Анатолий Попов: «Сохраняется тенденция дистанционного открытия своего бизнеса»
В условиях рекордного роста МСП
– В прошлом году Корпорация МСП зафиксировала рекордный рост числа малых и средних предприятий (МСП) – до 6,3 млн, а также индивидуальных предпринимателей (ИП) – до 4 млн. Наблюдали ли вы эту тенденцию в банке?– Действительно, рост был. Увеличилось число вновь созданных компаний и ИП, открывающих счет. В 2022 г. у нас было 586 000 новых клиентов из сегмента МСП (370 000 ИП и 216 000 юридических лиц). Общая цифра за 2023 г. составила порядка 700 000 новых клиентов, из которых 454 000 – ИП и 214 000 – юрлица.
То есть если по числу прироста юридических лиц сегмента МСП ситуация более-менее стабильная, то по ИП, действительно, рост значительный: фактически в прошлом году их количество увеличилось на 30%.
Хочу отметить, что сохраняется тенденция дистанционного открытия своего бизнеса. В 2023 г. онлайн-регистрацией бизнеса в «Сбере» воспользовались 12,7% всех предпринимателей в стране. Годом ранее эта доля составляла 12,1%.
– Вы говорите про сервис Федеральной налоговой службы (ФНС) «Старт бизнеса онлайн», который в качестве эксперимента начал работать с 1 марта этого года?
– Мы уже давно совместно с ФНС работаем над упрощением технологии регистрации бизнеса и дистанционного открытия счета. За это время в «Сбере» дистанционно открыли бизнес порядка 600 000 компаний и ИП.
Сервис «Старт бизнеса онлайн» – это следующий этап. Если в прошлом году, до запуска проекта, дистанционная регистрация ООО или ИП занимала три дня, то теперь это гораздо быстрее. Будущие предприниматели имеют возможность дистанционно за один день получить комплексный сервис: зарегистрировать бизнес, выпустить электронную подпись от ФНС, открыть счет в банке.
– Почему МСП так важен короткий и легкий старт?
– Для большинства людей бизнес – это область неизвестного. Особенно это касается начинающих предпринимателей: они не знакомы ни с терминологией, ни с правовыми нормами, ни с механизмами предоставления отчетностей. Для таких людей максимальная простота и ясность – ключевые условия, чтобы начать свой бизнес.
Поэтому «Сбер» поддерживает инициативы максимально упростить регистрацию бизнеса в России, ведь это поможет увеличить число предпринимателей в стране и, главное, избавит начинающих бизнесменов от лишних действий, походов в налоговую и банк.
С 1 марта совместно с ФНС стартовал новый эксперимент – «Старт бизнеса онлайн»: первый счет предпринимателю в этом эксперименте был открыт в «Сбере».
Рискованный сегмент
– Вы активно кредитуете МСП, в том числе и только что созданные компании. Это ведь очень рискованный сегмент: релевантной отчетности нет, истории у предприятия нет. Как вы строите свои скоринговые модели при оценке платежеспособности подобных клиентов?– Вы правильно подчеркнули все проблемы. На самом деле мы используем не только прямую информацию о предприятии, которое только недавно начало деятельность (у таких компаний обычно очень маленькая или вообще отсутствует выручка), но и большое количество данных, которые являются закрытой информацией банка и косвенно позволяют нам предсказать вероятность возврата кредита.
Это позволяет нам выдавать кредиты, в частности, только-только начинающим предпринимателям. Например, у нас есть кредит с льготным периодом. Лимит этого продукта, правда, небольшой – до 200 000 руб. Но мы верим в то, что, получив первый кредит, наши клиенты научатся работать с такими продуктами, поймут, что кредитную поддержку получить несложно.
– Для банка так важно показать клиентам сегмента МСБ доступность заемных средств?
– Доступность кредитования и проникновение в клиентскую базу – очень важный фактор нашей эффективности. В «Сбере» сейчас 17,5% клиентов имеют действующие кредиты. Если посмотреть в среднем по рынку, то, согласно данным Банка России, эта цифра составляет всего лишь 8,2%. А если еще учитывать тот факт, что в сегменте МСП доля «Сбера» составляет 45% (т. е. почти каждый второй кредит выдаем мы), то можно понять, что в целом большинство других банков рассматривают кредитование малого и среднего бизнеса достаточно консервативно. У «Сбера» иначе: общий объем кредитного портфеля МСП, по данным на начало года, составляет 5,6 трлн руб.
Мы ставим перед собой цель, чтобы каждый четвертый клиент у нас имел кредитные продукты. Видим здесь потенциал, в том числе и надежных заемщиков, которые будут обслуживать свои кредиты.
Помимо стартового кредитного продукта, о котором я рассказывал, у нас есть продукты для сегмента более устойчивых предпринимателей. Тут уже можно получить и сервис рассрочки для бизнеса (за 30 дней до 10 млн руб.), овердрафтный кредит, банковские гарантии.
Важный сегмент
– Малое и среднее предпринимательство – достаточно широкое понятие, которое объединяет, по сути, три совершенно разных сегмента: микробизнес, малый бизнес и средний бизнес. Какова разбивка кредитов по этим трем субсегментам?– Вы абсолютно правы, что МСП состоит из трех подсегментов: микро-, малый и средний бизнес. Наш общий объем портфеля по МСП – 5,6 трлн руб. Если говорить про количество клиентов, то подавляющую часть составляют клиенты малого и микробизнеса. Если про объем кредитования – то половина портфеля приходится на компании из сектора недвижимости.
Напомню, что общий кредитный портфель «Сбера» – 23 трлн руб., соответственно, чуть-чуть больше 20% от общего портфеля занимают кредиты МСП.
Кроме того, мы кредитуем самозанятых – для них есть потребительский «Кредит на любые цели». Если самозанятый пользуется сервисом «Свое дело» в приложении «Сбербанк онлайн», то ставка будет на 1 п. п. ниже, чем для клиентов на стандартных условиях.
– А что происходит с кредитованием МСП сейчас, после значительного повышения Банком России ключевой ставки (на данный момент составляет 16%. – «Ведомости. Капитал»)? Продолжает ли малый и средний бизнес брать кредиты? Сокращаются ли выдачи?
– По результатам двух месяцев мы все равно видим рост объемов кредитования, хотя и не такой, как раньше. Но надо также помнить про сезонность. Традиционно I квартал – достаточно слабый период, низкий сезон. В сегменте МСП треть предприятий так или иначе связаны с торговлей, а высокий сезон для них – это IV квартал.
Также мы фиксируем уменьшение спроса на инвестиционные кредиты. Реализовывать инвестиционный кредит по ставке выше 20% не каждый сможет. Поэтому вполне логично, что заемщики рассматривают снижение своей активности. Восстановление темпов кредитования будет зависеть от сроков сохранения высокой ключевой ставки.
Создать привлекательные условия
– Многие банки предлагают отраслевые решения для бизнеса, в которые входит достаточно широкий перечень небанковских услуг. Это в большей степени маркетинговая история или дополнительный источник доходов для банка?– С нынешнего года мы стали развивать человекоцентричную модель бизнеса и шире смотреть на бизнес наших заемщиков, который не ограничивается только финансированием: изучаем отрасль, рынок, предлагаем клиенту различные варианты развития. Поэтому каждой отрасли мы предлагаем индивидуальные решения, чтобы людям было удобно использовать только те опции, которые им нужны. Идея заключается в том, чтобы помочь небольшим предпринимателям вести бизнес не в большом количестве инструментов, а чтобы у них был один, конечный и нужный.
Мы покрываем более широкий спектр клиентского пути, видим, что клиенты, которые используют дополнительные небанковские сервисы, в конечном счете дольше существуют на рынке и реже уходят из банка.
– «Сбер» ставит перед собой задачу зарабатывать какой-то доход на предложении таких небанковских сервисов?
– Скорее это наша точка дифференциации – как вы правильно сказали, маркетинговый инструмент. Мы хотим более комплексно покрывать клиентский опыт. И доходы от этих сервисов не стоят перед нами как отдельная задача. Наша задача – помогать им вести свой бизнес комплексно в одном решении, а не иметь тысячу различных кабинетов.
– А на чем банк зарабатывает при работе с сегментом МСП?
– Во-первых, это плата за проведение платежей в том или ином виде. Во-вторых, это пассивная база, т. е. у клиентов есть остатки на счетах, они размещают средства на депозитах. В любом случае для банка очень важно фондирование. В-третьих, это обслуживание входящих платежей и работа с физлицами – эквайринг и т. д.
– То есть, получается, малый и средний бизнес не только социально значим для страны, но и доходен для банков?
– Мне сложно сказать за коллег по цеху, но для «Сбера» – доходен точно. У нас в целом 3,2 млн корпоративных клиентов, из них МСП – это порядка 3 млн.
Особая категория
– Давайте шире коснемся темы самозанятых.– Самозанятые – это очень важное явление в российской экономике. Словом «эксперимент» это уже нельзя назвать (формально специальный налоговый режим действует в формате эксперимента с 2019 по 2029 г. – «Ведомости. Капитал»). Среди клиентов «Сбера» сейчас уже 8 млн самозанятых. Это те, кто имеет карту или счета. Бесплатным сервисом для самозанятых «Свое дело» в приложении «Сбербанк онлайн» пользуются более 1,8 млн клиентов. В сервисе самозанятый может создать QR-код для приема оплаты, формировать чеки для клиентов вручную, автоматически и даже из истории поступлений, оплатить налог и др.
Самозанятому в отличие от ИП не нужно открывать специальный расчетный счет для ведения бизнеса. Клиент может получать оплату на свою уже оформленную карту. Соответственно, при снятии с учета в качестве самозанятого никаких счетов в банке закрывать не нужно.
Сервис «Свое дело» поможет физическому лицу оформить статус самозанятого онлайн. Подключить сервис могут и те, кто уже зарегистрирован через ФНС или через другой банк.
Важный элемент
– Вы запустили премию «Любимый малый бизнес» – объявили об этом в январе. Итоги уже подведены. И возникает логичный вопрос: зачем это банку, что эта премия дает? Это благотворительность? Поддержка бизнеса? Или все-таки у премии есть и бизнес-составляющая, например привлечение новых клиентов?– Развитие предпринимательства – важный элемент культуры «Сбера». Мы хотим помогать предпринимателям, выявлять и поддерживать лучших. Предпринимателям очень важно общение и признание среди себе подобных. Наши клиенты тоже разделяют такие идеи. Мы получили более 13 000 заявок на участие, из них победителями стали 78 предпринимателей. Номинации такие: ресторанный бизнес, гостиничное дело, сфера красоты, розничная торговля, инновационный бизнес, производство, «молодой предприниматель».
– Премия проводится в Москве?
– Нет, во всех регионах страны.
– Как вы определяли победителей? И какие награды они получили?
– Оценка номинантов проходила на основе выручки участников, доли повторных покупателей за последние полгода, а также исходя из открытой информации о рейтинге предприятия и количестве отзывов о нем в сервисе «2ГИС», там довольно много людей пишут отзывы. Победители получили бесплатное обслуживание расчетного счета на пять лет, эквайринг на один год и другие призы от «Сбера» и партнеров.
– Вы планируете сделать премию ежегодной?
– Да. Мы хотим, чтобы формировалось сообщество малого бизнеса, и поддерживаем предпринимательское движение.
Реклама. ПАО «Сбербанк России» ИНН 7707083893. Erid: 2SDnjdZzU8y
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики

Ветераны СВО могут бесплатно научиться востребованной профессии
Учащихся поддержат кураторы, а специалисты образовательного провайдера проконсультируют по вопросам карьерных траекторий
В Белинской районной больнице завершают ремонт лечебного корпуса
Сейчас работы проходят на пятом этаже
Мельниченко поручил держать капремонт школ на особом контроле
Ход работ обсудили на заседании правительства Пензенской области
Ветераны СВО могут бесплатно научиться востребованной профессии
Учащихся поддержат кураторы, а специалисты образовательного провайдера проконсультируют по вопросам карьерных траекторий
Пензенские атлеты завоевали три медали на первенстве России
Тренируются спортсмены под руководством Дениса Башкирцева