Сами себя травим

Юрий ГнедчинЕсли сознание людей не расширится до понятия дома как планеты в целом, будем жить на помойках 
Гостем общественной приемной «ПП» на прошлой неделе был и.о. начальника Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области Юрий Гнедчин.

По его словам, в целом экологическая обстановка в нашей области удовлетворительная – это во многом благодаря действиям региональной власти. Несмотря на финансовый кризис, выделение средств на природоохранные программы не прекращается.

Осторожно: река!
В частности, ведется очистка и углубление водных артерий области. Работы, проведенные на реке Ломовка, решили насущные проблемы жителей Нижнего Ломова: прекратилось подтопление жилых домов во время паводка, погреба многих домовладений остаются теперь сухими.
К сожалению, власти не в силах переломить наплевательское отношение жителей Сурского края к природе. По-прежнему леса, берега рек и озер завалены бытовым мусором.
– Заботясь о чистоте территории, ограниченной забором, люди не думают о вреде, который они наносят природе, то есть своему большому дому, – говорит Юрий Гнедчин. – Мы постоянно проводим экологические рейды совместно с сотрудниками Росприроднадзора, Роспотребнадзора, УБОПРИАЗа и районных администраций. Наказываем тех, кто устраивает свалки на берегах, сливает в реки и озера канализационные воды.

Не вода, а яд
К слову, о канализационных стоках. По информации Юрия Гнедчина, в начале 90-х на территории Пензенской области насчитывалось 86 очистных сооружений. Сейчас осталось 60. И только 14 из них работают в проектном режиме! В итоге, в полуочищенной воде, которая сливается в пензенские реки, превышен предельно допустимый уровень содержания вредных веществ и микроорганизмов. 
– Многие очистные уже исчерпали свой ресурс – требуют не ремонта, а реконструкции, – объясняет Юрий Гнедчин. – К тому же эти сооружения – сложные многоуровневые механизмы, где важна каждая мелочь, потому очень многое зависит от простого оператора. Недосмотрел, во­время не включил аппаратуру – все, работа десятков специалистов идет насмарку. А действительность такова, что профессионалов мало, на рабочие должности приходят случайные люди.
В недрах Министерства природных ресурсов и экологии России уже не один год зреет законопроект, предусматривающий проведение реконструкции или капитального ремонта очистных сооружений всей страны. Предполагается, что проводиться работы должны на условиях софинансирования – из федерального и регионального бюджетов. Но когда начнется реализация проекта, пока сказать сложно.
Жители села Саловки, что под Пензой, обращались в редакцию с жалобой на то, что  канализационные стоки, по­ступающие в реку, очищаются лишь частично (что неоднократно подтверждалось во время проверок контролирующими структурами). Даже купаться в загаженном водоеме опасно, не говоря уже о том, чтобы использовать воду для скотины или иных хозяйственных нужд.
Юрий Гнедчин предположил, что можно установить там новые очистные сооружения объемом очистки до 200 кубометров сточных вод в сутки. Цена вопроса – 20 миллионов рублей. Вот только вряд ли местный муниципалитет потянет такие расходы…

Не оскудеют недра
Один из читателей «ПП» заметил, что число нефтедобывающих «качков» в Камешкирском районе уменьшилось, и поинтересовался, как это отразилось на объемах добычи нефти.
– Снижение действительно есть – на 10 – 15 процентов, – подтвердил Юрий Валентинович. – Но это не говорит о том, что ресурс нефти в наших недрах исчерпан. Снижение связано с технологическим процессом и носит временный характер.
Нескольких читателей «ПП» волнует превращение пензенских лесов и, в частности, Тропы здоровья ЦПКиО им. Белинского в мусорные свалки.
– Школьники там убирают, а через некоторое время опять кучи. Может быть, это потому, что на тропе нет ни одной урны? – возмущался читатель.

Нашествие мусора
По словам Юрия Гнедчина, привлечение подрастающего поколения к уборке – один из приоритетов в работе управления. Наводя порядок, школьники учатся уважать природу, и в будущем сами не захотят мусорить.
С урнами – другая проблема. Поскольку контейнеры, сделанные из металла, воруют, разумнее устанавливать бетонные. Есть еще один вариант: урны из пластиковой тары.
– В Никольском районе не так давно открылось предприятие, которое занимается переработкой бэушной пластиковой и полиэтиленовой тары, – рассказал Юрий Гнедчин. – Они уже производят тротуарную плитку, могут выпускать канализационные люки, которые не будут представлять интереса для сборщиков черного металла. Так вот на этом же оборудовании можно производить и урны для сбора мусора.

Хорошо забытое старое
На протяжении нескольких лет за поддержанием чистоты и порядка, благоустройством территорий в населенных пунктах Пензенской области следили административные комиссии. Решение об их упразд-нении, по мнению Юрия Гнедчина, было скоропалительным. Сейчас Законодательное собрание Пензенской области обсуждает тему возвращения этого института. Юрий Валентинович считает, что необходимо учесть один важный аспект их работы.
Ранее все деньги, собранные членами комиссий в качестве штрафов, поступали в казну муниципалитетов и расходовались на нужды, не всегда связанные с благоустройством. Согласитесь, что это не совсем правильно. А ведь можно прописать в региональном законе использование этих денег только на уборку и благоустройство территории! Такая практика уже существовала, «штрафные» деньги аккумулировались в так называемом экологическом фонде.
– За счет этих средств в нашей области было построено
9 полигонов ТБО, отвечающих самым высоким экологическим требованиям, – рассказал Юрий Гнедчин. – И, я считаю, надо вспомнить и применить эту практику. Тогда в районах найдутся деньги на поддержание порядка на своих территориях.

В области осталось 60 очистных сооружений. И только 14 из них работают в проектном режиме!

Автор: Дмитрий ГУЛИН, фото автора / "Пензенская правда" 31 июля 2009, N 58

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное