Сименон из Пензы

Пензенский прозаик Николай Буянов заканчивает работу над романом «Контакт пятого рода». Весной он будет издан в одном из питерских издательств.

КАРНЕГИ НЕ ПОМОГ

Имя Николая Буянова вот уже десять лет не сходит со страниц центральных и местных изданий. С тех пор как в литературном журнале «Сура» вышла его повесть «Впереди, на лихом коне», столичные издательства чуть ли не в очередь встали за детективами пензенца. А ведь было время, когда юного Николая родители гоняли из-за стола: «Чтобы пробиться в наше время, одного таланта недостаточно! Связи нужны. Забудь про стол и бумагу, делом лучше займись».

До поры до времени никому не известный молодой писатель из Пензы на последние кровные покупал билет в столицу и обивал там пороги издательств. Солидные редакторы, словно сговорившись, вальяжно отвечали: «Молодой человек, ничем помочь не можем». Не помог и проштудированный от корки до корки том Дейла Карнеги «Как оказывать влияние на людей». Успех пришел неожиданно.

…Писать Коля начал рано, еще до школы. Фантазировать вихрастый мальчишка страсть как любил. Няня Евгения Георгиевна, укладывая постреленка спать, начинала рассказывать: «В некотором царстве, в некотором государстве…» и засыпала, а Коля про себя продолжал «сказку» — про Штирлица, пиратов, гангстеров. Тогда, видимо, и родился из фантазера будущий писатель. Первый «пухлый» опус появился из-под пера Буянова-второклассника. Это был шпионский роман, старательно выведенный печатными буквами в клетчатой тонкой тетрадке. Он до сих пор бережно хранится в семейном архиве Буяновых. Повзрослев, Николай стал автором одиннадцати романов, восемь из них изданы в столичных издательствах. Некоторые — по нескольку раз. 

БУДУЩЕЕ ПО БУЯНОВУ

Николай Буянов — детективщик и фантаст. Сюжеты его привлекают самые разные — от исторических до криминальных. За тридцать лет труда он стал специалистом по медицине, уголовному розыску, истории, налоговому законодательству. «Копает» и сам, и с помощью консультантов. Их у Николая, как у настоящих столичных писателей, больше десятка. Один — Николай Николаевич Колчин (имя вымышленное. — Авт.) — даже появляется в нескольких романах как действующее лицо. «Колчин» — бывший начальник Буянова по уголовному розыску, где тот работал всего несколько месяцев. Знакомство длится уже долгие годы. Иногда встретятся случайно на улице, и Буянов смехом говорит бывшему шефу: «Николай Николаевич, вы тут у меня очередное дело расследуете». «Правда? — иронично парирует тот. — Надеюсь, успешно».

Иногда происходят совсем невероятные вещи. Десять лет назад в повести «Впереди, на лихом коне» пензенец написал об ограблении крупного банка. Через месяц после выхода книги было совершено нападение на инкассаторов банка «Тарханы».

Что ни говори, а читатель у Буянова внимательный. Послания на электронный ящик приходят от людей со всей России.

— Докапываются до таких мелочей, что просто диву даешься, — рассказывает Николай, улыбаясь.

Одна девушка «вычислила» место жительства Буянова по названиям улиц.

— Я поняла, — написала она на e-mail писателю, — вы живете в Пензе. Улицы Карла Маркса, Злобина, Мира — оттуда.

И даже указала на ошибку: мол, в тексте неверно указано одно из названий.

А еще знакомые и незнакомые люди часто узнают себя в героях книг. Большинство — в отрицательных.

— А-а, раскусил я тебя, — подходят к Николаю. — Бородатый злыдень в последнем романе — я!

А самого писателя сравнивают с мэтром детектива. Проходя по университетским коридорам (у Буянова полставки в ПГУ), он не раз слышал обрывки студенческих разговоров:

— К кому на пару идешь?

— К нашему Сименону.

СЧАСТЬЕ — В ТРУДЕ

Годы работы свели нашего земляка с первыми лицами современного отечественного детектива. С Донцовой он беседует «за жизнь», с Александрой Марининой перезванивается на Новый год и 8 Марта, с Акуниным пьет чай в столице. 

— Донцову я уважаю как первоклассного предпринимателя, — говорит Николай. — Она, как говорится, попала в струю — поняла, что нужно людям, и начала это делать. Но писатель, я считаю,  из нее никудышный. Если бы я присылал в издательство тексты подобного уровня, даю гарантию — мне бы их вернули и крепко задумались, стоит ли вообще сотрудничать с таким автором.

— Жизнь изменилась кардинально, — продолжает он. — Людям не нужна серьезная литература, и они в этом не виноваты. Если человек целый день работает как проклятый — на выживание, вечером нет дела ни до чего. Только в трясущемся метро или маршрутке сонно скользить по расплывающимся буквам. Вроде сюжет интересный, да и делом занимаешься. Но, несмотря ни на что, и Акунин, и Маринина останутся «в веках». Как в свое время Агата Кристи.

Свой литературный труд Николай Буянов работой в обычном понимании этого слова не считает. Сравнивает его с увлечением ребят, которых за уши не оттащишь с футбольного поля, — они этим просто живут. Но в жизни есть и другие правила: приходится зарабатывать на хлеб, тратить время на тысячи бытовых мелочей. И только когда удается вырвать у вечности несколько часов и провести их за письменным столом — душа поет от счастья.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное