«Чердобряк» Марины Танцыревой: чердак, который добряк, и его хозяйка

«Чердобряк» Марины Танцыревой: чердак, который добряк, и его хозяйка

Помните, как ваши любимые детские журналы стояли в одном ряду с книгами?

С трепетом и до дрожи от ожидания, многие из нас заглядывали в почтовый ящик — новые «Веселые картинки», новый «Мурзилка»! Бегом домой, от ящиков, по лестнице, через несколько ступенек сразу. И рассматривать, читать, отгадывать и вырезать.

А у вашего ребенка сейчас так же? Скорее всего нет. Теперь детские журналы — это не друзья, которых ждут, а всего лишь картинки, напечатанные для раскрутки популярного бренда. Полистал и выбросил, там и читать особо нечего. Пензячка Марина Танцырева решила не мириться с таким положением дел и создала собственный детский журнал «Чердобряк». В нем она воплотила все лучшее, что может себе представить увлеченный человек, воспитывающий собственного ребенка.

Воплощенная мечта

— Затеять с нуля детский журнал в наше время, да еще человеку от мира СМИ и полиграфии абсолютно далекому, на мой взгляд, авантюра чистейшей воды. Тем не менее авантюре этой уже скоро год, и она весьма неплохо выглядит. Что все-таки стало толчком в жесткий мир медиабизнеса?
— Началось все с детства. Я мечтала стать журналистом, написать книгу. И чтобы ее обязательно издали и я могла дарить ее друзьям и знакомым. Но так сложились обстоятельства, что получила профессию экономиста, знала английский, была переводчиком, работала в Москве и во взрослой жизни ни о каком написании книги уже не думала.

После декретного отпуска встал вопрос, что делать дальше. Вторую мечту всей своей жизни я уже опробовала — поработала в школе учителем (преподавала английский язык). Многое нравилось. Но безумно раздражало делать что-то не так, как кажется правильным, а так, как за меня решили. В то же время школа помогла убедиться, что я очень люблю общаться с детьми, погружаться в их мир.

Мне всегда казалось, что лотки и прилавки завалены детской периодической литературой — разнообразной, яркой, интересной. Уверенность в этом начала таять, когда дочь доросла до возраста потребителя той самой детской периодической литературы, и я оказалась с кошельком в руке и недоумением. На «Мурзилке» литературно-по­знавательные журналы в свободной продаже закончились.

И вот после этого однажды ночью проснулась с четкой мыслью: у меня будет свой журнал для детей. Это было в декабре 2012 года. Через два месяца я начала над ним работать.
25 апреля 2014 года мой детский журнал был официально зарегистрирован Роскомнадзором. Первый номер вышел в сентябре 2014-го. Рассчитан журнал на детей в возрасте от 5 до 12 лет. Мы постарались собрать на его страницах все самое интересное. Здесь есть стихи, рассказы, сказки, отрывки из повестей, комиксы, мастер-классы, загадки, кроссворды, логические задания, фоторепортажи, конкурсы.

— Капитан Врунгель был уверен:  как вы яхту назовете, так она и поплывет. В  слове «Чердобряк» видится столько оттенков и смыслов, что верится в плавание не простое, но весьма увлекательное и главное — с хорошим финалом.
— Обложка — это лицо журнала. А название — его душа. Признаюсь, выбор названия для журнала дался мне гораздо сложнее, чем выбор имени для собственного ребенка.

Долгих девять месяцев я находилась в состоянии поисков: прислушивалась, приглядывалась, даже периодически принюхивалась. Все было не мое. Я слышала какие-то слова, но ни одно из них не находило отклика в моей душе, чтобы я сказала: «Да! Вот оно! Суть и сердце моего журнала!».

Помимо чувств и эмоций, требований было несколько. Оно должно быть русским, детским, ярким, звонким. Я начала «примерять» к журналу слова и словечки, фразы и выражения. Что-то казалось банальным. Вспомнила, что папа меня в детстве звал Мандаринычем. Ярко, звонко, сочно, по-детски. Но все же не индивидуально — мандаринов в каждом киоске на развес столько, сколько я журналов за пять лет не выпущу.

Что-то там было еще типа «Семеро с кнопкой» — гибрид от «семеро с ложкой» и «шило в одном месте», под которое при известных школьных обстоятельствах подкладывают канцелярские предметы. Голова разрывалась. В какой-то момент показалось, что все потеряно — журнал без названия в мои планы не входил.

Одним прекрасным зимним деньком я попивала на родительской кухне чай с земляничным вареньем и предавалась приятным воспоминаниям о собственном детстве.

В сознании всплыл уютный бабушкин чердак со множеством полок, шкафчиков, сундучков и закоулочков. Миллионом теплых, уютных, родных вещей и с непередаваемым запахом дерева и шумом дождя по жестяной крыше. Так и появился «Чердобряк» — добрый, милый, уютный чердак, который может многое рассказать и многому научить. Хранитель историй в своем обязательном художественном бардаке.

После того как название было выбрано, пришло время придумать логотип. Воплотить его в жизнь мог только человек, в чьем художественном вкусе и способностях у меня не могло возникнуть ни малейших сомнений. Пришлось в срочном порядке искать гения и перекладывать на его хрупкие плечи эту нехрупкую обязанность. Гений отыскался быстро.

— Хочешь причинить мне добро? — спрашиваю.
— Хочу! — ответил гений.

Вот так и договорились (смеется).

Топошлеп, мышуслик и другие

— Каждый, кто попадает на ваш чердак, практически моментально влюбляется в его обитателей. Откуда они там появились?
—  Мне хотелось сделать журнал  умным, интересным, красивым, ярким. Все эти качества нужно было собрать воедино. Вопрос, чем все это соединить, в общем-то даже не возникал. «Чем и как» родилось одновременно с названием.

Весь журнал объединяет большой, уютный и красивый Чердак, на котором можно найти все, что ни пожелается. Но Чердак без жителей — это пусто, грустно и как-то бездушно. Было решено: заселить! И поэтому теперь почти в каждой вещичке Чердака-Чердобряка кто-то живет. В ботинке — забавный Топошлеп, который любит гулять по родному городу и делиться впечатлениями. В глобусе — два мышуслика-путешественника в обнимку с чемоданом. В пальто, в граммофоне, в книгах, в фигурных коньках, в кастрюлях, банках с вареньем – везде есть кто-то, кому можно руку пожать и задать интересующий вопрос.

— А работа главного редактора, как я понимаю, — заставить весь этот забавный народец говорить и существовать в гармонии с окружающим миром?
— Изнутри все гораздо прозаичнее. Работа делится на несколько составляющих. Самая интересная и любимая — то, ради чего я и затеяла все это приключение: наполнение, идея, отбор, редакция, контроль.

Сначала был общий замысел с Чердаком и героями. Дальше надо было продумать все в мельчайших деталях. Какими должны быть герои, их характер, внешний вид, смысл нахождения на Чердаке. Оказалось, что сказочник из меня невеликий. Кинула клич: один подсказал одно, второй — другое. Затем каждый месяц работа примерно одна и та же: нужно придумать тему номера (она должна быть актуальна в данном конкретном месяце), разработать макет, выбрать авторов, их конкретные рассказы. Работа над одним макетом занимает несколько месяцев. Например, общий макет мартовского номера я нарисовала в момент сдачи декабрьского. А при сдаче февральского номера в печать макет мартовского уже полностью был готов. Но самый частый вопрос, который я слышу после рассказа о «Чердобряке»: «Клево, конечно! Да, молодец! Ну, а вообще, ты работаешь где-нибудь?». Со стороны, видимо, такая работа кажется не работой, а чем-то вроде приятного и необременительного хобби.

— Между тем, когда листаешь журнал, о дилетантстве, самодеятельности и провинциальном энтузиазме даже мысли не возникает. Очевидно, что над каждым номером трудится команда профессионалов.  Кто они, эти бойцы невидимого фронта? И где вы их завербовали к себе на  «Чердобряк»?
— Найти тех, кто может мне помочь в этом деле, если я никогда в своей жизни не принадлежала к творческим кругам, сначала казалось чем-то нереальным. Искала людей через Интернет, помогали знакомые. В большинстве своем наши авторы и художники — начинающие профессионалы с большим потенциалом.

Но я стараюсь сотрудничать и с уже хорошо известными детскими авторами и поэтами: Альбертом Лихановым, Людмилой Улановой, Юлией Камышевой, Владимиром Юраковым. Список на самом деле длинный. В общей сложности в создании девяти выпусков «Чердобряка» участвовало более 60 человек.

Победить ширпотреб

— И все-таки в «Чердобряке» очень отчетливо слышится и этакое вот «бряк», без которого ни одного ребенка не бывает. Брякаться нам всем приходилось, и не только в детстве. Подозреваю, и у вас не без этого.
— Это, конечно, так. Не успела я прийти в себя от радости и восторга от первых нескольких номеров, как в стране наступил кризис. На издательском деле он отразился очень серьезно. Буквально в один день чуть ли не в два раза подорожала стоимость мелованной бумаги, на которой печатается «Чердобряк», а также услуги типографии. Пришлось в срочном порядке искать новые варианты, поставщиков. И эта работа до сих пор продолжается. Потом «сюрприз» преподнесла Почта России, подняв стоимость доставки. Пришлось придумывать различные акции и бонусы для того, чтобы удержать читателей. Так что обязательные платежи съедают огромное количество средств.

— Мальчишки, девчонки и уж тем более их родители — довольно сложная аудитория. Как они восприняли появление пензенского журнала? Большинство из нас выросли на «Мурзилке» и «Веселых картинках». Современные мамы и папы стараются привить своим чадам любовь к печатному слову?
— Реакция была очень хорошей. Сначала я распространяла журнал через Интернет, собирала вокруг себя молодых мам на форумах, в социальных сетях. Потом работа закипела и в оф-лайне. Сегодня «Чердобряк» продается во всех районах нашего города, в Кузнецке, Каменке и Заречном. На территории области почти 100 пунктов продаж (полный список есть в группе «Чердобряк» ВКонтакте).  Журнал читают даже за границей.

Есть те, кто с нами с самого первого номера, и я уверена: они останутся до тех пор, пока не вырастут детки. Многие говорят массу приятных слов во время презентаций «Чердобряка», благодарят за стремления. А есть и те, кто считает, что стоимость журнала (100 рублей) – это очень дорого. Хотя тут же покупают ребенку китайскую игрушку за 150 рублей, которая сломается уже завтра. А журнал — это не на один день. Он учит, развивает, развлекает… Это совместный досуг ребенка и родителя. Вот этого мне не понять.

Что касается любви к печатному слову, то все мы видим, что компьютеры «захватывают» мир. Дети привыкают к быстрой, сжатой  информации. С одной стороны, это хорошо, а с другой — плохо, так как ребенок отвыкает думать, анализировать. Поэтому детям все тяжелее становится читать книги. Мне сложно представить, что будет, когда придет их время читать Толстого.
Преимущество журнала в том, что это еще не книга, но уже и не компьютер с Интернетом. Он знакомит детей с относительно длинными, но литературно грамотно написанными текстами, над которыми можно и нужно подумать. Таким образом, дети начинают понимать, что на компьютере свет клином не сошелся, что есть вещи не менее интересные. Мы, к примеру, публикуем небольшие отрывки из детских книг. Родители видят, что ребенку нравится автор, покупают книги и потом пишут благодарные отзывы за знакомство с писателем. Получается, что мы помогаем родителям прививать детям любовь к чтению, учить их самостоятельно думать. Сейчас это необыкновенно важно.

Десять книг марины Танцыревой

1. Юрий Томин, «Шел по городу волшебник»
После прочтения этой книги приходит осознание того, что у каждого человека обязательно должен быть свой коробок с волшебными спичками. И если задуматься — он есть. Внутри каждого. Главное, увидеть его, схватить и не потерять.

2. Николай Носов, «Незнайка на Луне»
Книга для детей на все времена. Это первые уроки экономического устройства общества для детей. Кратко, доступно и пугающе точно.

3. Михаил Булгаков, «Собачье сердце»
Отличное руководство по эксплуатации и общению с многочисленными Шариковыми.

4. Виктор Пелевин, «Желтая стрела»
Поезд — как модель мира, и общий на всех поезд «Желтая стрела». Билеты обмену и возврату не подлежат?

5. Джордж Оруэлл, «1984»
Правда у каждого своя и может меняться вне зависимости от настоящих событий. Можно это видеть, а можно закрывать на это глаза — умышленно или бессознательно. Так было, есть и будет. Книга, чтобы понимать происходившее и происходящее вокруг.

6. Юрий Трифонов, «Московские повести»
Почему мы зачастую поступаем не так, как велят совесть и здравый смысл? Привыкли? Лень? Превратности судьбы, когда долг противоречит совести, а совесть противоречит чести? Многие найдут в его произведении ответы на эти вопросы.

7. Александр Чудаков, «Ложится мгла на старые ступени»
В своем романе, который в общем-то биографический, автор рассказал о своем детстве, о семье, о множестве людей, окружавших его в далеком городке на границе Сибири и Казахстана, городе ссыльных… Очень уютно, мелодично, для души и неспешного чтения.

8. Михаил Зощенко, «Сентиментальные повести»
Так писать о простом, бытовом и ежедневном может только Зощенко. Его нужно читать и перечитывать.

9. Игорь Губерман, «Гарики на каждый день»
Известность поэту принесли его юморные четверостишья, которые называются «гариками». И действительно, они на каждый день. Открываю любой из томов в начале или конце любого дня, получаю либо совет, либо подведение итогов. Точно, емко, остроумно.

10. Владимир Маяковский, весь
Для поднятия работоспособности, духа, уверенности, силы. После Маяковского — хоть на амбразуру!

 

Читайте также:


Владимир Волков: «Без чтения моя жизнь сложилась бы иначе»

Наталия Кугель:«Я не в пятой колонне — я в шестой палате»

Владимир Бирюков:«Мы живем надеждой на чудо, которое не происходит»

Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER