Как фермер из Мокшана выращивает высокоурожайный картофель

В своем хозяйстве картофелевод меньше 30 тонн с гектара не собирает

Как фермер из Мокшана выращивает высокоурожайный картофель

Картофелевод Андрей Богаткин из села Муратовка настолько увлечен своим делом, что оно снится ему ночами

Этим надо жить

– Вижу сны: то будто картошку не посадил вовремя, то не полил, то гербицидами не обработал – и она бурьяном заросла. В общем, голова о ней болит в режиме 24/7, – признается Андрей.

Но это звучит не как жалоба на тяжкую фермерскую долю, а как рассказ о любимом, пусть и капризном ребенке, доставляющем родителю немало хлопот.

– В этом году весна выдалась холодная, пришлось задержаться с посадкой, так ранняя картошка даже цвести не стала: бутон набила – и скинула. Как почувствовала, что времени для цветения уже не остается, надо торопиться клубни завязывать. Утром в поле приезжаю – она
одна, вечером – совсем другая. Так интересно! Этим жить надо…

Неудивительно, что при таком отношении ко второму хлебу Богаткин стал одним из лучших картофелеводов Пензенской области. Свое дело начал 12 лет назад – несколько гектаров земли выделил сыну отец Александр Анатольевич, тоже фермер.

На гребне успеха

Первое время сажали картошку дедовскими методами – вручную, в борозды, прикатывали обычным бревном. Но эта технология не давала высоких урожаев, и Андрею пришлось погрузиться в теорию овощеводства, изучить передовой опыт возделывания корнеплодов.

В конце концов выбрал голландский инновационный способ, позволяющий собирать с одного гектара 30–40 тонн картофеля: клубни сажают в сформированные высокие гребни, хорошо защищающие подземную часть растения от гнилостных процессов и помогающие насытить кусты кислородом и солнечным светом.

Однако эта технология потребовала миллионных вложений: нужны были трактор, картофелесажалка, гребнеобразователь, картофелеуборочный комбайн, поливочная система, хранилище. И, конечно, элитные семена.
На развитие производства уходила вся прибыль от продажи картофеля, пришлось взять несколько кредитов. Большим подспорьем стал грант Министерства сельского хозяйства в 1,5 млн рублей, который КФХ получило в 2017 году.

Не привыкли к чистой

– Мы действительно стали получать высокие урожаи: меньше 30 тонн с гектара не собираем, в один год даже до 42 тонн дошло, – рассказывает Богаткин. – Выращиваем несколько проверенных районированных сортов картофеля. Самый популярный и вкусный – «гала», выведенный европейскими селекционерами. Еще и на вид красивый. Помню, подготовили мы его к продаже (вымыли, расфасовали в сетки – клубень к клубню, ни пятнышка, ни червоточины) и повезли в Пензу на ярмарку. Разложили на прилавке – а народ мимо идет, говорят: «Зачем нам египетская картошка?»

Я устал доказывать, что это своя, мокшанская. А они свое: «Будет врать-то, откуда в Мокшане такая?» И идут к соседу, который продает картошку в привычном формате – она стоит у него в цинковых ведрах, облепленная землей. Не представляете, как обидно было!

Ранние сорта корнеплодов в КФХ начнут собирать в последних числах августа, хотя созреют они значительно раньше. Но молодой картофель Богаткин не продает. По словам Андрея, эту нишу на нашем рынке заняли Краснодарский край и другие южные регионы, уже поставляющие клубни нового урожая.

– Молодой картофель – очень нежный, его собирают практически вручную, чтобы не повредить клубни, для чего требуется дополнительная рабочая сила. Сейчас для нас это нерентабельно и невыгодно. Мы подождем, когда кожура на клубнях станет достаточно плотной, чтобы можно было спокойно убрать их комбайном и уложить в хранилище на зиму.



Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное