Как 25 лет назад Н. Инюшкин боролся с разрушением культурно-нравственных ценностей

Как 25 лет назад Н. Инюшкин боролся с разрушением культурно-нравственных ценностей

Доктор наук, профессор кафедры «Изобразительное искусство и культурология» ПГУ Николай Михайлович Инюшкин — рассказывает, как это было

— Николай Михайлович, вы неоднократно говорили о том, что уникальная образовательная программа «От культуры края — к культуре мира» возникла при участии Фонда культуры России. Какая связь?
— Уникальным являлся в первую очередь сам фонд, учрежденный в 1986 году. Председателем был избран академик Дмитрий Лихачев, а его первым заместителем — наш Георг Васильевич Мясников. В правление вошла супруга генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева.

По инициативе фонда началось возвращение из заграницы в СССР архивных, музейных и библиотечных коллекций, уникальных документов и особо ценных предметов. Были созданы десятки новых региональных музеев, проведены сотни всесоюзных и зарубежных выставок, фестивалей, конкурсов, изданы уникальные книжные памятники; учреждены периодические издания во многих регионах страны.

Международная значимость и контакты фонда не исключали, а предполагали региональную практическую поддержку, создание областных отделений.

— Я помню, что председателем Пензенского отделения стал наш с вами любимый и незабвенный человек — Кирилл Дмитриевич Вишневский, а после того, как он перенес инфаркт, эстафету приняли вы. И что происходило на региональном уровне?  
— Сразу замечу, что корысти тут не присутствовало никакой. Дело было сугубо общественное, но меня искренне интересовавшее. Я понимал, что надо противостоять процессу декультуризации. Мы думали, как это делать. Одной из идей стала программа «От культуры края — к культуре мира».

— Расскажите о сути проекта.
— Она состояла в том, чтобы включить в учебно-воспитательный процесс с раннего детства до вуза систематическое знакомство с историей культуры Пензенского края.
Специальный курс, имеющий законное место в учебном плане, предлагалось ввести во всех учебных заведениях — школах, лицеях, ПТУ, техникумах, вузах. Он был органически связан с другими гуманитарными предметами, дополнял и обогащал их.

Мы с Кириллом Дмитриевичем считали,  что наиболее благоприятные в этом плане возможности дает культурно-историческая среда, окружающая человека с детства. Программа ставила задачей познание и переживание пензенской культурной истории как части обшей истории нашей Родины, более того – как части всемирной истории культуры.

— А в чем заключалась роль Фонда культуры России?
— Когда я рассказал Мясникову о нашей задумке, он не просто предложил, а твердо решил, что рожденная в провинции комплексная программа должна быть рассмотрена, обсуждена и поддержана президиумом Советского фонда культуры.

И мы небольшой делегацией — начальник Управления культуры Евгений Семенович Попов, директор совхоза «Пензенский» Владимир Николаевич Гуськов и я – поехали на заседание президиума.   

— Но почему Гуськов?
— А дело в том, что меня поразила его удивительная заинтересованность в сохранении памяти о В.О. Ключевском в родном для него селе Воскресеновка.

Именно по инициативе Гуськова там был установлен первый памятник великому историку. И находился он возле нового здания средней школы, построенного опять же при активной помощи директора совхоза. Не случайно Владимир Николаевич, познакомившись с нашей программой, захотел принять активное участие в ее реализации.

— Как вас приняли в Москве?
— Дмитрий Сергеевич Лихачев, открыв собрание, предоставил мне слово. Я говорил о том, имеет ли Пензенская область основания претендовать на апробацию той системы мероприятий, которая предложена вниманию Советского фонда культуры.

Земля наша — типичный среднерусский край с его ландшафтами, с лермонтовской «четой белеющих берез», этнографическими традициями; край, где веками соседствует и взаимодействует культура русского, мордовского, татарского, чувашского народов.

И вместе с тем это край, уникально богатый выдающимися деятелями в различных сферах духовной культуры. Сколько нитей, живых связей тянется от них к мировой культуре, сколь многообразны и благотворны взаимовлияния!

И сколько тонких воспитательных возможностей таит в себе понимание юными пензяками того, что мировая культура не есть нечто далекое и неведомо где находящееся — ее полноправными создателями являются и их земляки.

А обоснование концепции программы, путей осуществления, форм подготовки преподавательских и пропагандистских кадров, материальное обеспечение – все это было в брошюре, которая лежала перед каждым членом правления.  

Кроме этого, мы предоставили учебные программы для подготовки преподавателей дисциплины «Культура Пензенского края» в высших и средних учебных заведениях, для студентов гуманитарного и художественного профиля, а также для школьников, учащихся гимназий, лицеев и колледжей.   

Недолгое обсуждение представленного президиуму фонда документа закончилось его одобрением и пожеланием быстрее начать реализацию в регионе-инициаторе, а также других областях страны.

— Ну, теперь о реализации расскажите.
— Был заключен хоздоговор с областным управлением культуры о работе по теме «Научно-методическое обеспечение комплексной программы «От культуры края — к культуре мира». Исполнителями были авторы программы, члены кафедры мировой и отечественной культуры ПГПИ, энтузиасты с других кафедр и активисты Пензенского отделения Фонда культуры.

Конечно, не все из намеченного было выполнено. Но уже в первом десятилетии работы программы выделю два компонента. Это многолетняя деятельность по системному использованию историко-культурной среды в педагогическом процессе, воплощенная в Воскресеновской сельской школе. Сколько всего воистину творческого, воспитывающего молодое поколение в активной любви к малой родине сформировали «переживаемое время» и «переживаемое пространство»!

И осталась уникальная для региона научно-просветительская акция, название которой значится на титульных листах многих изданных книг по истории и культуре нашего края: «Издательская программа Министерства культуры Пензенской области «От культуры края — к культуре мира». В их числе и «Пензенская энциклопедия».  

— Возможно ли возродить программу сегодня?
— Я убежден, что концепция программы-юбиляра не устарела и с учетом социально-культурных трансформаций может быть разнопланово реализована в первую очередь в молодежной среде. Пензенский государственный университет уже стал тому своеобразной испытательной площадкой.

Успеха добиться непросто, но дело стоит того!

Автор: Светлана ФЕВРАЛЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное