Тайны подземной обители

Пещерный монастырь, расположенный внутри горы Плодская, что неподалеку от Троице-Сканова монастыря, – одно из самых загадочных мест в Пензенской области

Протяженность его исследованных лабиринтов – около 700 метров. В целом же наровчатские катакомбы на сотни метров превышают длину подземных ходов Киево-Печерской лавры.
Считается, что пещерный монастырь состоит из семи уровней и общая глубина сооружения равна четырнадцатиэтажному дому!
Десятилетиями люди пытались разрушить этот уникальный памятник духовноности и культуры. Взрывали, ломали, засыпали камнями. Сейчас чудо архитектуры восстает из пепла, и, возможно, скоро мы станем свидетелями возрождения старинной русской святыни.

Буртасское начало

Восстановленная кладка стенТочное время происхождения пещер не установлено. Предполагают, что они были вырыты в горе по оборонительным соображениям задолго до прихода монголов в эти края. По утверждениям местных краеведов, именно здесь располагался буртасский город.
Действительно, лучшего места для городища трудно найти: три крутых склона надежно защищали древнее поселение от набега врагов. А с четвертой стороны жители вырыли глубокий ров и возвели вал, который до сих пор возвышается в лесу. 
Ну а в случае проникновения врага лучшей защитой считалось укрытие в подземельях. В течение столетий пещеры постоянно достраивались и обрастали все новыми галереями.

Обустройство

Главный входПосле татарского нашествия и разорения города в пустующих пещерах поселились монахи-отшельники. Впервые о подземном монастыре упоминается в документах, датируемых 1672 годом.
История сохранила имя одного из главных устроителей подземного монастыря. Это иеромонах Амвросий, живший в середине XIX века. При нем пещеры были значительно расширены, выложены кирпичом и приспособлены под монастырский уклад жизни: здесь появились кельи,  пещерный храм, трапезная, складские помещения. На открытых сегодня трех ярусах насчитывается 20 келий. На самом деле их гораздо больше.
Стены пещер были побелены. Через определенное расстояние в специальные ниши монахи устанавливали лампадки – их слабое мерцание в полумраке создавало таинственную атмосферу…
У подножья горы был разбит монастырский сад, появились пасека и огород. Центральный вход украсили орнаментом. Под горой у родника стояли скамеечки, где уставший путник мог отдохнуть в лесной прохладе, а затем по извилистой дорожке подняться ко входу в подземелье… На вершине горы была построена церковь, сооружены другие культовые здания.
По преданию, на нижнем ярусе пещер существует подземное озеро. Вот что рассказывает одна из старейших жительниц села Сканово:
– Однажды, когда я была маленькой, мы с подружками уговорили одного монаха показать нам пещеры. Внутри – чисто, побелено и свечи горят. Далеко вниз ушли. Вышли к роднику и небольшому озеру. Вокруг него какие-то статуэтки были, скамеечки. В стене – кованая дверь с огромным замком. «Туда нельзя, – сказал монах. – Там святые мощи хранятся».

Что имеем, не храним…

Уклад жизни монастыря был нарушен после революции. Слухи о том, что в пещерах хранятся несметные сокровища, стали привлекать сюда кладоискателей. В нескончаемых лабиринтах искали убежище бандиты и воры. Монахи стали покидать свою обитель. Последнего, отца Тихона, грабители убили в 1928 году…
Местные жители разорили церковь, своды и стены пещер разобрали по кирпичику на хозяйственные нужды. Начались обвалы. С целью уничтожения святыни и места убежища бандитов власти в 30-е годы взорвали основные входы.
Дело уничтожения пещер довершили в 40-е годы: руками заключенных наровчатской тюрьмы остававшиеся открытыми лабиринты были заложены камнями…

Легенды и загадки

Наступило время забвения. Лишь местные краеведы пытались по крохам собирать информацию об этом памятнике старины. Журналист Владимир Афанасьевич Поляков изучению пещер посвятил почти всю свою жизнь.
– Мне повезло, – говорит он. – Я застал тех людей, которые видели пещеры на заре прошлого века во всем их великолепии. Слушал незабываемые рассказы старожилов.
С пещерами связано много легенд. Сама гора имеет уникальные свойст­ва. Например, внутри нее не работает компас, шалят электрические приборы.
Говорят, что много лет назад мест­ные мальчишки, бродя по галереям, наткнулись на пролом и сквозь него пробрались к подземному озеру, украшенному резными статуями.
Другие находили кованые двери, открыть которые так и не смогли. Лет 30 назад кладоискатели добрались до помещения на самом нижнем ярусе, нашли множество лекарств неизвестного свойства, ампулы с благовониями и многое другое.
– Говорят, когда ампулы разбили, – продолжает Владимир Афанасьевич, – в лесу долго стоял приятный аромат…
А в 70-х годах был такой случай. На огороде одного из жителей села Сканово земля вдруг разверзлась – открылся глубокий провал. Его засыпали, но это происшествие подтвердило предположение, что когда-то пещерный комплекс и Троице-Сканов монастырь были соединены подземной галереей. К серьезным раскопкам не приступили. А потом и вовсе об этом забыли.  
В начале 80-х годов исследования пещер по инициативе второго секретаря обкома партии Георга Васильевича Мясникова проводили спеле­ологи из Москвы. Путем анализа доступных полостей они установили, что катакомбы имеют искусственное происхождение, т.е. созданы людьми. По косвенным признакам определили и то, что пещера действительно имеет несколько этажей подземных лабиринтов.
– Тогда было решено восстанавливать уникальный подземный монастырь, – говорит Владимир Афанасьевич. – Но политические и экономические изменения в стране помешали началу реставрационных работ.

Возрождение обители

Подземный иконостасИ снова – период забвения, но недолгий. Дух людей, их вера в Бога стали возрождаться, и уже ничто не могло препятствовать интересу к святому месту и поклонению ему. Восстановился Свято-Троицкий монастырь  – и пещеры начали оживать. Уже не только любопытных и исследователей они привлекали. Потоком шли и идут сюда паломники.
Патриот родного края, известный в Наровчате меценат Иван Иванович Костин в 2005 году организовал работы по расчистке пещер, сооружению семидесятиметровой лестницы к главному входу в подземелье и обу­стройству святого родника у подножия горы. Расчистка завалов строительной бригадой продолжалась три года.
– Работать в пещере очень трудно, – рассказывает местный археолог-любитель Алексей Лигай. – Экскаватор ведь туда не загонишь. Землю выносили ведрами. Иной раз в день до двухсот рейсов выходило…
По мере расчистки составлялась карта подземелий. Наиболее опасные участки были заново укреплены кирпичной кладкой.
– На сегодняшний день освободили от завалов до 80 процентов трех известных нам уровней, – продолжает Алексей. – Сейчас ищем пути для проникновения в нижние ярусы пещеры.
Кстати, в том, что они существуют, он даже не сомневается.
– Однажды, во время раскопок, где-то внизу что-то явственно бухнуло, – говорит Алексей. – Видимо, на одном из нижних ярусов случился обвал…
Впрочем, обвалы здесь – довольно частое явление. По словам Алексея, жизнь строителей много раз висела на волоске.
– Нужно срочно укреплять своды. Без этого мы рискуем навсегда потерять пещеры, – говорит он.

Удивительная находка

Найденная иконаВо время раскопок было сделано много интересных открытий. Например, выяснилось, что в монастыре существовала подслушивающая система. Слуховые каналы шли почти в каждый уголок обители…
При расчистке завалов нашли медную чеканную икону Божией матери. В мест­ном краеведческом музее с ней стали происходить необъяснимые вещи.
– Случайно заметили на лицевой части странный подтек, как будто кто-то капнул на изображение масло, – рассказывает директор районного музея-заповедника Александр Григорьевич Сохряков. – А когда перевернули, ахнули – на тыльной стороне иконы отчетливо проступил лик Христа!

В пещерах становится тесно…

Летом сюда ежедневно прибывает до десяти автобусов. По словам Александра Григорьевича, причудливый лабиринт пещер позволяет одновременно водить по галереям несколько групп туристов так, чтобы в пути они ни разу не пересеклись.
Для местной ребятни катакомбы стали доходным местом: в день до тысячи рублей можно заработать на туристах!
Дальнейшая судьба комплекса так же туманна, как и его история. Юридически он принадлежит Троице-Сканову монастырю. Известно, что епархия решила основать в пещерах скит – мужской монастырь. Стоит ли говорить, что в этом случае научные археологические изыскания будут существенно ограничены. 
В то же время в восстановление памятника культуры вложены громадные средства частного лица. В этом году работы по реконструкции приостановлены. Расставить все точки над «i» должна встреча мецената Костина и архиепископа Филарета.
P.S. Тишина и умиротворение… Все это было в монастыре на протяжении многих веков. Мы, люди иного поколения, живущие в бурном и стремительном веке, обязаны сохранить для потомков эту частично разрушенную и утерянную святыню.
На сегодняшний день освобождено от завалов до 80 процентов трех верхних уровней. Сейчас исследователи ищут пути проникновения в нижние ярусы пещеры.
Виктор Огарев, министр культуры Пензенской областиМнения

Виктор Владимирович ОГАРЕВ, министр культуры:
– Пещеры принадлежат епархии, и по закону мы не имеем права вкладывать государственные средства в реконструкцию этого объекта. Наша задача – популяризация культурного наследия. С этого года мы организуем туда экскурсионные маршруты. Тем не менее министерство открыто для рассмотрения любых вариантов по совместному возрождению этого памятника старины.
Игумен Серафим, Пензенская епархияИгумен Серафим, Пензенская епархия:
– До разрушения Троице-Сканов монастырь был мужским. Теперь он женский. Епархия планирует возродить пещерную обитель в качестве мужского монастыря. На это уже есть постановление Священного синода. Работы по обустройству обители начнутся в этом году.
Хочу заметить, что вселение монахов не повлияет на ход археологических изысканий. Раскопки будут продолжены.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН, фото автора и Елены Репкиной

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное