернулась.

Танцуем от пьесы

Зрителю всегда интересно заглянуть за кулисы, посмотреть, как создается спектакль. С этого и начался наш разговор. Отправной точкой для художника, рассказывает Марина, как и для актеров, является чтение пьесы:

— После знакомства с литературным материалом мы начинаем обсуждать с режиссером суть моей задачи. Я могу предложить что-то свое, но в принципе должна воплотить режиссерское представление об образах героев, об эпохе, о прочтении пьесы — новаторском или классическом.

Когда идея сформулирована главным творцом спектакля, наступает время для фантазий художницы: она рисует эскизы, пробует разные варианты. Задача упрощается, если постановщик хочет воссоздать подлинную историческую эпоху.

— Раньше я ходила в библиотеки, рассматривала старинные картины, а сегодня все есть в Интернете – это гораздо удобнее, — продолжает Марина.

Если режиссер отступает от канонов, то художник начинает подгонять исторический костюм под замысел: добавлять какие-то детали, менять цветовое решение.

Например, в спектакле по пьесе Чехова у дам платья сшиты из современных тканей с цветочными принтами, тогда как в начале ХХ века женщины благородного происхождения носили монохромную одежду, чаще всего белого цвета.

Суть характера

Самый неожиданный в плане костюмов спектакль Пензенского драмтеатра — «Бедность не порок». Согласно концепции режиссера Алексея Шавлова, наряды героев были выдержаны в стиле сельских дискотек 90-х годов.

Марина не работала над этой постановкой, но у нее есть аналогичный опыт. Хотя пьеса «Тристан и Изольда» написана современным автором Игорем Гагариновым, она отсылает зрителей к Средневековью, при этом предлагая разобраться в проблемах сегодняшнего дня.

— Я набросала кое-что до приезда московского режиссера Андрея Шляпина, а он, появившись, сказал, что у нас будет ни больше ни меньше — Совбез ООН, — поясняет художница. — Пришлось перестраиваться. В итоге получились эклектичные наряды с вкраплениями исторических деталей — такая своеобразная «связь времен».

По одежке встречают

Если артист примеривает на себя образ одного героя, то художник по костюмам пытается представить внутренний мир всех персонажей. Это развивает способности к психологии. И поэтому в обычной жизни Марина часто угадывает характер человека по его одежде.

— Я всегда разглядываю людей на улице, — улыбается художница, — представляя, как и чем живет человек. Закрытое платье, как правило, говорит о скромности. Экстравагантное — признак неординарной, независимой от чужого мнения личности. О многом расскажет сочетание изящных сапожек на шпильках и бесформенного пуховика или обилие колец на пальцах. В моде, как нигде, важно знать меру, одеваться в соответствии со своей профессией, статусом.

В то же время Марина считает, что не стоит придавать одежде большого значения. Для сцены важно, чтобы костюм подчеркивал образ, а в жизни — нет.

— Конечно, одежда — это форма самовыражения человека, — рассуждает она. — Но порой люди наряжаются под какое-то особое настроение или случай. Или, не имея возможности реализовать себя в работе, личной жизни, стараются сделать это в одежде. Часто бывает, встречаешь человека, одетого безупречно с точки зрения стиля, а на поверку он оказывается абсолютно неинтересным, пустым. И наоборот.

Из прошлого — в настоящее

Мы поговорили с Мариной Смельчаковой и о стиле «винтаж». Это направление в одежде, ориентирующееся на возрождение модных направлений прошлых поколений. Винтаж вошел в моду в начале 90-х и до сих пор актуален.

— Если человек чувствует в себе желание надеть что-то необычное, «с налетом времени», почему нет, — говорит Марина. — Главное, не выглядеть при этом нелепо, смешно. Правда, одежда в стиле «винтаж», как и все модное, стоит дорого.

Но можно не тратить большие деньги, а обойтись своими силами, превратив современную одежду в винтажную. Например, пришить к современной кофточке беленькие воротничок и пуговки — получится модный прикид из 60-х.

А если повязать на шею воздушный платочек, надеть белую рубашку с завернутыми рукавами, узкие брючки, то вы создадите образ в стиле Одри Хепберн.

Кстати, в этом сезоне особенно приветствуются шорты с завышенной талией вкупе с клетчатой рубашкой.

— Главное, чтобы человек чувствовал себя комфортно в выбранном наряде, — считает художница. — Я, к примеру, не понимаю родителей, которые запрещают своим детям одеваться так, как те хотят. Подростки ищут свой стиль — это нормально и даже хорошо! Ну если уж раздражает внешний вид отпрыска, надо набраться терпения. Важно, чтобы эти метания прошли в нежном возрасте.

… Каждому из нас хочется выглядеть красиво, сделав акцент на лучшем и скрыв недостатки. Однако, возвращаясь к стилю великой актрисы Одри Хепберн, вспомним ее слова: «Красота женщины не в одежде, фигуре или прическе. Она — в блеске глаз. Ведь глаза — это ворота в сердце, где живет любовь».

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER