По усам течет, в рот не попадает

Цветочный медПарадоксальная ситуация: мед – наиценнейший продукт – сурским пчеловодам девать некуда. А если поискать выход?

Россия – пчелиный рай. Посудите сами: если брать все население Земли, то получится, что в среднем одна пчелиная семья приходится на тысячу человек. А в России – на 25 человек, значит, пчел у нас в 40 раз больше!
Но, увы, мы используем лишь малую толику возможностей, которые дает нам природа. Пчелы успевают собрать всего-навсего 10 процентов нек­тара от возможного. Пчеловоды, надо заметить, и не стремятся к максимальному результату в своей работе. Почему? Да потому что мед девать некуда!
Причин у этой проблемы несколько. И одна из главных – конкуренция с сахаром, появление которого полтора столетия назад сделало мед «не модным».

Мода проходит – польза остается

В исторических хрониках столетней давности приводится рассказ о том, как перед витриной столичного магазина, где на темном бархате была выставлена гигантская голова сахара-рафинада, собиралась огромная толпа народа. Люди глядели на диковинку! Сахар в этот период стал престижным, элитным продуктом, а мед – уделом стола черни. И совершенно напрасно.
Каждый пчеловод знает, что пчелы, перерабатывая сахарный сироп в мед, быстро изнашиваются и погибают. Так же, ежедневно перерабатывая-расщепляя сахар, изнашивается и организм человека. Это давно поняли в развитых странах. И там «сладкая смерть» уже активно вытесняется из рациона граждан натуральным продуктом: среднее по­требление меда на душу населения в год составляет 3 – 4 кг.
В Японии считается, что ежедневное употребление меда полезно всем, а детям – особенно. Японским школьникам в возрасте от 7 до 14 лет бесплатно выдают в день по ложке меда.
В меню каждого европейского кафе имеется натуральный пчелиный мед, пусть даже и упакованный в крохотную тару. Прилавки магазинов завалены баночками и коробочками с медом разнообразных сортов.
А что у нас? Среднедушевое потребление меда в России составляет всего 1 грамм на человека в день! Редкий ресторан может предложить посетителям удовольствие попить чайку с медом. Ни в детских садах, ни в школах в рацион питания мед не включен. Хотя проблемы со здоровьем очевидны: 80 процентов молодых людей страдают хроническими заболеваниями.

Сурский пчеловод

Пасека Александра АвдееваВ Пензенской области пчеловодством занимаются более 10 тысяч человек. Большинство держат всего по 5 – 7 ульев. Но все вместе сурские пчеловоды ежегодно собирают не одну сотню тонн меда и говорят, что могли бы увеличить производство в разы.
Для никольчанина Александра Авдеева пчеловодство превратилось в основной источник дохода, когда в его родном селе развалилось хозяйство и не стало работы. В этот период он держал более 100 пчелосемей, за сезон меда накачивал до 10 тонн! Распродавал с трудом, возил в Пензу и даже в Тольятти, где были постоянные клиенты, которые заказывали сразу по 25-литровой канистре.
Говорят, чтобы «жить с пчел», надо самому быть пчелой. И судя по тому, что достаток в семье Авдеевых имелся, характер у главы семьи  «пчелиный». Но работа эта сезонная – полгода, считай, приходится сидеть без дела. Тяжело для деятельной натуры Авдеева. Поэтому, когда ему предложили стать главой сельской администрации, он согласился не раздумывая.
– Тут уж мне не до пчел стало, – рассказывает он. – Да и проблема большая со сбытом. Сам-то продавать не поедешь. Так что свою пасеку я сократил до 50 ульев.

Конкуренция и сбыт

Авдеев вспоминает, что в советское время такой проблемы не было: к пчеловодам приезжали представители заготконторы и забирали весь продукт. И цену давали приличную: с большой пасеки можно было получить 10 тысяч рублей – стоимость «Жигулей»!
Цены, которые предлагают современные скупщики, просто издевательские – даже вложений пчеловодов не покрывают. А сами посредники имеют 200 – 250 процентов прибыли.
Эту проблему не раз поднимал губернатор Василий Бочкарев, ратующий, как всем известно, за торговлю напрямую, без посредников. Но для этого необходимо расфасовывать мед, предлагать его покупателям в красивой оболочке, а не по старинке – банками да канистрами.
Губернатор поручил главе администрации района Михаилу Кузнецову разработать технологию расфасовки меда. К этой работе подключились руководитель аппарата районной администрации Владимир Умнов и известный никольский предприниматель, директор ООО «Никольский хлеб» Юрий Старкин. И тут высветилась еще одна проблема.
– Мы пытались связаться сразу с несколькими предприятиями, занимающимися расфасовкой меда, и столкнулись с непониманием и разобщенностью пчеловодов, – вспоминает Владимир Умнов. – Обращались мы на предприятия в Рязанской, Орловской областях – без ответа. Из Научно-исследовательского института пчеловодства, находящегося в Рыбинске, получили отрицательный ответ. Ладно иногородние, но и пензенская областная контора пчеловодства, посчитав нас конкурентами, в помощи отказала. Единственные, кто откликнулся на нашу просьбу, – предприниматели из Инзы Ульяновской области.
Подогретый мед разливают в пластиковую таруЮрий Старкин, изучив опыт работы ульяновцев, приобрел для своего предприятия специальную установку.
– Мед разогревается в ней до получения определенной консистенции, после чего мы расфасовываем его в пластиковую тару, – рассказывает Юрий Серафимович. – Выпускаем баночки с медом весом 350 и 600 граммов, себестоимость продукта 40 рублей и 67 рублей соответственно. Готовую продукцию реализуем в сети своих 27 магазинов в городе и районе.
Мед покупают у никольских пчеловодов. За восьмичасовой рабочий день могут расфасовать порядка 350 – 400 килограммов. Были бы покупатели!

Объединяйтесь!

Розничный и оптовый рынки наводнены импортным расфасованным медом в красивой упаковке и по сходной цене. Китай продает его во все страны по цене 1,5 евро за килограмм, в Средней Азии просят 25 рублей за килограмм. При этом качество продукта очень далеко от идеального. Министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев утверждает: 
– Под видом хорошего меда к нам завозят все что угодно. Даже если мы возьмем технологию производства меда в Европе, то в 90 процентах увидим сироп, прошедший специальную обработку, чтобы он не засахаривался.
И как добросовестному пчеловоду, поставляющему натуральную продукцию, получить преимущество? Как объяснить покупателю, что это – настоящее, а то – суррогат?
Выход один – создавать объединение пчеловодов. Не элитарный клуб, куда вход простым смертным заказан, а реально работающее объединение – кооператив или потребительское общество с филиалами во всех районах области. Это мнение, изучив рынок, разделяет и Юрий Старкин.
Чтобы заниматься расфасовкой меда, пчеловодам нужно преодолеть огромный барьер, выставляемый (возможно, совершенно объективно) десятком служб и инстанций. Объединившись, преодолеть эти преграды будет намного проще.
Или, к примеру, если одному или двум пчеловодам приобретать линию по упаковке меда дороговато, то купить ее на целое объединение не столь накладно! К тому же в этом случае можно будет начать выпуск расфасованного меда под общей маркой. И это будет гарантией его качества!

Цены, которые предлагают современные скупщики, просто издевательские – даже вложений пчеловодов не покры­вают. А сами посредники име­ют
200 – 250 процентов прибыли.

Автор: Дмитрий Гулин, фото автора

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER