Кто в Пензе чаще заходит за готовой едой и как кризис сказался на общепите

Кто в Пензе чаще заходит за готовой едой и как кризис сказался на общепите

Об этом «ПП» рассказала хозяйка кулинарного магазинчика Людмила Буланова

Зареченка Людмила Буланова любит готовить. То, что другим кажется повседневным рутинным занятием, она умудрилась превратить в дело, которое приносит доход

Лучше у плиты, чем у станка

Еще несколько лет назад основными потребителями готовой еды были тоскующие по домашним блюдам холостяки. Но сегодня в числе постоянных клиентов кулинарных магазинов — представители самых разных слоев нашего общества, в том числе пенсионеры и женщины, которым надоела роль кухарки.

У Людмилы Булановой — небольшой кулинарный магазинчик в Пензе. Цены здесь существенно ниже, чем в пензенских столовых. При этом все свежее. Мы спросили у хозяйки, кто чаще всего заходит за готовой едой и как кризис сказался на сфере общепита.

— Людмила Семеновна, расскажите о своем бизнесе. Это все-таки предприятие общественного питания или торговли?
— Ни то, ни другое. У того формата, в котором мы работаем, есть свое название — магазин готовой еды. Мы предлагаем покупателям купить уже приготовленные блюда (их нужно только разогреть) либо полуфабрикаты, а также огромное количество выпечки. Такой формат очень популярен в Европе и сейчас завоевывает Россию. В нашей стране передовиком этого направления можно назвать Казань. Что касается Пензы, то подобных магазинов здесь пока совсем немного.

Я кормлю людей уже более 20 лет. Все началось в 1996 году. До этого я много лет проработала на заводе. Долго искала, как себя реализовать. Оглядываясь назад, могу сказать, что жизнь разделилась на «до» и «после». И знаете, в профессиональном плане жизнь «после» мне нравится гораздо больше.

— Раньше ваш магазин находился в Заречном, теперь вы перебрались в Пензу. Не самый лучший период для того, чтобы экспериментировать.
— Нельзя стоять на месте — это я знаю точно. Конечно, сначала было непросто: пензенские клиенты отнеслись к нам настороженно. Я переживала, пыталась понять, в чем причина. Но оказалось, что нужно было время для того, чтобы люди попробовали, оценили. В нашем деле огромную роль играет доверие покупателей. Потеряв его однажды, вернуть очень трудно.

Экономим деньги. Или время?

— Кто чаще всего приходит за готовой едой?
— В первую очередь — работающие люди. Те, кто не хочет тратить время на то, чтобы несколько часов стоять у плиты, дабы накормить семью или друзей ужином.

Но что интересно, когда мы работали в Заречном, среди постоянных клиентов было довольно много пенсионеров. Оказалось, что им удобней прийти в магазин и купить 300 граммов супа на обед. Они четко знали, какую сумму могут потратить в день.

— Согласна, купить полуфабрикаты и готовый салат порой очень удобно. Но ведь самим приготовить их выгоднее.
— Многие хозяйки нерационально используют купленные продукты. Они приобретают их спонтанно, не думая о меню на ближайшие несколько дней. Время от времени все мы проводим в холодильнике ревизию и выбрасываем то, что испортилось: кусочек сыра, ломтик колбаски, чуток зелени. Или, к примеру, купили кочан капусты для щей, половину использовали, а про вторую забыли. Потом только и остается, что отнести ее на помойку. Магазины готовой еды используют абсолютно все продукты, которые попадают на кухню: из верхних листьев капусты можно сделать голубцы, остальное нашинковать для салата, тушения или тех же щей. Не пропадает ничего.

Да, может быть самостоятельное приготовление обойдется немного дешевле той суммы, которую человек отдаст за готовый салат. Но давайте посчитаем, сколько времени он сэкономит. Сначала нужно сходить за продуктами в магазин — это не меньше 40–50 минут, потом отварить ингредиенты, почистить, порезать. Вот и получается, что ради 400 граммов винегрета вы потратили почти два часа. Только подумайте, сколько полезного, нужного и приятного вы могли бы сделать за это время.

Кроме того, не всякой хозяйке удастся приготовить блюдо так же, как это сделает профессиональный повар. Есть определенные секреты, даже способ нарезки ингредиентов влияет на вкус.

— А продукты где закупаете?
— У нас собственный пруд, в котором разводим рыбу. Это тоже способ удешевить стоимость продукции. Овощи закупаем у населения. А в планах — договориться с жителями села, в котором находится наш пруд, чтобы они выращивали для нас морковь, лук, картофель. Раньше многие из них выращивали что-то на продажу. Потом сбывать стало некуда, и теперь у большинства сельчан на огороде лишь урожай, который смогут съесть сами. Они рады возможности заработать. Один из местных жителей решил даже поставить теплицу и выращивать зелень. Так что, покупая в одном месте и дешево, мы можем продавать готовую продукцию по приемлемым ценам. Нельзя забывать о том, что в стране кризис. Любому производителю сейчас важно попасть в золотую середину между такими понятиями, как «вкусно», «качественно» и «недорого». Сейчас тот, кто гонится за большой прибылью, рискует проиграть. Люди сокращают траты и не будут ходить туда, где дорого.

Мы играем на том, что из обычных продуктов придумываем оригинальные блюда. Например, курицу ведь можно не просто запечь в духовке, а потушить в каком-то новом и необычном соусе.

Некогда готовить

— Как вы видите развитие общепита?
— За магазинами готовой еды, как мне кажется, будущее. Посмотрите, какая интенсивная и насыщенная у нас стала жизнь. Во времена моей молодости у женщин было много свободного времени, они не сидели в Интернете, да и по телевизору показывали только два канала. Свои вечера мамы и бабушки проводили на кухне. А теперь им нужно отвести ребенка на секции, позаниматься йогой, походить по магазинам… К тому же женщины взвалили на свои плечи и бремя финансового обеспечения семьи. Многие приходят с работы только поздно вечером.

Знаете, мне очень нравится один из магазинов, который уже много лет работает в Германии. Это огромный зал, посередине которого расположена кухня. Например, вам захотелось рыбы. Вам тут же могут ее замариновать, как в ресторане, дома останется только пожарить или запечь. Не хотите возиться? Пока вы пьете кофе и листаете журнал, повар вам ее приготовит и упакует. Вот о таком магазине я мечтаю.

Что касается ресторанов и кафе, то в Пензенской области это слабое звено для бизнеса. Это мое личное мнение, основанное на расчетах. К сожалению, мы не приучены ходить в такие заведения. Для нас поход в ресторан или кафе – это чаще всего какое-то важное событие. Лишь единицы горожан пойдут и просто поужинают в каком-нибудь приятном заведении после работы. К тому же зарплаты у жителей области не позволяют часто ходить по ресторанам.

— А супермаркеты, в которых сегодня тоже можно купить салаты и вторые блюда. Они вам конкуренты?
— Конечно. Но для них готовая еда — это второстепенный вид дохода, на который не делается упор. Поэтому такие отделы почти не развиваются. А людям нужны разнообразие и свежесть, причем чтобы это было не накладно. Все шансы на успех есть именно у таких предприятий общепита и магазинов готовой еды.

Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное