Помогите газетам!

Стартовавшая в начале сентября подписная кампания вновь выявила проблемы, не решенные ранее. В частности, взаимоотношения ФГУП «Почта России», подписных агентств и региональных изданий.

Суть затянувшихся разбирательств между тремя сторонами в следующем.

Объединение разрозненных ранее почтовых управлений в единое предприятие «Почта России» привело к стандартизации многих процессов их деятельности, в т.ч. к унификации тарифов, централизации договорных отношений. До того момента каждое региональное управление федеральной почтовой связи (УФПС) все вопросы, связанные с подпиской, решало самостоятельно, заключая сотни договоров с издательскими домами по собственным тарифам. Однако в 2006 году изменилась система тарификации на оказание почтовых услуг по оформлению подписки и доставке подписных изданий, приведя к единым принципам расчета на территории всей страны. Вместе с тем Почта России сняла с себя и функцию заключения десятков тысяч прямых договоров с издательствами, предоставив такую работу специализирующимся на этом агентствам, сосредоточившись на совершенствовании механизмов доставки, которая пока не на высоком уровне — чего уж греха таить.

В это же время, казалось бы, должна была повыситься роль и активность подписных агентств, важнейшая обязанность которых – создание и выпуск подписных каталогов и организация подписных кампаний. Однако, как выяснилось, коммерческие структуры поняли свою роль несколько однобоко, предпочитая организовывать подписную деятельность в крупных городах и густонаселенных регионах и сотрудничать в основном с многотиражными центральными изданиями – так и хлопот меньше, и комиссионных больше. Тиражи и бюджеты областных газет несравнимы с тиражами и бюджетами газет общефедеральных, они попросту невыгодны подписным агентствам. Таким образом, и региональный издатель, и региональный читатель фактически остались не у дел.

Попутно местную прессу подстерег еще один удар: Федеральная антимонопольная служба запретила льготы, выделенные было Почтой России региональным и местным изданиям. На вполне законном основании: вне зависимости от тиражей все газеты как участники рынка равны, так почему кто-то должен получать преференции?

Интересно, правда, что лишенные льгот ФАСом и обделенные вниманием подписных агентств региональные издатели главным врагом объявили почему-то… Почту России. По этому поводу было даже обнародовано открытое письмо группы редакторов областных и краевых газет уважаемым федеральным чиновникам, где именно Почта обвинялась в падении подписных тиражей.

За комментариями мы обратились во ФГУП «Почта России». И вот что ответила нам руководитель департамента подписки Юлия Виноградова:

— В 2004 году Почта России действительно провела работу по освобождению своих филиалов от непрофильных функций по заключению многочисленных договоров с издателями, формированию и изданию подписных каталогов, проведению рекламных кампаний и маркетинговых исследований, предоставив возможность заниматься этим специализированным участникам рынка – подписным агентствам. Сегодня у Почты России со всеми агентствами заключены централизованные договоры на одинаковых условиях. Таким образом, за Почтой России остались только профильные почтовые функции – прием заказов по подписке в сети почтовых отделений и доставка выписанных газет и журналов подписчикам. Однако для дальнейшего развития рынка подписки мы считаем целесообразным и необходимым выпуск региональных подписных каталогов, содержащих информацию о местных изданиях разных уровней. Мы призываем все подписные агентства уделить этому вопросу самое серьезное внимание. Рынок подписки год от года сужается, и в интересах всех участников рынка – издателей, агентств, Почты России — предпринять все меры для сохранения института подписки в России. По нашему убеждению, выпуск региональных каталогов существенно увеличит подписные тиражи региональных изданий, будет способствовать стабилизации их финансового положения и в конечном итоге вернет популярность традиционной подписки.

Разрешение проблем и успешное развитие подписки в регионах также возможно, если к делу подключится еще одна заинтересованная сторона – местные власти, для которых региональная пресса является непосредственным каналом связи с избирателем, с жителями конкретного региона. Льготные условия, дотации изданиям на распространение по подписке из местных бюджетов могли бы не только спасти положение самих газет и журналов, но и сделать более доступной для жителей региона местную информацию.

Опыт различных стран показывает, что подписка может составлять как ничтожно малую часть распространяемых тиражей, так и являться основным каналом их распространения. Читателю, по большому счету, все равно, где он возьмет газету – в почтовом ящике или на прилавке газетного киоска. Но в сохранении и развитии подписки заинтересованы сами издания, для которых она гарантирует распространение части тиража, да еще и по предоплате. Заинтересована в этом и Почта, т.к. это один из существенных видов услуг прежде всего как крупнейшей логистической компании. И, разумеется, заинтересованы в ней подписные агентства, для которых организация подписки – основной вид деятельности. Так почему бы всем заинтересованным сторонам не объединиться в достижении общей цели – сохранении института подписки в России. Ведь решение вопроса с подпиской на региональную прессу станет тем индикатором, который показывает зрелость общества и уровень ответственности местной власти, подписного и издательского сообщества.

Автор: Пресс–служба УФПС Пензенской области – филиал ФГУП «Почта России»

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке