17 тонн бронзы: «Первопоселенец» мог стоить Георгу Мясникову должности

Памятник первопоселенцам на пензенской земле, установленный в 1980  году в честь 600-летия Куликовской битвы, стал визитной карточкой города.

Двухметровая бронзовая композиция символизирует два начала в судьбе первых жителей нашего края — охрану юго-восточных границ Русского государства от набегов степных кочевников во второй половине XVII века и крестьянский труд. В 1983 году памятнику присвоили статус объекта культурного наследия регионального значения.

Защитник крепости — землепашец

У памятника, который в народе по-свойски называют «Мужик с конем», необычная история, которая подробно описана в изданных дневниках второго  секретаря Пензенского обкома КПСС (с 1961 по 1986 год) Георга Мясникова. 

С его именем связано много интересных культурных проектов нашей области. Он считал, что «создание романтики и величия родных мест — это не баловство, а патриотизм» и «культура города решительным образом влияет на культуру людей».

Работа, связанная с созданием монумента первопоселенцам, началась в конце 1977 года. Идею Георга Васильевича воплотили в жизнь ленинградцы — скульптор Валентин Козенюк и архитектор Юрий Комаров.

Валентин Козенюк — профессор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии — работал в области монументальной и станковой скульптуры. Прославился тем, что создавал величественные монументы Александру Невскому. Эти памятники, поставленные в Санкт-Петербурге, Пушкине и других городах, составляли смысл его жизни. Кстати, Козенюк участвовал и в создании монумента воинской и трудовой Славы пензенцев.

Скульптор преклонялся перед героями русской истории. Он был родом из казачьей семьи, и самобытная культура народности, основу которой составляла защита отечества, сполна отразилась в его творчестве. Поначалу он предложил Мясникову композицию «Вольга и Микула» — с образами  былинных богатырей. 

Но когда Мясников рассматривал фотографии эскиза, у него возникла другая идея: оставить только крестьянина с копьем в правой руке и сохой в левой. Он написал тогда в своем дневнике: «Хорошая идея — плуг и копье, интересная природа – человек и конь (а в Пензе нет и не было конной скульптуры), хорошая пластика, единство, продуманная композиция. Вещь получилась доброй». 

Скульптор принял идею второго секретаря обкома, обсудил с ним проект будущего памятника, и ему удалось создать выразительный художественный образ. 

Спор о месте

Георг Васильевич сам выбирал место для скульптурной композиции. Первоначально он остановился на районе кафе «Засека». Однако столь грандиозное сооружение было жалко ставить на окраине города. Мясников решил: «Надо делать «умный» сквер на площадке у исторического вала, у библиотеки им. М. Ю. Лермонтова… Памятник будет хорошо смотреться на фоне неба и лесных просторов».

Всю округу пришлось перестраивать, создавая общий мемориальный комплекс: восстанавливать крепостной вал XVII века, фрагменты стены с набатной башней, колоколом и подлинной старинной пушкой. Колокол сняли с церкви села Симбухово Пензенского района, которую усердно строил первый пензенский губернатор Филипп Вигель (в ней он и похоронен). 

Кстати, тогда же Мясников решил построить со временем лестницу, которая спускалась бы к памятнику с Советской площади (ныне Соборной).

Архитектором Юрием Комаровым был разработан проект оформления площадки под памятник. Сегодня она выглядит так. Основанием памятника, расположенного на краю обрыва, служит небольшой рукотворный курган высотой два метра. Вокруг него — смотровая площадка, обнесенная металлическим ограждением, в каждый фрагмент которого вмонтированы изображения исторического герба города, отлитые из чугуна. На постаменте начертана надпись, посвященная основанию Пензы: «ЛЕТА 7171 – 1663 – НА РЕКЕ ПЕНЗЕ ВЕЛЕНО ГОРОД СТРОИТЬ» (старое летоисчисление до принятия Петром I в 7208 г. началом нового года 1 января 1700 г.).

Интересно, что Мясников поначалу решил снести дом почтмейстера, который находился на площадке, выделенной под памятник. Потом раздумал, и уже через три года дом был превращен в Музей одной картины, который носит теперь имя Георга Васильевича.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное