Как уроженец Пензы Всеволод Пудовкин прославился на всю страну

Как уроженец Пензы Всеволод Пудовкин прославился на всю страну

Народный артист СССР Всеволод Пудовкин — один из самых знаменитых среди наших земляков-кинематографистов

Пудовкин первым сумел «привить ветвь» кинематографа к древу русской культуры, соединив новаторство киноязыка с традициями отечественной литературы и театрального искусства
Его лучшие фильмы — трилогия «Мать», «Конец Санкт-Петербурга», «Потомок Чингисхана» — покорили планету.

Истоки

Всеволод Пудовкин родился в Пензе. Его дед был крестьянином-собственником из села Шукша Мокшанского уезда Пензенской губернии.

Отец, Илларион Ерофеевич, с 1883 года жил в Пензе. Здесь он обвенчался с Елизаветой Алексеевной Шилкиной. Через несколько лет семья — родители и шестеро детей — переехала в Москву.
Лодя, как звали Пудовкина в детстве, был блестяще и разносторонне одарен: хорошо рисовал, писал пьесы, играл на скрипке и фортепиано, увлекался спортом, любил классическую музыку, живопись, литературу, театр.

Прервав обучение на физико-математическом факультете Московского университета, в 1914 году он добровольцем ушел на фронт. Три года провел в немецких лагерях. Выучил там польский, английский, немецкий и французский языки. После побега из плена вернулся в Москву.

Триумф

Кино тогда пребывало в младенчестве. Никто еще даже не догадывался, что уникальный набор талантов, которыми обладал Пудовкин, был классической формулой профессионального кинорежиссера.

И какими-то волшебными путями он все же пришел в кино: поступил в 1920 году в Государственную школу кинематографии.

Конец 20-х годов стал для Пудовкина триумфальным: он снял свою легендарную кинотрилогию «Мать» с актерами Московского художественного театра.

Этот фильм пронизан любовью и сочувствием к простому человеку. Синтез поэтичности и документальной точности поражал зрителей. Известно, что материалы фильма «Мать» показали американской кинозвезде Дугласу Фербенксу. «Это похоже на жизнь, но усилено до большого искусства», — сказал он.

В 1958 году по результатам международного опроса историков кино и критиков «Мать» включили в список 12 лучших фильмов всех времен и народов.

Фильм «Конец Санкт-Петербурга» рассказывал историю деревенского парня, прошедшего путь рабочего, солдата и революционера.

Картину «Потомок Чингис-хана», по воспоминаниям Пудовкина, он согласился снять, чтоб отдохнуть и сменить обстановку. Но получился киношедевр.

Многоликий гений

После знакомства с архивами – письмами, дневниками, статьями Пудовкина, воспоминаниями коллег и родных – становится очевидным: в нем удивительно сочетались три совершенно разных человека: один – киноклассик и орденоносец; другой – герой забавных историй и анекдотов; третий, каким его знали самые близкие, – лирический, душевно тонкий и ранимый.

Это его лирическое начало проявилось в фильме «Простой случай», где автор поэтическими кинообразами пытался рассказать историю становления «нового человека». Сегодня очевидно, что неудача картины предвосхищала главную трагедию Пудовкина — трагедию прихода в кинематограф звука.

В конце 30-х годов ему поручили экранизировать роман В. Шкловского «Россия в XVI веке». Фильм «Минин и Пожарский» получился театральным, с огромным количеством пышных декораций и длинных монологов.

Тем не менее главную задачу — воспитывать советских людей в духе патриотизма — фильм выполнял. Так же, как и следующая картина Пудовкина «Суворов», где блестящему актеру Николаю Черкасову (Сергееву) удалось создать живой и выразительный образ великого полководца.

Короткометражный фильм «Пир в Жирмунке», снятый Пудовкиным в годы Великой Отечественной войны, стал одним из самых ярких в советских боевых киносборниках.

Послевоенный «Адмирал Нахимов» попал под огонь критики в партийном постановлении: за отсутствие исторического подхода, недостаток патриотизма, переизбыток «светских» сцен.

Пудовкин доснял ряд сцен, перемонтировал картину — и получил за нее Государственную премию I степени.

Все годы творчества Пудовкин гениально работал в качестве киноактера.

Он размышлял и о языке кино, его труды по теории киноискусства, переведенные на многие языки мира, кинематографисты называют золотой книгой кинематографа.

Предвестник оттепели

…В феврале 1953 года Пудовкин громко отпраздновал свое 60-летие. Когда пионеры на юбилейном вечере назвали его «дедушка Пудовкин», в зале рассмеялись — так молодо выглядел юбиляр.
В марте умер Сталин. В апреле на экраны страны вышел фильм Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова». История о фронтовике, вернувшемся домой, была для того времени традиционной по содержанию, но новаторской по форме.

Фильм поражал живыми сценами послевоенной деревни. На экран вернулся простой человек со своими бедами и болями; вернулась образная сила экранной пластики.

Звук, который прежде казался лишним в художественном мире Пудовкина, был здесь гармоничной частью кинорассказа, ставшего апофеозом весне, жизни, красоте мира и человека. По сути, фильм мэтра проложил дорогу грядущему кинематографу оттепели.

Летом того же 1953 года Пудовкин, отдыхая в Прибалтике, долго играл в теннис, потом плавал в холодном море. Тяжело заболел и через несколько дней умер.

Так случилось — он ушел вместе со своей страшной и прекрасной эпохой.

Замыслы

В учебниках по истории кино жизнь Пудовкина выглядит фееричной. В реальности он часто снимал совсем не те фильмы, о которых мечтал. В 1927 году, например, хотел снять картину о Пушкине, но это желание не нашло поддержки у главного заказчика – государства. Точно так же, как и его идея снять продолжение фильма «Конец Санкт-Петербурга».

В 1936 году Пудовкин вынашивал замысел экранизации пушкинского «Моцарта и Сальери». В 1938 году начал работать над экранизацией «Анны Карениной», но фильм внезапно сняли с производства.

Всю жизнь он хотел поставить фильм о Петре Первом и сыграть в нем главную роль. Мечтал экранизировать «Братьев Карамазовых». В годы войны загорелся идеей снять фильм по запискам фронтового корреспондента, совместно с Константином Симоновым был написан сценарий «Смоленская дорога»…

И еще у него была главная мечта всей жизни – снять фильм о Бетховене, сыграть роль великого композитора. В архиве Пудовкина сохранилось описание первых кадров фильма, вот фрагмент: «Для того чтобы передать свой гнев другим, у него есть только музыка, самое отвлеченное из искусств, которое каждый дурак может толковать по-своему… Бетховен, утверждающий величайшее достоинство человека!».

У Всеволода Пудовкина для того, чтоб передать свои мысли и чувства в безвоздушном пространстве времени, был только кинематограф. Сегодня его творческое наследие кажется посланием, которое предстоит разгадывать будущим поколениям зрителей.

Автор: Светлана СТАРОСТИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER