На блошином рынке Пензы продают рога, патефон и купюры с ошибками

На блошином рынке Пензы продают рога, патефон и купюры с ошибками

А также книги Сталина и Мао Дзэдуна — ФОТО

На этот рынок можно отправляться, даже не имея никаких денег, кроме завалявшейся в кармане мелочи. И то без покупки не уйдешь.

Блошиные рынки были необычайно популярны в дореволюционной России. Названы так потому, что там продавали ношеную одежду для бедных, в складках которой частенько обитали блохи.
В Пензе бытовало другое название — толкучка. Народу по рядам ходило так много, что люди невольно задевали друг друга.

Первая толкучка появилась в нашем городе в XVIII веке, неподалеку от Базарной площади. В советские времена барахолку попытались перенести в Ухтинку (Бессоновский район). Но она вернулась на улицу Богданова. Затем ее снова «сослали» из центра города, на этот раз в Терновку. Городские власти посулили, что наведут на ней порядок, но обещанных навесов и стеллажей нет и поныне.

Бесплатный спектакль
Дмитрий Сасулин с полным правом может считать себя старожилом вещевой ярмарки:

— Я торгую на барахолке уж лет десять точно. Совершенно этого не стесняюсь. Во-первых, это лишняя копейка в семейный бюджет. Во-вторых, отличное времяпровождение, особенно в хорошую погоду. В-третьих, здесь всегда можно купить что-то полезное для дома, для быта.

— А откуда вещички? — спрашиваю я.

— Да не проблема! Что-то от детей остается. Купили себе новую одежду, а старая еще пригодна для носки? Сюда ее! Родственники, знакомые что-то приносят. Им самим или некогда, или комплексуют. Редкий выходной ехать не с чем.

— А как с конъюнктурой рынка?

— По-разному. Понятно, что летом нет смысла торговать шарфами и шерстяными носками. Зимой не в ходу футболки и сланцы. Всегда хорошо идет мелочевка: игрушки, инструменты, посуда, ложки-вилки, значки. Бывает, все улетает в первые часы. Кроме того, зависим от погоды — стоим ведь под открытым небом. Случается, что весь свой скарб назад домой приносишь.

Признаюсь, с Дмитрием знаком еще с института. Интересный, образованный человек. Благодаря его совету мне удалось избавиться от нескольких устаревших гаджетов. Я удачно продал три видеокамеры парням из Средней Азии. На их родине формат моих устройств был, говоря по-модному, еще «в тренде».

Вообще, сам процесс купли-продажи довольно увлекателен. Продавцу важно соблюсти свой интерес — отдать товар подороже. Покупатель хочет торговаться до минимума. Нередко общение двух «игроков» на базаре затягивается и достигает высоких децибел. В итоге стороны чаще всего приходят к компромиссу, а зеваки довольны бесплатным спектаклем.

Чем нынче торгуют?
А чем угодно! Седовласые завсегдатаи заранее «бронируют» излюбленные места, неторопливо раскладывая товар на центральной аллее. Например, Юрий Иванович, старый знакомый Дмитрия, торгует зарядниками, советскими приемниками-транзисторами, старыми фотоаппаратами, часами, календарями, книгами.

А вот Николай, молодой паренек, притулился в самом конце, на пятачке, со скромным товаром. Видно, что новичок. Обратился к нашему фотографу:
— Подскажите, за сколько фотоаппарат можно продать? От деда вот «Зенит» остался…

А его тезка, веселый пенсионер, продает раритет — патефон «Дружба». Он в отличном состоянии, разве что не блестит.
— Погодите, сейчас «Рио-Риту» включу. Под нее Фокса в фильме брали (имеется в виду кинохит Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». — Авт.).

Услышав популярную в 30-х годах прошлого века мелодию, люди начали останавливаться:
— Отец, почем аппарат?

По моим понятиям, 13 тысяч рублей за раритет — вовсе не большая цена!

У этого же продавца обнаружились книги Сталина и Мао Дзэдуна 1958 года выпуска. По 200 «рэ» за штуку.

А за 15 целковых у соседа можно было купить газеты «Правда» и «Красная звезда», тоже 58-го года.

Ни в каком магазине вы не найдете сегодня семискоростной велосипед «Сура-7», произведенный некогда на известном пензенском предприятии «ЗИФ». Здесь — пожалуйста. За 7,5 тысячи рублей, как будто только с конвейера.

А еще один чудак за 5 тысяч отдавал ржавый трезубец. Оказалось, что это фрагмент украшения ворот, отлитый еще в XIX веке. Прямо настоящий краеведческий музей на поляне…

О том, что за смешные деньги можно купить разные вещички, даже не говорю. С пятью рублями в кармане и то можно что-то сторговать.

Покупатели и обыватели
Есть такие энтузиасты, которые приходят на барахолку, как на работу, — каждое воскресенье. Первая волна — коллекционеры. В поисках нетривиальных вещиц они готовы впотьмах бегать по рынку с фонариком.

Александр — нумизмат, охотится за редкими юбилейными десятирублевками.

— Выпуски монет Чеченской республики и Ямало-Ненецкого АО были малотиражными, поэтому они в цене, — объясняет он. — Ищу также прикольные экземпляры. Например, я купил пятирублевку 1997 года, где была ошибка — перевернута одна цифра. Очень высоко ценится!

От 8 до 10 часов утра на барахолку устремляется основной людской поток. И не только простой люд, но и вполне обеспеченные пензяки. Александр Сычев, известный ценитель и эксперт изобразительного творчества, частенько приезжает в Терновку. Редко, но появляются здесь настоящие шедевры.

У музыковеда и диджея Владимира Попова свой интерес — ищет и находит диски известных исполнителей. В том числе и опять вернувшийся к жизни «винил». Александр Климов, мастер-умелец, покупает комплектующие и запчасти для очков, зонтов, парикмахерского инструмента. А сколько приезжает книголюбов, сантехников, рыбаков, садоводов!

Каждый непременно найдет здесь что-нибудь полезное для себя. Как минимум весьма увлекательная экскурсия и живое общение гарантированы.


Читайте также:

Услуга онлайн-брони для пензенских турбаз является экзотикой

Автор: Алексей ПРАВДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER