За детей предстоит бороться

Мониторинг школьников. Пензенская областьКаждодневно, системно и всем миром – такую задачу поставил губернатор Василий Бочкарев перед министрами социального блока

И разговор начал с новой инициативы – индивидуального мониторинга каждого школьника.

Выявление состояния здо-ровья, склонностей к различным занятиям, спорту, режиму и культуре питания. Когда будет понятен общий статус ребенка, будет понятно «в какую сторону» его корректировать. Кого-то надо будет убедить заняться спортом, кого-то вовлечь в культурные или кружковые мероприятия, кого-то надо будет научить правильно питаться. Выходя из школы, дети должны быть не больными, а целеустремленными и разносторонне развитыми!

– Если ребенок болен, ему не до учебы. Соответственно, и родителям не до работы, они вынуждены брать больничный, просиживать в поликлиниках. И самое удручающее в этой ситуации то, что, придя в школу более-менее здоровыми, из ее стен дети выходят больными. Вы знаете, что эксперты Международного валютного фонда считают: при сложившейся ситуации у России нет будущего.

Посмотрите, что происходит: педагоги рапортуют, что курящих детей в школе нет. Тогда кто выкуривает 22 сигареты в день на человека в Пензенской области?  33 – 34 процента ребят больны! То есть каждый третий. А еще потенциально больных сколько! Это будущие мужья, жены. По статистике до 90 процентов старшеклассников употребляют спиртное. Героин идет потоком. А мы все молчим. Значит, соглашаемся? Давайте об этом говорить! Надо сформировать рабочую группу, пригласить экспертов,  общественность, религиозные конфессии, прессу. Нужно провести мониторинг каждой школы, класса, дойти до каждого ребенка. Ведь индивидуальной работы нет.

Между тем за годы обучения у детей в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза – заболеваний органов пищеварения. И родителей нужно учить, как правильно накормить ребенка. Вообще всю работу надо проводить в комплексе – от правильного питания до взаимоотношений с учителем, родителями, сверстниками. И разработать программу, которая бы все это включала.

Например, во Франции существует такая норма – ребенок должен съедать в день пять фруктов. У нас же, по официальным данным, дети недополучают белков и витаминов, зато в меню преобладают углеводы. Плюс к этому многие родители «спасают» своих чад от уроков физкультуры, а потом удивляемся, что часть детей страдает ожирением. Да они не двигаются! В занятия физической культурой, искусством вовлечена лишь малая часть детей.

– Начнем с образования. Ваше видение? – обратился губернатор к министру Светлане Копешкиной.

– Мы ушли от справок, освобождающих ребенка от занятий физкультурой, и подбираем индивидуальный режим занятий. Но за большим количеством мероприятий действительно не видим лица конкретного ребенка, – согласилась Светлана Константиновна.

– А за детей надо бороться каждый день, системно! – подчеркнул Бочкарев.

– Задачу решим, – заверила заместитель председателя правительства Елена Столярова. – База для этого (центры здоровья, физкультурно-оздоровительные комплексы) есть, осталось выстроить систему, тесное взаимодействие со всеми министерствами и ведомствами. Проводимые губернаторские тесты показывают результаты здоровья детей, и они действительно беспокоят. Собственно, уже начата работа по привлечению общественности, и надо ее еще раз нацелить на ту задачу, которую вы поставили. Но без родителей мы мало что сделаем. А они порой относятся к здоровью детей легкомысленно. Ездила на открытие школы в село.  Спросила у первоклассников, что ели на завтрак? Одна малышка шепелявит: «Ничего, только жубы почистила». Лекарства, технологии – это важно, но роль семьи никто не отменял.

– Разрабатывая программу, учтите: в ней не должно быть воды, только конкретика с пошаговым исполнением и ответственными, – напутствовал губернатор. – А на семью можно воздействовать как раз через детей. Хорошо бы прийти в каждый дом и посмотреть, как родители относятся к своему ребенку, занимаются ли им.

– Где ваши школы искусств? – обратился Василий Кузьмич к министру культуры Виктору Огареву. – Почему бы на школьных площадках не организовать детей? Они должны петь, плясать, играть в подвижные игры. Это и хорошая разгрузка после уроков, и вовлечение детей в активный, здоровый образ жизни. 

Я предлагаю объединиться, объявить войну равнодушию и начать формировать то, что называется человеческим капиталом – здоровых людей с высоким уровнем знаний. И если это основано на социальном заказе общества, успех обязательно придет. А школа должна стать местом приложения сил всех министерств.

Даю вам месяц на разработку программы.


СТАТИСТИКА

Россия занимает 1 место в мире по числу курящих детей и подростков
До 90 процентов старшеклассников употребляют алкоголь
Более 70 процентов подростков страдает хроническими заболеваниями
По данным Минздрава, 16 процентов школьников хотя бы раз употребляли наркотики, 8 процентов учащихся находится в группе риска, 9,1 процента школьников наркозависимы, 2 миллиона российских подростков не умеют читать

Из социологического опроса старшеклассников:

У 16 процентов – страх развития депрессии
14 процентов боятся остаться не у дел после окончания школы
У 12 процентов – страх одиночества


Эпизод в тему

На днях ехала по улице Пушкина. Остановились на светофоре, и вдруг откуда ни возьмись пацаненок «метр с кепкой» с грязной тряпкой в руке. Он было собрался «почистить» стекла, но водитель замахал руками. Тогда мальчишка стал канючить деньги на мороженое. Между тем загорелся зеленый, и мы поехали. А горе-бизнесмен отчаянно прокричал: «Дяденька, ну хоть закурить-то дай!».

– Ну и ну! – изумилась я. – На него же два раза посмотреть надо, чтобы увидеть, а он – закурить! И как под машину-то не боится попасть…

– Вы знаете, сколько их развелось! – отозвался водитель. – Прямо под колеса кидаются, как камикадзе.

А я подумала: «Да, пора бить в набат. Иначе будущего у страны может и не быть».


По данным ВОЗ

Главными факторами болезненности россиян являются курение, алкоголь, отсутствие культа укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

Необходима последовательная социальная реклама здорового образа жизни, ответственного родительства.


А как у них?

Проблема здоровья подрастающего поколения существует не только в России, но и в таких развитых странах, как Швеция, Нидерланды, Норвегия, Швейцария. Там успешно реализуется международный проект Всемирной организации здравоохранения «Школа укрепления здоровья». В его основе – укрепление здоровья детей через развитие образовательного компонента. То есть система образования во всем мире является главным каналом воздействия на детский контингент. В основе страте-гии – взаимодействие эффективных форм сотрудничества педагогов, родительской общественности, специалистов. А еще – создание дружественной среды, формирование активного отношения к собственному здоровью и индивидуальная работа.

Автор: Лариса РЕППЕ, фото Владимира Гришина / "Пензенская правда" 23 октября 2009, N 82

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке