Братья Мозжухины: за кадрами фильма

Братья Мозжухины: за кадрами фильма

Один сводил с ума поклонников волшебным голосом, другой — молчанием. Один жил, пока мог петь, другой блистал, пока был беззвучен

Несовпадения их личностей можно перечислять бесконечно. Но духовно они были неразрывны, два родных брата, две звезды равновеликие — Александр и Иван Мозжухины.
Александр — выдающийся оперный певец, обладатель баса редкого тембра. Иван — первый русский киноактер, покоривший мир.

Они родились в конце XIX века в крестьянской семье, недалеко от Пензы. Александр в год рождения Ивана уехал в Пензу учиться в духовной семинарии. Когда в пензенской гимназии учился Иван, Александр уже приезжал в город на гастроли.

Во Францию эмигрировал сначала Иван и стал там кинозвездой. Он покинул Россию сознательно и никогда не думал о возвращении. Александр сделал это скорее вынужденно и всегда хотел вернуться домой. Вместе они, как могли, помогали живущему в Пензе отцу, ставшему изгоем из-за них, «изменников Родины».

Мозжухины были высочайшими профессионалами. Выступая перед зрителями мира, всегда оставались русскими артистами, прославляли российское искусство. При всем различии их взглядов и образа жизни в главном — подчинении всей жизни служению искусству — они были едины.

В этом году мне посчастливилось работать над документальным фильмом про братьев Мозжухиных. Каждый новый фильм – это открытия. Сначала в архивах, когда готовится сценарий. Потом – во время съемок.

По разным причинам далеко не весь материал попадает в фильм. И всегда хочется рассказать о том, что осталось за кадром.

История одной любви

Архивы братьев Мозжухиных, рассеянные в огромном архивном пространстве страны, до сих пор ждут своих исследователей. Не написано еще монографий, подробно анализирующих их творчество. Многое до сих пор даже до конца не прочитано.

Между строк писем, записок, памятных надписей на фотографиях, дневниковых записей встают их живые лица, характеры, драматические, а порой и трагические жизненные ситуации.

Расскажу лишь об одной.

Иван Мозжухин был женат несколько раз. Всегда был окружен любовью поклонниц. Но сына он признавал только одного — Шуру. Его матерью была актриса Ольга Телегина, по сцене – Броницкая. Зимой 1907–1908 годов театральная труппа, которую держал брат Ольги Петр Телегин-Заречный, играла в Пензе. Восемнадцатилетний Иван, к тому времени уже выступавший на любительских и профессиональных подмостках Пензы, познакомился с Петром и Ольгой Телегиными.

В его архиве сохранилось несколько фотографий того периода, две из них обозначают этапы разыгравшейся любовной драмы. На первой — прелестная девушка. На обороте надпись: «Скверному мальчишке Ваньке от Лельки Броницкой». В центре, в кавычках (очевидно, цитата): «Зачем скрывать то, что красиво». И в самом низу фотографии дата: «12 декаб
ря 1907 года, Пенза».

На второй фотографии — Ольга с сыном. Лицо у девушки грустное, потерянное. На обратной стороне надпись: «От маленького плаксы Шурика на память о Черкассах дяде Ване». И чуть ниже: «Шурка родился 30 сентября 1908 года».

Со времени той, первой фотографии прошло ровно девять месяцев. Иван за это время окончил гимназию, поступил на юридический факультет Московского университета. В то же лето умчался за театральной труппой в Черкассы – то ли театр его манил, то ли как магнит притягивала любимая женщина, которая ждала их сына…

Через год он вовсе оставил университет и  присоединился к труппе Петра Заречного. Еще через несколько лет стал работать в Москве. Шурик так и остался незаконным сыном – брак не был заключен. Очевидно, что в планы Ивана Мозжухина, уверенного в своем будущем кинозвезды, не входило создание семьи. Да и иметь ребенка молодому актеру было ни к чему — разрушало статус, отпугивало поклонниц. Грустно. Но, как знать, может быть, эта «незаконность» в годы сталинских репрессий спасла жизни Ольги и Шуры… Ведь всех Мозжухиных, оставшихся в России, – отца, двух братьев (в семье было четверо детей) — репрессировали.

