Пораженческое построение

Не найдя другого выхода, многие предприятия встают на путь банкротства. А зря

Кризис – лучший диагност. Он выявил болячки, о которых на предприятиях успели позабыть. Например, хронические неплатежи. На сегодняшний день долги по зарплате превышают 26 миллионов рублей.

Задолженность по зарплате. 2009. Пензенская обл.Впрочем, еще две недели назад положение было гораздо хуже: сумма невыплаченных кровных зашкаливала за 37 миллионов… Ситуация стала улучшаться лишь после активного вмешательства областного правительства.

В бананово-лимонном Сингапуре…

На путь ликвидации из-за остановки мощностей кузнецкий «Кожевник» встал в сентябре прошлого года. К июлю сумма задолженности перед 84 работниками предприятия и бюджетом превысила 8 миллионов рублей...

Надежду на возвращение денег до последнего момента сотрудники предприятия даже не питали. А все потому, что, не найдя лучшего варианта оздоровления ситуации, руководство с согласия собственника пошло по пути ликвидации производства и увольнения персонала. Дальнейшая судьба кожевников, отдавших родной фабрике полжизни, правление не интересовало. Впрочем, ожидать иного от учредителя, зарегистрированного где-то за океаном, не приходилось…

Неликвидные ликвиды

Запущенный маховик банкротства поставил на выплате многомесячной задолженности жирный крест. Обращение работников в суд по взысканию долгов ни к чему не привели – ни один исполнительный лист судебными приставами выполнен не был. А в конце мая все исполнительное производство и подавно было передано в ликвидационную комиссию.

Доведенные до отчаяния люди стали искать защиту в различных инстанциях.

– Писали в районную и областную прокуратуры, в региональную трудовую инспекцию, – перечисляет одна из работниц фабрики Лидия Смольянова. – Бесполезно. Каждая инстанция признавала правоту и законность прилагаемых действий.

В середине июня разрулить ситуацию прибыл на умирающую фабрику губернатор области Василий Бочкарев.

Бывшие работники «Кожевника» возмущались:

– Производство специально довели до ручки! Предприятием интересовались инвесторы, но их попросту не пустили на фабрику.

– Подвести уникальное производство к ликвидации – преступление перед его сотрудниками и государством, – сказал Василий Кузьмич и, обращаясь к последнему директору предприятия и председателю ликвидационной комиссии, добавил: – Вы лично ответите за это.

– Будем бороться за сохранность фабрики, – успокоил работников глава региона. – Если возникнет необходимость, подключу окружные и столичные власти.

Остаться в строю

Кузнечане написали обращение к полномочному представителю Президента в Приволжском федеральном округе Григорию Рапоте. Вот выдержки из него:

«… С апреля 2009 года по настоящее время в ООО «Кожевник» производится демонтаж производственного оборудования и сдача его в металлолом. В данном случае нам непонятна позиция собственника предприятия, так как по оценкам специалистов демонтированное оборудование полностью пригодно к использованию. Также непонятна позиция районных органов правопорядка и ФСБ, на глазах которых происходит разворовывание предприятия».

С этого момента, как по волшебству, дело пошло на поправку. Уже через неделю между собственником фабрики и губернатором было достигнуто соглашение о нормализации ситуации. Ликвидация производства была прекращена.

Сейчас фабрику ждут большие перемены. Выход из незавидного положения новый собственник «Кожевника» видит в создании на его базе ряда малых предприятий с основным кожевенным производством. Обещает он и вернуть долги по зарплате. Рабочие многострадальной фабрики в это искренне верят. Впрочем, что им еще остается…

«Туполев» поможет

В июне едва не попал в процедуру банкротства ФГУП «Нижнеломовский ЭМЗ». Направить ситуацию в нужное русло и нормализовать работу градообразующего предприятия помогло срочное вмешательство областной власти. Для погашения долгов предприятия из федерального бюджета на завод будет направлено более 170 млн. рублей.

Похожая ситуация сложилась и в ОАО «ПКБМ». Из-за паралича производства почти 400 работников завода не видели зарплату с декабря прошлого года. Общая сумма долга перед сотрудниками превысила 12 миллионов рублей.

Для решения вопроса областным правительством была достигнута договоренность с ОАО «Туполев» о поставке авиатренажеров предприятия на 280 миллионов рублей. Первым денежным вливанием в реанимирование производства станет 20-миллионный кредит, который скоро поступит из Сбербанка.

Уязвимая фабрика

Благодаря вмешательству губернатора удалось потушить пожар неплатежей и в Сурске. Многомесячный долг работникам ОАО «Сурская мануфактура им. Асеева» образовался в результате задержки оплаты госзаказа в сумме 20 миллионов рублей за выполненную в первом полугодии работу.


Подпись к фото: Бывший рулевой «Сурской мануфактуры» Владимир ПоповНа фото: Бывший рулевой «Сурской мануфактуры» Владимир Попов: – Да-а-а… Дела...
Прямое обращение губернатора к министру обороны Сердюкову исправило положение. К июлю долг был погашен.

Впрочем, иллюзий на восстановление нормальной деятельности предприятия сурские текстильщики не питают. Портфель заказов на второе полугодие остается пустым…

Спасти незавидное положение работников фабрики может лишь создание малых предприятий. Правда, вопрос, сумеют ли они на допотопном оборудовании составить конкуренцию дешевому импорту, остается открытым.

Разруха в головах…

Хирургическое вмешательство власти в хозяйственную деятельность предприятий наводит на грустные размышления. До каких пор административный ресурс будет доминантой в решении проблемных вопросов? Неужели попавшему в тяжелое положение предприятию нельзя самостоятельно и эффективно решать возникшие трудности? И, наконец, как найти управу на владельцев, которым плевать на своих работников?

Ответ на эти вопросы напрашивается один – предприятиям нужен не собственник, а хозяин, душой болеющий за производство. Пока же у нас с этим туго…
Справка

Минимальная сумма неисполненных обязательств для инициирования банкротства предприятий составляет 100 тысяч рублей, а минимальная просрочка – три месяца.


«Процедура банкротства предусмотрена для тех, кто потерпел неудачу в бизнесе и не может рассчитаться по долгам. Ее смысл в том, чтобы дать возможность должнику восстановить платежеспособность. Ну а если это невозможно – справедливо распределить имеющиеся активы между кредиторами. Однако на деле все идет по другому сценарию…»

Автор: Анатолий ВОЛОДИН, фото Владимира Гришина / "Пензенская правда" 14 июля 2009, N 53

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное