Сгоришь, бабуля!

За десять месяцев текущего года в Бессоновском районе в пожарах погибло двенадцать человек

В ситуации мы разбирались вместе с сотрудниками районного отдела Государственного пожарного надзора.

Полгода назад в селе Чертково Бессоновского района инспекторы ГПН проработали почти две недели.

– Оштрафовали тогда каждого седьмого жителя села, – вспоминает начальник районного отдела Михаил Софоклов. – Это были нарушения, касающиеся неправильной разделки печей, электропроводки. Наказанные рублем навели порядок в своих домах, и остальные жители подтянулись.

Подворный обход подтвердил слова инспектора. В первом доме единственное нарушение – отсутствие металлического листа у печки.

– Да я же за ней слежу! Если уголек и вылетит – тут же затушу, – оправдывается хозяйка.

– Сроку вам – неделя. Если не сделаете – оштрафуем на 500, а то и на 1000 рублей.

– Да вы что, это же почти полпенсии! – испугалась женщина. – Обязательно сделаю.

Михаил Софоклов рассказал о случаях, когда от одной искры сгорают дома. А цена вопроса-то – металлический лист у печки.

Печи стреляют

В числе самых распространенных причин возникновения пожаров – перекал печи. При длительной топке, даже если разделка печи сделана правильно, может воспламениться потолочное перекрытие рядом с дымоходом. Это относится и к домам, но в большей степени – к баням, которые в зимнее время топят по несколько часов кряду.

– Печи в основном «стреляют» ночью, – говорит Михаил Софоклов. – Если бы заканчивали топку днем, многих проблем удалось бы избежать. Если и загорелось – выплеснули ведро воды, и все.

Еще один момент: возгорание сажи в печной трубе. Положено прочищать дымоход дважды в год. В противном случае сажа скапливается и при определенной концентрации воспламеняется. Температура горения дерева – 400 градусов Цельсия, а сажи – до 1500 градусов. Почти закон: сажа загорелась – сгорит и дом.

Самое распространенное нарушение в домах чертковцев: нагромождение вещей рядом с печами – старые телогрейки, мешки с луком.

– Ведь сгоришь, бабуля! – предупреждает Софоклов пенсионерку, у которой рядом с печкой сушатся два мешка с луком-севком.

– Не сгорю, сынок, – заверяет женщина. – У меня икона есть – «Неопалимая купина».

– Знаете, бабушка, как говорят: «На Бога надейся, но и сам не плошай!». Убирай мешки, не то штраф!

Буквально за неделю до нашего рейда в такой же ситуации погиб человек в Бессоновке. Вечером он растопил печку в доме и вплотную к ней положил сетки с луком. Из-за отсутствия вентиляции спустя какое-то время труба, по которой проходил газ, нагрелась и расплавилась. Хозяин этого не заметил. Огня не было – только дым, в котором мужчина и задохнулся.

Мелочей не бывает

За время рейда в Чертково инспекторы проверили два десятка домовладений. Было выявлено всего два грубых нарушения правил пожарной безопасности. Мелких – в каждом доме: где спички на печке лежат, где тряпки у топки сушатся, что и может стать причиной начала пожара. Но это половина беды.

В одном из проверенных домов рядом с печью стоял диван. Хозяйка, 80-летняя пенсионерка, и рада была бы убрать его, да самой ей это не под силу.

– А что дети? Приедут, возьмут картошки-лука, вот и все…

И подобные слова за день мы слышали не раз. Ну ладно, этим старикам-то еще есть кому помочь, а что делать тем, у кого нет родных? Кто им поможет? Социальные работники, местная власть, односельчане, а лучше – все вместе. Только так можно предотвратить беду.


мнение

Руководитель пресс-службы ГУ МЧС России по Пензенской области Дмитрий Еськин.

На обслуживании у трех сотрудников Бессоновского отдела ГПН находится более 20 тысяч домов – свыше 42 тысяч человек населения. Профилактические мероприятия инспекторы проводят в соответствии с графиком, но охватить в одночасье весь район им просто не под силу.

И такая картина не только в этом районе – во всей области. Поэтому профилактической работой необходимо заниматься и представителям власти на местах!


В закрытом на замке доме находились 4-летний ребенок и инвалидОголенные провода

Гвоздевы живут в трехквартирном доме, в 50 метрах от сельской администрации.

– Семья неблагополучная, мы уже составляли на них протокол, – комментирует Михаил Софоклов. – Печь у них неисправная, к тому же за неуплату отключен газ.

На входной двери висел замок. Но свет в окнах не оставлял сомнений – хозяева дома. После настойчивого стука голос подала Татьяна Гвоздева.

– Откройте сами, мне изнутри неудобно, – она просунула в щель между дверью и косяком ключ от замка.

Проходим – затхлый воздух, грязь. Печь холодная, а в доме тепло. Откуда?

Навстречу выбегает востроносая
девчушка в драных колготках – внучка. На диване сидит пожилой мужчина, потягивает «Приму». Глава семьи, инвалид 2-й группы, самостоятельно ходить не может.

– А… вот откуда идет тепло! – показывает инспектор на самодельные электрообогреватели.

Розеток нет, кругом – оголенные провода, которые прикручены к проводке напрямую.

Участвующие в рейде энергоконтролеры проверили электросчетчик. Не работает. Электричество проведено в обход и счетчика, и предохранителей. В случае короткого замыкания провода просто загорятся. Открыть дверь в дыму будет невозможно.

Энергетики отключили самодельные нагреватели. На следующий день должны были приехать специалисты и полностью обесточить дом.

– Ведь в доме ребенок! – испугались мы.

Бабушка говорит, мол, дочь (мать девочки) привезла ее всего на два дня и завтра заберет.

– Да куда там, на два дня – она давно с бабушкой и дедушкой живет, – сказали односельчане.

Проконтролировать ситуацию обещал сотрудник районной администрации.

Спустя три дня мы связались по телефону с главой сельской администрации Александром Булековым. 

– У Гвоздевых тепло, дом отапливают дровами, – доложил он. – Девочку сегодня должна забрать мать в Грабово. Гвоздевы пообещали выплатить долги за электроэнергию до конца недели.

Отапливаться дровами при их-то печке – вся в дырах, дымоход забит сажей. Из каких средств Гвоздевы погасят долг свыше 10 тысяч рублей?

Впрочем, ситуацию с семьей Гвоздевых и в целом по селу районная администрация взяла под особый контроль.

Автор: Дмитрий Гулин, фото автора / “Пензенская правда” 28 ноября 2008, N 95

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER