К какому бы сословию ни относился человек, в какой бы части Земли ни жил, он стремится к своим корнямДля каждого из нас важно знать свою Родину, иметь с ней связь, пусть даже это будет тоненькая струйка дыма от осеннего костра… Можно на время заблокировать чувство отечества, подменить его более широким и масштабным понятием, но исчезнуть оно не может – даже через поколения пробьется. В семье московских преподавателей Скринниковых тема предков была долгое время закрыта. В революционное время дворянские корни надлежало прятать, а в советское – не было потребности о них вспоминать, все считали себя гражданами большого социалистического государства. Но все возвращается на круги своя.
Подарок от предковКогда Екатерине рассказали о том, что ее прапрапрабабушка Надежда в 15 лет вышла замуж за дворянина Василия Павловича Скрипицына, который был на 45 лет ее старше, вспыхнул интерес. Сначала просто девичий: Кате в то время самой было 15, и представить себя замужем за стариком она не могла. Достала старинный альбом, стала вглядываться в миловидное лицо Надежды Скрипицыной-Рихтер (во втором браке)… В руки упала дореволюционная карта Пензенской губернии, на которой микроскопической точкой было отмечено село Скрипицыно – поместье, где разворачивались загадочные события вековой давности. Катя взяла карандаш и на листе ватмана нарисовала тоненькую женскую фигурку в длинном платье…Ее мама, Марианна Сергеевна, преподавала информатику в Московском университете, отец, Анатолий Антонович, работал проректором Академии славянской культуры. Жили дружно, увлекались музыкой, литературой, много работали, но богатыми никогда не были, автомобиля не имели. И потому мечта побывать в родовом поместье (тогда Кате казалось, что оно расположено очень далеко от Москвы) постепенно ушла на второй план. Девушка поступила в Академию Ильи Глазунова, вышла замуж, родила двоих сыновей. Когда младшему, Алексею, исполнилось три года и можно было почувствовать себя свободнее, она вновь нашла старинную карту, показала мужу. Виктор предложил сравнить ее с современной, и оказалось, что Скрипицыно существует по сей день – в Колышлейском районе Пензенской области.Пять лет назад они приехали туда в пору, когда созревали яблоки. Местные жители показали им фундамент дворянского дома и сказали, что сад вокруг тоже был барским. А еще посоветовали заглянуть на кладбище, что вблизи соседнего села Черкасск, там-де сохранился фамильный склеп Скрипицыных. Это было тяжелое зрелище. Разрушающийся храм с окнами, забитыми досками, рядом – склеп, внутри которого куча мусора вперемешку с костями… Катя с Виктором не догадались взять с собой лопату. Так и уехали, обескураженные увиденным. Родителям привезли мешок яблок. «Откуда?» – удивились те. «Это вам подарок от предков».
Чудо на ПасхуЧерез три года в Черкасск и Скрипицыно отправились всей семьей. Вооружились орудиями труда, чтобы совершить перезахоронение в фамильном склепе. Время выбрали особенное – пасхальный день. Подъехали к храму и глазам своим не поверили. Семь его куполов сияли, из распахнутой двери доносилось пение. Идеальный порядок вокруг. Когда Скринниковы подходили к белоснежному склепу своих предков, раздался колокольный звон. – Это было настоящее чудо, – вспоминает Марианна Сергеевна. – Обволакивающее, счастливое, теплое накатывало ощущение. Я душой здоровалась со своими предками.В тот приезд они познакомились с отцом Павлом и узнали, что величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы возведен стараниями Надежды Михайловны Скрипицыной-Рихтер. А восстановлен он с помощью Виктора Александровича Лазуткина.Скринниковы побывали в Потловке, где Надежда Михайловна жила после смерти Василия Павловича, вела хозяйство, занималась просвещением крестьян, построила две школы и церковь. Встречались с местными жителями – их рассказы о доброй, просвещенной барыне ложились бальзамом на сердце.
Восстановленная связьМарианна Сергеевна и Анатолий Антонович решили повенчаться. Идея сделать это в Черкасском храме Покрова Пресвятой Богородицы принадлежит мужу. – У меня возникла мысль сделать подарок жене, восстановить таким образом прерванную связь. Все представители ее рода – очень достойные люди.Мы встретились с семьей Скринниковых в доме настоятеля храма иеромонаха Павла. Он не скрывал радости:– Эти замечательные люди могли бы повенчаться в храме Христа Спасителя, но приехали к нам, на родину своих предков. Я с интересом наблюдала за москвичами. Моя мама родом как раз из села Потловки. И с детства, приезжая летом к бабушке с дедушкой, я слышала это имя – Надежда Михайловна Рихтер. Все, связанное со стариной, было интересно. Повзрослев, стала понимать, почему память о барыне столь жива в этом селе. Она много доброго сделала. И по сей день люди пользуются плодами ее трудов. Много лет молодежь отплясывала в барском доме, где располагался клуб. Здесь же сегодня находится контора хозяйства. Школа стоит более ста лет. Церковь во имя умершей в детстве дочери барыни Аллочки служила до последнего времени пекарней и магазином. И это не говоря уже о величественном семиглавом храме в Черкасске. Так вот, потомки барыни поразили меня своей скромностью. Они по большей части молчали и очень внимательно слушали окружающих. На вопросы отвечали подробно и с большим уважением к собеседнику. В их манере поведения, одежде была та простота, которой всегда славилась российская интеллигенция.Скринниковых познакомила Анна Дмитриевна Тютчева, правнучка прекрасного русского поэта. Она сделала это осознанно, почуяв душевное родство двух молодых людей. Когда они наконец встретились на ее квартире, возникла любовь с первого взгляда. С тех пор прошло 36 лет.
– Обручается раб божий Анатолий рабе божьей Марианне. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Отец Павел стелет под ноги венчающимся полотенце. И все смотрят: ведь по примете, кто первым наступит, тому в семье и главным быть. Удивительно, но абсолютно синхронно они делают шаг вперед и стоят, как по линеечке, ровно.А выйдя из храма, говорят, что к ним вернулась молодость.в темуПовсеместно потомки дворян возвращаются в свои родовые гнезда. Им это нужно по зову крови и души. Но и нам, окружающим, нужны эти люди. Иначе откуда бы такой интерес к ним? Видимо, они являются хранителями некоего российского духа, утраченного, попранного на время, но неотделимого от того духовного пространства, которое зовется Россией.
Автор: Светлана Февралева, фото Анатолия Володина
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER