«Чердобряк» Марины Танцыревой: чердак, который добряк, и его хозяйка
Помните, как ваши любимые детские журналы стояли в одном ряду с книгами?
С трепетом и до дрожи от ожидания, многие из нас заглядывали в почтовый ящик — новые «Веселые картинки», новый «Мурзилка»! Бегом домой, от ящиков, по лестнице, через несколько ступенек сразу. И рассматривать, читать, отгадывать и вырезать.
А у вашего ребенка сейчас так же? Скорее всего нет. Теперь детские журналы — это не друзья, которых ждут, а всего лишь картинки, напечатанные для раскрутки популярного бренда. Полистал и выбросил, там и читать особо нечего. Пензячка Марина Танцырева решила не мириться с таким положением дел и создала собственный детский журнал «Чердобряк». В нем она воплотила все лучшее, что может себе представить увлеченный человек, воспитывающий собственного ребенка.
Воплощенная мечта
— Затеять с нуля детский журнал в наше время, да еще человеку от мира СМИ и полиграфии абсолютно далекому, на мой взгляд, авантюра чистейшей воды. Тем не менее авантюре этой уже скоро год, и она весьма неплохо выглядит. Что все-таки стало толчком в жесткий мир медиабизнеса?
— Началось все с детства. Я мечтала стать журналистом, написать книгу. И чтобы ее обязательно издали и я могла дарить ее друзьям и знакомым. Но так сложились обстоятельства, что получила профессию экономиста, знала английский, была переводчиком, работала в Москве и во взрослой жизни ни о каком написании книги уже не думала.
После декретного отпуска встал вопрос, что делать дальше. Вторую мечту всей своей жизни я уже опробовала — поработала в школе учителем (преподавала английский язык). Многое нравилось. Но безумно раздражало делать что-то не так, как кажется правильным, а так, как за меня решили. В то же время школа помогла убедиться, что я очень люблю общаться с детьми, погружаться в их мир.
Мне всегда казалось, что лотки и прилавки завалены детской периодической литературой — разнообразной, яркой, интересной. Уверенность в этом начала таять, когда дочь доросла до возраста потребителя той самой детской периодической литературы, и я оказалась с кошельком в руке и недоумением. На «Мурзилке» литературно-познавательные журналы в свободной продаже закончились.
И вот после этого однажды ночью проснулась с четкой мыслью: у меня будет свой журнал для детей. Это было в декабре 2012 года. Через два месяца я начала над ним работать.
25 апреля 2014 года мой детский журнал был официально зарегистрирован Роскомнадзором. Первый номер вышел в сентябре 2014-го. Рассчитан журнал на детей в возрасте от 5 до 12 лет. Мы постарались собрать на его страницах все самое интересное. Здесь есть стихи, рассказы, сказки, отрывки из повестей, комиксы, мастер-классы, загадки, кроссворды, логические задания, фоторепортажи, конкурсы.
— Капитан Врунгель был уверен: как вы яхту назовете, так она и поплывет. В слове «Чердобряк» видится столько оттенков и смыслов, что верится в плавание не простое, но весьма увлекательное и главное — с хорошим финалом.
— Обложка — это лицо журнала. А название — его душа. Признаюсь, выбор названия для журнала дался мне гораздо сложнее, чем выбор имени для собственного ребенка.
Долгих девять месяцев я находилась в состоянии поисков: прислушивалась, приглядывалась, даже периодически принюхивалась. Все было не мое. Я слышала какие-то слова, но ни одно из них не находило отклика в моей душе, чтобы я сказала: «Да! Вот оно! Суть и сердце моего журнала!».
Помимо чувств и эмоций, требований было несколько. Оно должно быть русским, детским, ярким, звонким. Я начала «примерять» к журналу слова и словечки, фразы и выражения. Что-то казалось банальным. Вспомнила, что папа меня в детстве звал Мандаринычем. Ярко, звонко, сочно, по-детски. Но все же не индивидуально — мандаринов в каждом киоске на развес столько, сколько я журналов за пять лет не выпущу.
Что-то там было еще типа «Семеро с кнопкой» — гибрид от «семеро с ложкой» и «шило в одном месте», под которое при известных школьных обстоятельствах подкладывают канцелярские предметы. Голова разрывалась. В какой-то момент показалось, что все потеряно — журнал без названия в мои планы не входил.
Одним прекрасным зимним деньком я попивала на родительской кухне чай с земляничным вареньем и предавалась приятным воспоминаниям о собственном детстве.
В сознании всплыл уютный бабушкин чердак со множеством полок, шкафчиков, сундучков и закоулочков. Миллионом теплых, уютных, родных вещей и с непередаваемым запахом дерева и шумом дождя по жестяной крыше. Так и появился «Чердобряк» — добрый, милый, уютный чердак, который может многое рассказать и многому научить. Хранитель историй в своем обязательном художественном бардаке.
После того как название было выбрано, пришло время придумать логотип. Воплотить его в жизнь мог только человек, в чьем художественном вкусе и способностях у меня не могло возникнуть ни малейших сомнений. Пришлось в срочном порядке искать гения и перекладывать на его хрупкие плечи эту нехрупкую обязанность. Гений отыскался быстро.
— Хочешь причинить мне добро? — спрашиваю.
— Хочу! — ответил гений.
Вот так и договорились (смеется).
Топошлеп, мышуслик и другие
— Каждый, кто попадает на ваш чердак, практически моментально влюбляется в его обитателей. Откуда они там появились?
— Мне хотелось сделать журнал умным, интересным, красивым, ярким. Все эти качества нужно было собрать воедино. Вопрос, чем все это соединить, в общем-то даже не возникал. «Чем и как» родилось одновременно с названием.
Весь журнал объединяет большой, уютный и красивый Чердак, на котором можно найти все, что ни пожелается. Но Чердак без жителей — это пусто, грустно и как-то бездушно. Было решено: заселить! И поэтому теперь почти в каждой вещичке Чердака-Чердобряка кто-то живет. В ботинке — забавный Топошлеп, который любит гулять по родному городу и делиться впечатлениями. В глобусе — два мышуслика-путешественника в обнимку с чемоданом. В пальто, в граммофоне, в книгах, в фигурных коньках, в кастрюлях, банках с вареньем – везде есть кто-то, кому можно руку пожать и задать интересующий вопрос.
— А работа главного редактора, как я понимаю, — заставить весь этот забавный народец говорить и существовать в гармонии с окружающим миром?
— Изнутри все гораздо прозаичнее. Работа делится на несколько составляющих. Самая интересная и любимая — то, ради чего я и затеяла все это приключение: наполнение, идея, отбор, редакция, контроль.
Сначала был общий замысел с Чердаком и героями. Дальше надо было продумать все в мельчайших деталях. Какими должны быть герои, их характер, внешний вид, смысл нахождения на Чердаке. Оказалось, что сказочник из меня невеликий. Кинула клич: один подсказал одно, второй — другое. Затем каждый месяц работа примерно одна и та же: нужно придумать тему номера (она должна быть актуальна в данном конкретном месяце), разработать макет, выбрать авторов, их конкретные рассказы. Работа над одним макетом занимает несколько месяцев. Например, общий макет мартовского номера я нарисовала в момент сдачи декабрьского. А при сдаче февральского номера в печать макет мартовского уже полностью был готов. Но самый частый вопрос, который я слышу после рассказа о «Чердобряке»: «Клево, конечно! Да, молодец! Ну, а вообще, ты работаешь где-нибудь?». Со стороны, видимо, такая работа кажется не работой, а чем-то вроде приятного и необременительного хобби.
— Между тем, когда листаешь журнал, о дилетантстве, самодеятельности и провинциальном энтузиазме даже мысли не возникает. Очевидно, что над каждым номером трудится команда профессионалов. Кто они, эти бойцы невидимого фронта? И где вы их завербовали к себе на «Чердобряк»?
— Найти тех, кто может мне помочь в этом деле, если я никогда в своей жизни не принадлежала к творческим кругам, сначала казалось чем-то нереальным. Искала людей через Интернет, помогали знакомые. В большинстве своем наши авторы и художники — начинающие профессионалы с большим потенциалом.
Но я стараюсь сотрудничать и с уже хорошо известными детскими авторами и поэтами: Альбертом Лихановым, Людмилой Улановой, Юлией Камышевой, Владимиром Юраковым. Список на самом деле длинный. В общей сложности в создании девяти выпусков «Чердобряка» участвовало более 60 человек.
Победить ширпотреб
— И все-таки в «Чердобряке» очень отчетливо слышится и этакое вот «бряк», без которого ни одного ребенка не бывает. Брякаться нам всем приходилось, и не только в детстве. Подозреваю, и у вас не без этого.
— Это, конечно, так. Не успела я прийти в себя от радости и восторга от первых нескольких номеров, как в стране наступил кризис. На издательском деле он отразился очень серьезно. Буквально в один день чуть ли не в два раза подорожала стоимость мелованной бумаги, на которой печатается «Чердобряк», а также услуги типографии. Пришлось в срочном порядке искать новые варианты, поставщиков. И эта работа до сих пор продолжается. Потом «сюрприз» преподнесла Почта России, подняв стоимость доставки. Пришлось придумывать различные акции и бонусы для того, чтобы удержать читателей. Так что обязательные платежи съедают огромное количество средств.
— Мальчишки, девчонки и уж тем более их родители — довольно сложная аудитория. Как они восприняли появление пензенского журнала? Большинство из нас выросли на «Мурзилке» и «Веселых картинках». Современные мамы и папы стараются привить своим чадам любовь к печатному слову?
— Реакция была очень хорошей. Сначала я распространяла журнал через Интернет, собирала вокруг себя молодых мам на форумах, в социальных сетях. Потом работа закипела и в оф-лайне. Сегодня «Чердобряк» продается во всех районах нашего города, в Кузнецке, Каменке и Заречном. На территории области почти 100 пунктов продаж (полный список есть в группе «Чердобряк» ВКонтакте). Журнал читают даже за границей.
Есть те, кто с нами с самого первого номера, и я уверена: они останутся до тех пор, пока не вырастут детки. Многие говорят массу приятных слов во время презентаций «Чердобряка», благодарят за стремления. А есть и те, кто считает, что стоимость журнала (100 рублей) – это очень дорого. Хотя тут же покупают ребенку китайскую игрушку за 150 рублей, которая сломается уже завтра. А журнал — это не на один день. Он учит, развивает, развлекает… Это совместный досуг ребенка и родителя. Вот этого мне не понять.
Что касается любви к печатному слову, то все мы видим, что компьютеры «захватывают» мир. Дети привыкают к быстрой, сжатой информации. С одной стороны, это хорошо, а с другой — плохо, так как ребенок отвыкает думать, анализировать. Поэтому детям все тяжелее становится читать книги. Мне сложно представить, что будет, когда придет их время читать Толстого.
Преимущество журнала в том, что это еще не книга, но уже и не компьютер с Интернетом. Он знакомит детей с относительно длинными, но литературно грамотно написанными текстами, над которыми можно и нужно подумать. Таким образом, дети начинают понимать, что на компьютере свет клином не сошелся, что есть вещи не менее интересные. Мы, к примеру, публикуем небольшие отрывки из детских книг. Родители видят, что ребенку нравится автор, покупают книги и потом пишут благодарные отзывы за знакомство с писателем. Получается, что мы помогаем родителям прививать детям любовь к чтению, учить их самостоятельно думать. Сейчас это необыкновенно важно.
Десять книг марины Танцыревой
1. Юрий Томин, «Шел по городу волшебник»
После прочтения этой книги приходит осознание того, что у каждого человека обязательно должен быть свой коробок с волшебными спичками. И если задуматься — он есть. Внутри каждого. Главное, увидеть его, схватить и не потерять.
2. Николай Носов, «Незнайка на Луне»
Книга для детей на все времена. Это первые уроки экономического устройства общества для детей. Кратко, доступно и пугающе точно.
3. Михаил Булгаков, «Собачье сердце»
Отличное руководство по эксплуатации и общению с многочисленными Шариковыми.
4. Виктор Пелевин, «Желтая стрела»
Поезд — как модель мира, и общий на всех поезд «Желтая стрела». Билеты обмену и возврату не подлежат?
5. Джордж Оруэлл, «1984»
Правда у каждого своя и может меняться вне зависимости от настоящих событий. Можно это видеть, а можно закрывать на это глаза — умышленно или бессознательно. Так было, есть и будет. Книга, чтобы понимать происходившее и происходящее вокруг.
6. Юрий Трифонов, «Московские повести»
Почему мы зачастую поступаем не так, как велят совесть и здравый смысл? Привыкли? Лень? Превратности судьбы, когда долг противоречит совести, а совесть противоречит чести? Многие найдут в его произведении ответы на эти вопросы.
7. Александр Чудаков, «Ложится мгла на старые ступени»
В своем романе, который в общем-то биографический, автор рассказал о своем детстве, о семье, о множестве людей, окружавших его в далеком городке на границе Сибири и Казахстана, городе ссыльных… Очень уютно, мелодично, для души и неспешного чтения.
8. Михаил Зощенко, «Сентиментальные повести»
Так писать о простом, бытовом и ежедневном может только Зощенко. Его нужно читать и перечитывать.
9. Игорь Губерман, «Гарики на каждый день»
Известность поэту принесли его юморные четверостишья, которые называются «гариками». И действительно, они на каждый день. Открываю любой из томов в начале или конце любого дня, получаю либо совет, либо подведение итогов. Точно, емко, остроумно.
10. Владимир Маяковский, весь
Для поднятия работоспособности, духа, уверенности, силы. После Маяковского — хоть на амбразуру!
Читайте также:
Владимир Волков: «Без чтения моя жизнь сложилась бы иначе»
Наталия Кугель:«Я не в пятой колонне — я в шестой палате»
Владимир Бирюков:«Мы живем надеждой на чудо, которое не происходит»
Автор: Елена КУЛАКОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики
Новогодние представления и спектакли для детей в Пензе 2024-2025: Гарри Поттер, «Принцесса на горошине» и маскарад
Публикуем даты и цены«Ты хакнула систему»: певица IOWA поддержала певицу из Пензы Софью Бабич
Пензячка прошла в финал певческого конкурсаВ Пензе открылся новый сезон фестиваля ПФО «Театральное Приволжье»
Две большие буквы Анатолия Омельченко: в пензенском худучилище проходит выставка работ мастера
Студентка ПГУ Чабота Мунсанже из Замбии стала «Мисс Мира. Folk Queen»
В Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
Новогодние представления и спектакли для детей в Пензе 2024-2025: Гарри Поттер, «Принцесса на горошине» и маскарад
Публикуем даты и цены«Ты хакнула систему»: певица IOWA поддержала певицу из Пензы Софью Бабич
Пензячка прошла в финал певческого конкурсаВ Пензе открылся новый сезон фестиваля ПФО «Театральное Приволжье»
Две большие буквы Анатолия Омельченко: в пензенском худучилище проходит выставка работ мастера
Студентка ПГУ Чабота Мунсанже из Замбии стала «Мисс Мира. Folk Queen»
В Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
Пензенские студотрядовцы вошли в число лучших на Всероссийском слете
В этом году мероприятие собрало 12 500 человек из 89 регионов нашей страныБанк «Кузнецкий» подвел итоги финансовой деятельности за 10 месяцев 2024 года
Чистая прибыль Банка «Кузнецкий» за десять месяцев текущего года составила 178,5 млн рублейВ Пензенской области 31 тысяча женщин ведет деятельность как самозанятые
Развитие бизнеса реализуется в рамках нацпроектаКак открыть свой бизнес с нуля: полезные советы для начинающих предпринимателей
Банк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Пензенские предприниматели активнее пользуются «зонтичными» поручительствами Корпорации МСП
Единственный пензенец, сажающий тыкву в промышленных масштабах: история Виталия Денисова
Первым замминистра физической культуры и спорта Пензенской области стал Владислав Чесноков
Ранее он занимал должность в комитете по физической культуре, спорту и молодежной политике ПензыОлег Мельниченко выступил в Москве с докладом о развитии аграрной дипломатии
В столице прошло заседании Совета глав субъектов РФ при МИД России