В 1920 году Иван перебрался из России в Париж уже с официальной женой — знаменитой актрисой Натальей Лисенко. Но все годы эмиграции поддерживал связь с Ольгой и сыном. Помогал, пока была возможность.

Мне удалось разыскать в Москве семью Телегиных: внука Ольги и Ивана Мозжухина Николая, правнука Сергея, праправнука Колю. Жена Николая Александровича Нина Петровна рассказала, что Ольга родом из  богатой и образованной купеческой семьи, жившей в Екатеринбурге. Была очень красивой. За всю жизнь так и не вышла замуж. Наверное, не смогла полюбить другого мужчину.

Наши люди в Париже

Жизнь и работа братьев Мозжухиных проходили за небольшим исключением в самом центре Парижа. В один из съемочных дней мы с оператором составили пеший маршрут и вышли на Большие бульвары.

Чуть в стороне от бульвара – офис студии «Альбатрос», где работал после приезда в Париж Иван. Рядом Комическая опера и Гранд-опера — места триумфа Александра. Дальше — кинозал «Мариво», где состоялась премьера кинодебюта Ивана — фильма «Костер пылающий».

И знаменитое «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок, где не только состоялся первый в мире публичный киносеанс, но и, конечно, шли все фильмы с Иваном Мозжухиным.
Чуть в стороне — концертный зал «Гаво», где Александр впервые выступил перед парижанами. Несколько минут по направлению к Триумфальной арке — и вы увидите отель «Наполеон», в котором одно время жил Иван.

Если пересечь Елисейские поля и пройти в сторону Эйфелевой башни, на берегу Сены вы увидите знаменитую Русскую консерваторию имени Сергея Рахманинова, где состоялось последнее выступление Александра. Недалеко дом, в котором жил перед отъездом в Америку Иван.

Переедете на другой берег Сены и попадете на бульвар Гренель — сюда, в советское посольство, часто ходил Александр с просьбой выдать им с женой визу для отъезда на Родину…

Такой вот выстроился «мозжухинский маршрут» — поперек всех знаменитых парижских туристических маршрутов.

Храм во имя Родины

Лишь два съемочных объекта находились в стороне от центра Парижа. Первый — небольшой городок Аньер-сюр-Сен. Здесь, в большом нарядном доме напротив мэрии, жили Александр Мозжухин с женой.

Недалеко от дома, рядом с железнодорожным полотном, — храм Христа Спасителя.  Он необычен тем, что был построен на деньги прихожан — бедных русских эмигрантов. Больше пищи телесной им нужна была жизнь духовная.

Когда мы начали съемки, к нам подошел мужчина — Кирилл Васильев, регент храма, потомок русских эмигрантов, возводивших его. Он открыл для нас двери, и мы сняли изнутри этот удивительный дом — памятник любви и преданности русских людей своей вере, своей культуре.

Александр Мозжухин был в храме не только прихожанином, но одно время и членом приходского совета. Пел здесь в церковном хоре.

Мы не знаем пока, где его отпевали. Скорее всего, тоже здесь. Но возможно, в церкви Успения Божьей Матери на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа, где братья лежат в одной могиле.

Это знаменитое кладбище и стало нашим вторым съемочным объектом, удаленным от Парижа.

…Очевидно, что на могиле братьев Мозжухиных нечасто бывают поклонники. Их подлинные поклонники, их современники, давно умерли.

Иван и Александр служили капризным музам — очарование их гения ушло вместе с их временем.

Мы не можем сегодня насладиться волшебным голосом Александра — старые граммофонные записи не заменят живого выступления актера.

Фильмы с участием Ивана Мозжухина тоже интересны прежде всего любителям истории кинематографа. Искусство техногенное, кино ушло далеко вперед, в XXI веке снимают и показывают по-другому. Но очевидно, если бы в цепи развития отечественной и мировой культуры не было этого уникального звена — братьев Мозжухиных — современное искусство стало бы другим.

Премьера фильма «Братья Мозжухины» из цикла «Гении места», снятого в 2015 году при поддержке Министерства культуры РФ, состоится в Пензе в ноябре, в рамках VIII кинофестиваля «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина.

Автор: Светлана СТАРОСТИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное