Пчелы, приносящие золото
Пчеловодство – одна из самых перспективных и прибыльных отраслей в сельском хозяйствеКак-то решила прикупить на осенней ярмарке мед. Выбор был невелик, и пришлось довольствоваться тем, что предлагалось. Любимый всей семьей продукт оказался не ахти каким на вкус, а через месяц и вовсе расслоился на бурую гущу и сладкую воду...Можно ли застраховать себя от покупки некачественного меда? Перво-наперво, считают специалисты, нужно, чтобы продукт попадал в продажу непосредственно с пасеки, а не через руки посредников. Нашей области к этому еще идти и идти. А между тем предпосылки для того, чтобы прославить регион пензенским медом, имеются: пчеловодов-любителей по области предостаточно, и продукт они производят такой, что пальчики оближешь. Медовые
Николай Шитов, пасечник из Городищенского района, сам вырос на меде. В родном совхозе «Родина» Никольского района в советское время было налаженное пчеловодческое хозяйство. Ребятишек кормили душистым медом, а те росли крепкими и здоровыми: до холодов бегали босиком, и никакая зараза не могла справиться с «медовым» иммунитетом.Когда совхоз развалился, Николай сам взялся за разведение пчел. Хобби превратилось в любимое дело, приносящее серьезный денежный доход. Сначала Шитов в числе многих «коллег» обосновался в медовом ряду на Центральном рынке. Работал, как все: ложкой, половником, остатки разливал через край. Но в какой-то момент понял, что «как все» – не годится. Ведь покупатель и в супермаркете, и на рынке тянется к культуре. Поразмыслив, Николай сконструировал и изготовил знаменитые в «медовых» кругах краны для фляг. И количество покупателей у Шитова возросло в разы. В первую очередь потому, что за прилавком у него всегда было чисто.Он уловил идею, витающую в воздухе: экономисты призывают на стихийном российском рынке продвигать культуру продажи и потребления.Нужен сбыт – кооперируйтесь!Согласно статистике, организации сегодня дают всего 5 процентов меда, а остальные 95 поставляет индивидуальный сектор. Специалисты утверждают, что будущее пчеловодства именно за частниками. Но если у них все в порядке с производством меда, то со сбытом частенько возникают проблемы. Выходом может стать кооперация пчеловодов, ориентированная на переработку, консервацию, фасовку и реализацию меда. Кстати, раньше подобные структуры (конторы пчеловодства, межрайонные объединения, пчеловодческие хозяйства, выполнявшие частично или полностью кооперативные функции) были необходимым компонентом советского производства меда.Но с другой стороны, разведение пчел – это отрасль, которая, как никакая другая в сельском хозяйстве, требует индивидуального труда и особой мотивации. Несколько лет назад у Николая Шитова появились ученики. Тоже захотели пчел разводить и мед продавать, но, видимо, изначально ребята были ориентированы исключительно на прибыль. Рассуждали, что достаточно поставить улей, ввернуть краник – и мед с денежками польются рекой. Не тут-то было! – В нашем деле можно добиться успеха, только будучи в душе пчеловодом, – уверен Шитов.
Как появляется брендКак пчеловоды реализуют свой мед? Постоянные клиенты – это раз, рыночная торговля – два, флягами сдавать мед в магазины – три. Последнее – это, конечно, определенный прорыв, но обидно, что хороший мед остается безликим. Николая эта проблема миновала. Душистый мед с «Семейной пасеки Шитовых» сейчас знают далеко за пределами Пензенской области. Пчеловод старается всегда идти в ногу со временем. Свежий взгляд и приток идей во многом обеспечивает сын Владислав. В отличие от многих конкурентов, Шитов не пропустил момент, когда надо было переходить на собственный штрих-код, входить в сетевые магазины.Сейчас кроме «Семейной пасеки Шитовых» аттестовывается второй бренд – «Пчелиный доктор», а с осени Николай начнет работать под зарегистрированным товарным знаком. Несколько лет назад перед Шитовым остро встал вопрос об упаковке. До очаровательных баночек в форме бочонка или медвежат, которые сейчас поставляет Шитов на прилавки, путь был долгий. Путеводной звездой на нем опять стали красота и культура. Внешний вид продукции, по мнению Николая, играет такую же роль, как одежда на человеке при первом знакомстве. Это потом люди узнают, что мед Шитовых – пальчики оближешь, а в магазине из множества баночек выберут ту, что покрасивее. И, запомнив, придут за ней еще и еще. Так появляется бренд – узнаваемая продукция, которую знает и любит покупатель. Николай один из немногих в нашей области, кто поддерживает тесные контакты с НИИ пчеловодства Россельхозакадемии. Сейчас там разрабатываются технические условия на новое изобретение Шитова – медово-ореховые и медово-фруктовые пасты. Родным, знакомым и мне, кстати, лакомство очень понравилось. Когда будет налажено его массовое производство, работы под раскрученными брендами на десятилетия вперед хватит и детям, и внукам Николая.карты в рукиК сожалению, таких, как Николай, немного. Производство меда в России находится на крайне низком уровне. На одного россиянина, например, приходится в год около 350 граммов меда, а в цивилизованных странах — более 2 килограммов. Между тем, по данным НИИ пчеловодства, если в среднем на планете одна пчелиная семья приходится на 100 жителей, то в России – на 30–40 человек. Следовательно, нам и карты в руки.Недавно депутаты Законодательного собрания приняли закон Пензенской области «О пчеловодстве», а областная программа по развитию пчеловодства включена в действующую долгосрочную целевую программу «Развитие сельского хозяйства Пензенской области на 2009–2012 годы».Результатов нововведения с нетерпением ждут и пчеловоды, которые теперь могут воспользоваться льготами при субсидировании процентной ставки, и руководители сельхозпредприятий, поскольку развитие пчеловодства влечет за собой увеличение площади посевов опыляемых сельхозкультур. В некоторых районах приобщение к пасечному делу начинают, как говорится, с младых ногтей. Например, в средней школе села Большая Сергеевка Тамалинского района введен специальный предмет «Пчеловодство», который будут изучать школьники 10 и 11 классов, и уже кипит работа на пришкольной пасеке. Пришло время восстанавливать утраченный имидж нашего российского меда, и пасечники Пензенской области просто обязаны приложить к этому руку. Обидно и неправильно, что наша продукция занимает призовые места на различных выставках, а в родном краю о ней даже понятия не имеют. Кстати, с древнейших времен разведение пчел считалось показателем трудолюбия и высокой культуры земледелия. Не случайно пчеловодство достигло высокого уровня в США, Канаде, Австралии, Финляндии и других странах с хорошо организованным и производительным сельским хозяйством. Будем надеяться, что скоро в их ряду окажется и Россия, в том числе и благодаря вкладу пензенских пчеловодов.
Автор: Елена СВЕРДЛОВА, фото автора / "Пензенская правда" 21 июля 2009, N 55
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Журналист «Пензенской правды» победил во Всероссийском конкурсе
В номинации «Федеральные и региональные СМИ»Соседка по палате обокрала пензячку, воспользовавшись её плохим самочувствием
Возбуждено уголовное дело
Студотрядовцы Пензенской области стали призерами слета студотрядов ПФО
Форум стал для них хорошей возможностью обменяться опытом
Лучшие юристы по банкротству: как выбрать надёжного специалиста в столице
Перед принятием решения рекомендуется изучить отзывы, проверить наличие практики по вашему типу долга
Олег Мельниченко поздравил пензенцев с Всероссийским днем гимнастики
На пензенской земле появилась целая плеяда звезд спорта

