Директор зареченского ТЮЗа рассказал о жизни театра и съемках в «Дневном дозоре»

Далеко не каждый маленький город может похвастаться собственным театром
Директор зареченского ТЮЗа рассказал о жизни театра и съемках в «Дневном дозоре»
ludi.jpg
Заречному в этом плане повезло. Хотя местному ТЮЗу не исполнилось и 30 лет, театральные традиции были заложены намного раньше. Все начиналось с драмкружка при ДК «Современник», который перерос в народный театр под руководством заслуженного работника культуры России Лидии Ершовой, просуществовавший с 1970-го по 1995-й год. Воспитанники Лидии Михайловны и составили костяк труппы будущего ТЮЗа, получившего собственное здание. 

О том, как сегодня живет театр, мы спросили его директора Андрея Кучишкина.

Эффект повторяющегося зрителя

— Андрей Викторович, ТЮЗ дает по пять-шесть премьер в год, вы – постоянные участники всероссийских и международных фестивалей. Спектакль «Бесприданница» вошел в лонг-лист «Золотой маски». У вас есть своя театральная студия «Арлекин». И вместе с тем, постановки доступны ограниченному кругу театралов из-за закрытого статуса Заречного. Без пропуска сюда не попасть. Не обидно?

— Конечно, обидно. Хочется, чтобы жители региона больше знали о нас. У ТЮЗа много поклонников в Пензе, но в областном центре мы пока не смогли найти постоянную площадку для представлений. С другой стороны, в Заречном у театра нет конкурентов, а есть постоянный зритель, который нас любит и ценит. 

— Но ведь такое положение вещей может и расхолаживать. Раз вы единственный театр в городе, закрадывается мысль: зрителю деваться некуда, все равно будет приходить, независимо от того, удачный спектакль или нет…

— Вы неправы. Есть такое выражение «эффект повторяющегося зрителя». Он особенно сказывается на спектаклях для взрослых. Так как в Заречном живет всего около 65500 человек, публика на протяжении многих лет не меняется. Люди не могут бесконечно ходить на одни и те же спектакли. Туристов у нас тоже нет. Чтобы не потерять зрителя, приходится часто обновлять репертуар.
Проще с детскими спектаклями: они могут идти десятилетиями, ведь дети быстро вырастают, им на смену приходят новые юные жители города. 

Жить и развиваться

  — Как вы выживаете при такой ограниченности зрительской аудитории? Ведь по статистике, театр посещают в среднем не более пяти-восьми процентов городского населения? 

— Если бы нас не финансировал муниципальный бюджет, может, и не выжили бы. Сборы от спектаклей невелики. Несмотря на растущие расходы, мы не можем повышать цены на билеты. Подними их хотя бы до 500 рублей — люди ходить не будут из-за низкой платежеспособности. 

Хорошо, что нас поддерживает «Единая Россия». Мы стали участниками проекта партии в рамках федеральной программы по поддержке творческой деятельности муниципальных театров в городах с численностью до 300 тысяч человек. Благодаря этому появилась возможность поработать с приглашенными режиссерами, поставить девять спектаклей, приобрести новое оборудование для сцены и зрительного зала, автобус. 



Также нам помогает «Росатом». В 2019 году в театре была проведена творческая лаборатория в рамках программы «Театр Наций — театрам атомных городов» при содействии программы «Территория культуры Росатома». По итогам лаборатории эскиз спектакля по пьесе Юрия Клавдиева «Собаки-якудза» (режиссер Алексей Кузмин-Тарасов) получил поддержку программы «Территория культуры Росатома» и был доведен до полноценного спектакля.

— Большая ли в театре труппа? 

— По штатному расписанию — 22 актера. По факту чуть больше за счет совместителей. Большинство из них не имеют актерского образования. 

— Трудно догадаться, если судить по высокому уровню ваших спектаклей. 

— Я рад, если это так. Ситуация потихоньку меняется. Есть выпускники Пензенского колледжа искусств, Московского и Самарского государственных институтов культуры. Четверо артистов заочно учатся в театральных вузах Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Сейчас в ТЮЗе служит приглашенный молодой актер из Екатеринбурга — Иван Резниченко. 

У нас есть свои знаменитые «выпускники». Например, хорошо известный пензенскому зрителю актер московского Театра на Юго-Западе Александр Куприянов. Школу Лидии Михайловны Ершовой прошел и столичный актер и режиссер Максим Малинин, который в 2004 году пригласил 10 тюзовцев на съемки массовой сцены в блокбастере Тимура Бекмамбетова «Дневной дозор». Мы участвовали в эпизоде «День рождения Егора», на одной площадке с Константином Хабенским, Марией Порошиной, Риммой Казаковой, Борисом Моисеевым, Сергеем Шнуровым. Наши имена есть в титрах. 

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке