Как никольский художник создавал линзу на 500 кг для Рамзана Кадырова

Как никольский художник создавал линзу на 500 кг для Рамзана Кадырова

Также клиентами Александра Фокина, работы которого демонстрируются в известных музеях мира, были Максим Галкин, Владимир Соловьев

Александр Фокин — художник, гравер по стеклу, мастер матовой гравировки, член-корреспондент Российской академии художеств. Он является организатором и идейным вдохновителем международных симпозиумов по стеклу, которые проходят в городе Никольске Пензенской области.

Александр Иванович все время в разъездах — то в Москве, то в Европе. И «Пензенская правда», воспользовавшись нечастой возможностью застать художника дома, взяла у него интервью.   

Учитесь рисовать

Александр был младшим из братьев в большой семье Фокиных. Когда его маму парализовало, она слегла и перестала разговаривать. Саша ухаживал за ней, постоянно находился рядом. Уйти из дома на продолжительное время было практически невозможно. Но подростку, как и всем его сверст­никам, хотелось как-то разнообразить свой досуг. И он увлекся чтением и рисованием.
— Среди друзей моих братьев было много художников, и они часто заходили к нам в гости, — рассказывает Александр. — Я с открытым ртом слушал их разговоры. Думаю, именно детское восхищение этими людьми и повлияло на выбор профессии.  

Саша поступил в Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого на живописно-педагогическое отделение. После получения диплома его направили на малую родину, в Никольск, директором художественной школы.

— Я не проработал в должности ни дня, — продолжает Александр. — Меня сразу пригласили на стекольный завод. Как-то тогдашним начальникам удалось добиться, чтобы мне сделали официальное перераспределение. Проработав год на заводе, я понял, что знаний, полученных в училище, явно не хватает.

И Фокин поступил в Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, ныне — Санкт-Петербургскую го­су­дар­ственную художественно-промышленную академию им.
А.Л. Штиглица.

Вернувшись на завод, 10 лет работал главным художником, создавая новые образцы  плафонов и бытовой посуды, растиражированные предприятием для миллионов советских семей.
Параллельно Александр занимался творчеством для души, увлекся матовой гравировкой по стеклу, стал участником выставок в различных городах СССР.

На творчество Фокина, по его словам, повлиял известный гравер по стеклу Александр Иванов, с которым никольский художник познакомился в Ленинграде.

А потом наступили 90-е. Зарплату задерживали. Авторам перестали платить гонорары за эскизы, и многие были вынуждены уйти на вольные хлеба. Так поступил и Фокин.

— Не было смысла оставаться на заводе, — говорит Александр Иванович. — Я закрылся у себя в мастерской и стал работать. К тому времени у меня уже были заказы, авторские вещи покупали музеи и частные лица. Я брался за все — от мелких портретов на стекле и подарочных изделий до больших скульптурных композиций.

О Европе и цензуре

Недавно художник был в Литве, где общался с местными бизнесменами. Между делом зашел разговор о цензуре.

— Мне сказали: «Саша, ты не представляешь, насколько у вас, в России, больше свободы», — вспоминает Александр. — У них на все требуется согласование с Евросоюзом, эта практика распространяется и на работу СМИ. Литовцы считают россиян самой свободной нацией в самовыражении, в том числе что касается политических мнений.

На своей машине Александр объездил всю Европу. Не раз бывал в Чехии, которая считается чуть ли не стекольной столицей континента. С выставками посетил Люксембург, Польшу. В Белоруссию ездил с авторскими мастер-классами по матовой гравировке.

— Зураб Церетели предлагал организовать выставку в Грузии, но этот план так и не осуществился, — рассказывает художник. — Сначала возникли сложности с транспортировкой работ, потом с финансированием проекта, а тут кризис начался.

Фокин говорит, что частных заказов от россиян у него в настоящий момент нет. Наверное, сложная экономическая ситуация повлияла. Другие сейчас у людей заботы. Да и в Европе не все обстоит гладко.

— В некоторых музеях стоят мои работы, заказанные еще несколько лет назад, но до сих пор денег за них я не получил, — продолжает Александр. — Впрочем, это не вина музейных работников, а общее положение дел в мире. Поэтому я уверен, что все образуется и со временем придет в норму.

Преемственность

Дети художника, Антон и Таисия, пошли по стопам отца. Оба окончили Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого, а затем Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С.Г. Строганова.

У Антона своя мастерская в Пензе, он занимается витражами. Таисия живет и работает в Москве, являясь официальным представителем Александра Фокина.

Антон и Таисия часто приезжают в Никольск, свои выставочные работы они предпочитают делать на родине — в мастерской отца. Кроме того, здесь у Фокиных есть студия, в которой установлена печь. В этой студии, к примеру, недавно реставрировали плафоны для Государст­венного академического театра им. Е. Вахтангова.

Линза для Кадырова

К Фокину обращались богатые и знаменитые. Например, шоумен Максим Галкин заказал стеклянное надгробие на могилу своих родителей.

А еще художник делал работу в подарок Рамзану Кадырову. Заказ поступил от знакомых президента Чечни, которые хотели удивить Рамзана Ахметовича, но не располагали средствами для покупки шикарного автомобиля или арабского скакуна.

— Заказали огромную линзу диаметром 1,47 метра на кованой подставке, — вспоминает Александр. — На стекле я должен был изобразить Рамзана, сидящего на горе и перебирающего четки. За его спиной — вид на Грозный и мечеть «Сердце Чечни».

Мы согласовывали каждую деталь — начиная с набросков, чертежей, картонных эскизов, заканчивая кованой подставкой с керамическим наполнением. Товарищи Кадырова очень переживали, что невольно обидят Рамзана какими-то неточностями или искажениями.

Над заказом Фокин трудился два месяца, по 14 часов в сутки. Композиция вместе с подставкой весила полтонны. Фокин говорит, что сейчас не взялся бы за такую ответственную работу:

— Тогда я был отчаянный, к тому же стеснен в средствах. Обратись они ко мне сейчас, я бы, наверное, отказался.

Работы Александра Фокина есть у известного телеведущего Владимира Соловьева и у экс-главы компании «ЮКОС» Михаила Ходорковского.

Автор: Влад БЕЛЯКОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное