Не покидай нас, милая картошка!

Картофелеводство. Пензенская обл.Специалисты регионального министерства сельского хозяйства бьют тревогу: судьба второго хлеба россиян находится под угрозой

По данным исследования, проведенного начальником управления биоресурсов Министерства сельского хозяйства Пензенской области Александром Кабуниным, в 2008 году в нашем регионе было выращено 426,4 тысячи тонн картофеля. Около 95 процентов пришлось на хозяйства населения области, которое за 6 лет сократило площади посевов на 17,1 тысячи га (с 51,7 до 34,6 тысячи).

Дожили…
Сельскую молодежь не так просто затащить на огороды. А старшему поколению уже не под силу обрабатывать картофельные плантации. 
При этом, согласитесь, меньше картофеля россияне есть не стали. И в обозримом будущем изменения привычек и вкусов не  предвидится. А это значит, что уже через несколько лет, сохранись нынешние тенденции, мы окажемся перед выбором: либо больше завозить картофеля из-за границы (позор!), либо увеличивать его производство в организованных хозяйствах.
Пока же мелкие и крупные хозяйства, которые занимаются картофелеводством в Пензенской области, можно сосчитать по пальцам. В прошлом году общие площади посевов составляли всего 1,6 тысячи га. Зато (в отличие от частных огородов) урожайность на них была гораздо выше.
В среднем по всем категориям хозяйств собрали по 11–12  тонн  картофеля с гектара, а в сельхозпредприятиях – по 15–16 тонн. В передовых картофелеводческих хозяйствах собирали по 30–35 тонн с гектара.
Как добиться таких урожаев? Об этом картофелеводам области рассказывали специалисты Пензенского научно-исследовательского института сельского хозяйства на выездном семинаре в Лунинском районе.

Зрите в корень!
На старте практически все руководители картофелеводческих хозяйств находятся в равных условиях: техника и навесное оборудование – старые, земля из-за отсутствия средств много лет без удобрений. Однако урожай у одних «густой», а у других – «пустой».
По словам Александра Кабунина, 60 процентов успеха в получении урожая зависит от качественного семенного материала. У большинства пензенских картофелеводов высокопродуктивных семян нет. Сажают, что имеют под рукой, к чему привыкли. Отсюда и невысокий результат.
А между тем проблем с семенным картофелем в нашей области быть не должно. Только на полях Пензенского НИИСХ выведено и ежегодно предлагаются к реализации сотни тонн семян высокопродуктивных сортов картофеля.

Отстаем…
Вторая проблема: неумение и нежелание использовать химические препараты – средства борьбы с вредителями, сорняками. А между тем тот же колорадский жук вкупе с разросшимися сорняками может наполовину снизить урожайность. А коварной фитофторе  по силам поставить крест на всех трудах картофелеводов.
Хромает и технология. Как выяснилось на семинаре, многие хозяйства обрабатывают поля по старой системе, хотя современная агрономическая наука уже доказала, что так работать нельзя. Печально, но для некоторых руководителей открытием было то, что перед уборкой урожая надо скосить картофельную ботву.
Еще одна проблема – посевные площади. Практически все производители картофеля вынуждены использовать из года в год одни и те же поля. Это приводит к оскудению почвы – о каком тогда урожае может идти речь?
Ученые нашли выход. Они разработали технологию – агротехнический прием бессменного возделывания картофеля. Почву насыщают необходимыми микроэлементами и бактериями, используют для обогащения ее органикой посевы сидеральных культур.

Есть подвижки
Как отметил Александр Кабунин, уровень знаний пензенских картофелеводов все-таки растет. Об этом говорят цифры.
– Если в 2002 году сурские крестьянско-фермерские хозяйства вырастили примерно 600 тонн картофеля, то в 2008 – уже 6,4 тысячи тонн. Увеличение производства произошло в 10 раз, а посевных площадей – в 5 раз. То есть вдвое возросла производительность.

Смех смехом…
В числе передовых хозяйств, где применяются последние разработки ученых-аграриев, КФХ Владимира Утина. Выращиванием картофеля он занялся в 2006 году. За
4 тысячи рублей купил во «вторчермете» тракторишко, привел его в порядок. Взял кредит на горючку, на препараты для обработки растений.
Владимир вспоминает, как начинал семейный бизнес – с лопаты и тяпки. Однако уже с урожая первого года расплатился с долгами.
За четыре года работы большой прибыли не получил. По-прежнему работает на старой технике.
– Если вам показать аппарат, который я соорудил для удаления ботвы – со смеху умрете, – говорит Утин. – Мы его называем «харакири» – это дисковая пила, ножи… В общем, страшная штука. Увы, до хорошей техники мы пока не доросли, но, уверен, это случится.

Наука в жизни
Картофель, выращенный лунинским фермером, в основной массе семенной. Владимир использует сорта, выведенные на полях Пензенского НИИСХ.
– Крупная картошка, как говорят американские картофелеводы, бывает только у плохого фермера, – блещет эрудицией Утин. – Учитывая их опыт, стремимся вырастить не крупную, а товарную.
Парадокс, но пензенские фермеры ездят за семенным картофелем в Москву, Н. Новгород, а картофелеводы из Краснодарского и Ставропольского краев, из Астраханской области и Дагестана – к нам.
Пензенцы говорят, что не знали про своих-то. Зато теперь, после семинара, уж точно знают. Так, глядишь, через несколько лет, может, не импортировать, а экспортировать картофель начнем?

в тему

Отличительной чертой картофелеводства России является то, что оно ориентировано на внутренний рынок. За границу продается мизер – ежегодный экспорт картофеля не превышает 20–30 тысяч тонн (импорт – около 350 тысяч тонн).
В России на переработку идет менее процента выращенного картофеля. А в торговом (или коммерческом) обороте находится примерно 20–25 процентов. Остальной картофель, в основном, производимый населением, им же и потребляется.

По данным Пензастата, за период с 2003 ­ ­по 2008 год производство картофеля в Пензенской области сократилось на 112 тысяч тонн. Если так пойдет и дальше, то через 10–15 лет нам придется покупать картофель за границей.

Автор: Дмитрий Гулин, фото автора / "Пензенская правда" 31 июля 2009, N 58

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER