Экономические санкции стали хорошим трамплином для пензенского предприятия

Экономические санкции стали хорошим трамплином для пензенского предприятия

или, Тормоз, который двигает вперед

Как гласит известная английская поговорка, бесконечно можно смотреть на три вещи: горящий огонь, бегущую воду и на то, как работает другой человек. Мне это выражение вспомнилось во время экскурсии на Пензенский завод точных приборов (ЗАО ПЗТП).

В механосборочном цехе я не могла оторвать глаз от слаженных действий штамповщиков Ходаковых — Юрия Ивановича и его сына Сергея. Как ловко, точно, быстро сгибали они плывущую с конвейера металлическую ленту, придавая ей форму гармони!

Чуть позже мне объяснили, что «гармошка» из сплава алюминия с хромом и сталью – это основа тормозного резистора для электровозов. В том числе и для новейших скоростных отечественных локомотивов «Ласточка», что курсируют сейчас по Московской, Ленинградской и Свердловской областям, а также по Краснодарскому краю. Именно они доставляли участников и гостей зимних Олимпийских игр 2014-го в Сочи к спортивным объектам.

Продукция для железных дорог России — одно из двух главных направлений деятельности ЗАО «Пензенский завод точных приборов». Второе — выпуск так называемых специзделий по Гособоронзаказу.

Тонущий флагман

Когда-то Пензенский завод фотозатворов, открытый в 1978 году наряду с такими крупными оборонными предприятиями, как «ЗиФ», Пензенский часовой завод, «Химмаш», «Электроприбор» и проч., относился к передовым, выполняя очень важную миссию. Официально здесь производили комплектующие к фотоаппаратам, а в закрытых цехах — электронные блоки высокоточных боеприпасов «Краснополь». Рабочие получали достойную зарплату, о текучке кадров не было и речи, а руководство не ломало голову над тем, где найти заказчика под свою продукцию.

Но в 90-е годы XX века кто-то решил, что скоро наступит мир во всем мире. Заказов от оборонки стало мало. Флагманы советской промышленности, переходя из одних частных рук в другие, пытались было барахтаться, осваивая несвойственную номенклатуру. Но это у них получалось плохо. Нечем стало платить зарплату рабочим, и квалифицированные специалисты, оставив любимое дело, подались в таксисты, в охранники, в грузчики...

Завод фотозатворов, поменяв свое название на ЗАО ПЗТП, кое-как держался на плаву за счет заказов от Министерства путей сообщения РФ.

Но это был мизер, большинство цехов практически не использовалось, они были отключены от отопления.

— Заказов не было, зарплаты не было, — с болью вспоминает начальник отдела сбыта Наталья Евстафеева.

Она пришла на завод на должность оператора ЭВМ молоденькой девушкой в конце 70-х, когда предприятие славилось не только в Пензенской области, но и в масштабах Союза. Пережила вместе с ним все его взлеты и падения.

— В обшарпанных холодных цехах было тоскливо, хоть волком вой. Средств не было даже на то, чтобы купить простенькую мебель в заводоуправление, сидели на облезлых стульях с шатающимися ножками. И верили, что когда-нибудь все изменится.

Так и вышло. Изменилась геополитическая ситуация, и вновь появились заказы от оборонки.

Работать красиво

Новый взлет ПЗТП пришелся на 2010 год, когда пришло новое руководство, началось техническое перевооружение и модернизация предприятия. Сегодня по его цехам приятно пройтись: светлые, просторные, оснащенные современными станками. Здесь много молодых рабочих в возрасте до 35–40 лет. Есть целые династии!

Взять тех же штамповщиков Ходаковых. Юрий Иванович много лет проработал на заводе инженером, был начальником участка. Сына Сергея впервые привел сюда, когда тот был еще школьником, – посмотреть, где трудится отец. На всех первомайских демонстрациях мальчик гордо шел в первых рядах, бок о бок с рабочими.

А потом Сергей и сам пришел на завод. Первую половину дня учился в вузе, вторую работал. Самое интересное, что в институте осваивал профессию… учителя информатики и математики.

— Для меня самого так и остается загадкой мой тогдашний выбор, — улыбается Сергей Ходаков. — Ведь меня всегда на завод тянуло.

Сергей уже успел сделать карьеру: начал с должности рядового рабочего, потом дорос до начальника цеха. Но сейчас вновь встал к станку. Объясняет все просто:

— В зарплате я не потерял, потому что у меня высокая квалификация, а свободного времени стало больше. Когда был начальником цеха, приходилось чуть ли не ночевать на заводе. Семь лет практически без выходных отпахал, жена и дети меня сутками не видели.

Как на ракетном крейсере

Как выяснилось, большинство рабочих здесь имеют высшее и среднее специальное образование. Современная техника требует соответствующего уровня знаний.

Что вот это за устройство такое непонятное, с пультами управления, как на ракетном крейсере, с конвейером, по которому плывет все та же резисторная «гармошка»?

— Современный сварочный станок, — поясняет оператор машины Дмитрий Алексеев. — Кладешь заготовку на одну сторону ленты, запускаешь станок пультом, и он автоматически выполняет все необходимые операции. Один станок заменяет собой труд 10–15 человек!

Что тогда говорить о мощнейших станках с ЧПУ, на которых изготавливаются сложные детали из цветмета.

— Раньше для выполнения всех операций понадобилось бы четыре станка, — рассказывает начальник цеха Андрей Соколов. Темпы работы ускорились в несколько раз.

В соседнем цехе мы познакомились еще с одной династией. Братья Владимир и Сергей Минины и сын Сергея Владимир трудятся по одной специальности: слесарь механосборочных работ.

— Мы с братом всю жизнь вместе, — рассказывает Владимир Минин. — Когда-то работали на других производствах, а последние четыре года — здесь. Я пришел первым, за мной подтянулся Сергей, а за ним и племянник. Работа всем нам нравится, на зарплату не жалуемся.

Не пустой звук

Фраза о том, что зарубежные санкции против РФ и контрсанкции положительным образом сказались на нашей экономике, стала расхожей. И многие в нее не верят. А между тем, как говорит зам. гендиректора по коммерческим вопросам и МТО ПЗТП Андрей Дорогов, это реально работает!

— Сейчас у нас значительно прибавилось заказов. Приведу пример: мы некоторое время назад конкурировали с одним украинским заводом по выпуску электро­аппаратуры для тепловозов и электровозов. Я устал обивать пороги потенциальных клиентов, мне постоянно отказывали, дескать, украинская продукция дешевле. А сейчас сами к нам идут, подписывают договоры о сотрудничестве.

Другой пример: раньше наш завод закупал изоляционные материалы у немецких поставщиков. Но евро сильно поднялся в цене, нам это стало невыгодно. Нашлись и в России предприятия, выпускающие ту же номенклатуру. Только мы, конечно, потребовали, чтобы качество не уступало заграничному. Что вы думаете — перестраиваются, доводят комплектующие до совершенства!

Интересная получается ситуация. Когда все хорошо — никто особо не напрягается. Когда прижмут — начинаем шевелиться. Вот уж поистине, нет худа без добра.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER