Возродится ли Кулясово?!

Кулясово. Камешкирский район Пензенской областиЭкономика Камешкирского района будет прирастать детьми, лопухами и крапивой

В 1936 году в старинном мордовском селе Кулясово Камешкирского района построили двухэтажную деревянную школу на 200 мест. Она и сейчас седой совой горбится в центре села.

Были времена, прошли былинные, когда в классах насчитывалось по 42 ученика, а занимались в две смены.

Там, где клен шумит

Сейчас на все Кулясово – 70 ребятишек.

В 2007 году школа попала в черный список российских учебных заведений, деятельность которых запретило ведомство Сергея Шойгу. Ветхое здание признали опасным, и юных кулясовцев, к великой досаде их матерей, стали возить на учебу в соседние села.

Тонны бумаги извели местные жители, жалуясь в различные инстанции. С мрачным торжеством приводили исторический факт: здешние края – родина просветителя Григория Ульянова (1864-1943), составителя первых учебников на мордовском языке. Дескать, знал бы Григорий Карпович, до чего дойдет…

Едут!

Разрушительный смерч урбанизации пронесся над русской деревней. В начале XX века в Кулясове проживало почти 2 тысячи жителей. Сейчас осталось около 500, в основном – старики.

Сюда давно никто не приезжает – отсюда бегут.

Вот почему глава местной администрации с кинематографическим именем Иван Лапшин преисполнился скепсиса, когда позвонили из района и сообщили: не исключено, что к вам прибудут переселенцы.

– Конечно, мы знали, что существуют федеральная и региональная программы содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за  пределами РФ. И все равно почему-то не верилось.

– И вдруг опять звонят из района. Едут!.. Мы быстрее заготавливать дрова, поставили голландки в домах, почистили-помыли комнаты. Шутка ли – пять семей, да с маленькими детьми, а на дворе – февраль!

Все село высыпало встречать смельчаков из города Семипалатинска (восточный Казахстан), где после развала СССР медным тазом накрылась практически вся промышленность. Но когда переселенцы увидели эти разваливающиеся избы, непролазную грязь из-за отсутствия внутрипоселковых асфальтированных дорог – женщины…заплакали.

– Это было что-то, – говорит Лапшин. – Мамочки ревут, вслед за ними дети, гляжу, и мужики еле-еле держатся.

Но тут кулясовцы подхватили узлы и чемоданы гостей, втащили в дома. Кто-то принес картошки, кто-то молока и хлеба, и каждый старался сказать доброе слово. На душе у семипалатинцев потеплело.

Деньги под ногами

Очевидно, что никакие мигранты не спасут русскую деревню от вымирания, если не будут созданы нормальные условия для коренной нации, пока государство и бизнес не начнут вкладывать средства и душевные силы, чтобы искупить перед нею, кормилицей, грехи свои тяжкие.

На протяжении десятилетий отсюда только брали и брали – людей, деньги (в виде разницы между зарплатами в мегаполисах и в сельской местности), ресурсы.

В экономике Кулясова почти 20 лет, начиная с 90-х годов, не было никаких позитивных событий, наоборот – сплошной регресс и развал.

Теперь перемен к лучшему привалило столько, что поневоле ждешь какой-то подвох.

Во-первых, пришел газ. Хотя, чтобы подключиться к поселковым сетям, требуется выложить около 40 тысяч рублей, люди посчитали – затраты  окупятся через несколько лет. Полез вверх процент домов, подключенных к централизованному водоснабжению.

Появился инвестор – отечественная фармацевтическая фирма, которая собирается на двух тысячах га камешкирской земли высевать лекарственные травы. Фирма уже выкупила под цеха здание в центре села, лежавшее в руинах. Вставили стекла, сделали крышу, приняли на работу несколько человек. На следующий год понадобятся услуги механизаторов, электриков, охранников, фасовщиц, операторов на сушке лекарственных трав.

Еще год назад в селе не было ни одной школы, а теперь будет сразу две.

Зам. главы администрации Камешкирского района Николай Терехин и Иван Лапшин у начальной школы.На днях открывается начальная, совмещенная с дет­ским садом. Под нее приспособили бывшую колхозную контору, сделав там капитальный ремонт. Современные классы, уютная столовая с необходимым оборудованием – это самое шикарное здание во всем Кулясове.

А тут и губернатор, до которого дошли материнские жалобы о том, что в других селах детей гораздо меньше, а средние школы есть, пообещал решить вопрос положительно. Причем получился сюрприз. Бочкарев сообщил, что школу построят в 2010 году, а через два дня приехала комиссия, объявившая, что строительство начинается немедленно.

Испытание временем

При советской власти было две серьезных книги о деревне. Каноническая «Поднятая целина» Михаила Шолохова и гораздо менее известные «Бруски» Федора Панферова. 

Шолохов создал помимо того, что яркое художественное, еще и идеологически «правильное» полотно, изображавшее, как старая единоличная деревня под натиском времени трудно, но верно поворачивается лицом к новой колхозной жизни.

А при чтении книги Панферова не покидало ощущение, что вот-вот все развалится. Что колхозные порядки держатся на кончике, на сопельке, на честном слове.

Это я к тому, что очень бы хотелось по-шолоховски крупными мазками набросать картину наступившей счастливой жизни в Кулясове. Но пока, увы, психологический климат в деревне все-таки ближе к «Брускам».

Оксана Авраменко…Десять месяцев прошло, как в мордовскую глубинку перебрались семипалатинцы.

Одна семья уже уехала в город. Не все гладко и у супругов Виктора и Оксаны Авраменко.

Конечно, местная власть им помогала. В течение трех месяцев оформили российское гражданство. Помогли взять в долг поросят и пчелосемьи, за которых супруги уже частично расплатились.

Однако Виктор уехал на заработки в Москву. Правда, как уверяет Оксана, только на зимнее время:
– Там возможностей гораздо больше, а если будем строить новый дом, деньги нам понадобятся.

Так что Оксана одна воюет с маленькими дочерьми, хозяйством и скотиной. До мелочей руки не доходят. В прихожей сиротливо болтается голая лампочка.

Перехватив мой взгляд, хозяйка улыбнулась:
– Зато провели к дому водопровод.

Глава поселковой администрации Иван Лапшин с тайной тревогой вглядывается в лицо Оксаны. Не собираются ли уезжать? Закрепление кадров на селе – вопрос политический.

– Пока нет, – уверяет та. – Откроется садик, будет мне полегче. За дочкой Лидой присмотрят воспитатели, а я переделаю кучу дел.

То, что со временем девочке не надо будет ездить на учебу в другое село, молодую маму тоже греет. А уж если и лекарственная фабрика заработает, муж перестанет мотаться в Москву.

Уходящий год у семьи Авраменко был первым на новой родине. Хороший год. Бог даст, и следующий будет не хуже. Тем более, что на смену восточной Крысе (а крыса – это разорение для деревни) идет Бык – самое что ни на есть сельскохозяйственное животное.
Официально

По областной программе содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за пределами РФ, наш регион рассчитывает до 2013 года принять 4641 переселенца, в том числе в 2009 году – 987 человек, в 2010 году – 1110 человек, в 2011 году – 1183 человека, в 2012 году – 1361 соотечественника. На эти цели из областного  и местных бюджетов будет выделено 38 млн. рублей.

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА, фото Владимира Гришина / «Пензенская правда» 12 декабря 2008 N 99

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное