Национальные проекты - как способ улучшения самочувствия общества

Интервью губернатора Пензенской области  В.К. Бочкарева газете «Пензенская правда»

— Василий Кузьмич, как Вы оцениваете начальный этап реализации в Пензенской области приоритетных национальных проектов?

— Я его оцениваю как нормальный, рабочий процесс внедрения в практику нововведений, призванных улучшить самочувствие общества. Как всякое серьезное дело, реализация приоритетных национальных проектов идет в каждодневной борьбе с инертностью, в режиме регулировки тех механизмов, которые обеспечивают движение вперед. И это очень важно – даже если отвлечься от содержания конкретных программ, национальные проекты представляют собой инструмент активизации взаимодействия власти и общества. Взаимодействия, нацеленного на улучшение качества жизни большинства сограждан.

— Можно пояснить это на конкретном примере?

— Пожалуйста. В соответствии с национальным проектом мы приступили к выплате вознаграждения классным руководителям. Понятно, что власть четко определила здесь свой приоритет: поддерживать то направление в образовании, которое ориентировано на проблемы воспитания. И это хорошо, потому что долгие годы в школе господствовал культ учителя-предметника, а воспитанию отводилась второстепенная роль. В итоге, давайте будем откровенны, мы получили поколение молодежи, отрицающей в своей массе традиционные для нашего общества нравственные нормы. Мы получили поколение с подорванным здоровьем, поскольку физическое воспитание тоже было задвинуто на задний план. Теперь у государства появилась возможность исправить ситуацию. Мы говорим классным наставникам: государство, в силу своих возможностей, поддержало вас в материальном плане. У государства есть намерение не останавливаться на этом и идти дальше. Но ведь этот процесс должен протекать в обоюдном режиме. И педагоги тоже должны сделать шаг навстречу возросшим запросам общества и государства.

Кстати, в этой связи мы имели неудачный опыт в прошлом году. Ввиду сокращения ученических мест в средних школах в 2005 г. правительство региона имело возможность сократить около тысячи ставок педагогических работников, однако они были сохранены при условии их задействования в воспитательном процессе. К сожалению, руководители учебных заведений не смогли организовать необходимой работы, продемонстрировав непонимание стоящих перед ними и их коллективами педагогических задач.

Еще один пример, о котором вы спрашиваете, – это здравоохранение. Материальная поддержка участковых терапевтов и врачей общей практики – это пересмотр принципов, на которых до недавнего времени строилось здравоохранение. В определенный момент приоритетом стало считаться узкое направление медицины, занимающееся тягостной опекой людей с окончательно подорванным здоровьем. А как же профилактика, своевременная диагностика и лечение на ранней стадии заболевания? Ведь даже по своей этимологии термин «здравоохранение» означает охрану здоровья, а отнюдь не болезни на запущенной стадии протекания.

— Василий Кузьмич, наша область имеет большой опыт позитивных преобразований в аграрной сфере. Что нового ожидать нашему селу от реализации национальных проектов?

— Национальные проекты делают ставку на использование двух инструментов поощрения деловой активности в агробизнесе: это лизинговые операции по приобретению капитальных сооружений, скота и оборудования, а также субсидирование процентных ставок по привлекаемым сельхозпредприятиями и крестьянами банковским кредитам. Нетрудно заметить, что подобная практика в нашей области существует уже не один год. Касательно лизинга – это реализация областной программы создания машинно-технологических станций, в сфере субсидирования процентных ставок – законы, поддерживающие крестьянские (фермерские) хозяйства. Однако приоритетные национальные проекты значительно увеличивают экономические возможности пензенского села, поскольку подкрепляют аграрное производство солидными федеральными ресурсами. Да и сама пропаганда этих передовых форм взаимодействия сельскохозяйственного бизнеса с государством способна сделать крутой перелом в сознании хозяйственных руководителей, многим из которых сегодня так не хватает деловой хватки и сметливости. Эта пропаганда восполняет информационный вакуум, который присутствует сегодня на селе.

— Некоторые скептики говорят: национальный проект в сфере сельского хозяйства ни к чему хорошему не приведет, дескать, аграрное производство – это черная дыра…

— Именно потому, что аграрное производство до последнего времени справедливо считается черной финансовой дырой, мы и должны реализовывать там приоритетные национальные проекты. Потому что они немыслимы без легализации теневой составляющей агробизнеса. Мы на областном уровне поняли это давно и делаем все от нас зависящее, чтобы понудить хозяйства работать по прозрачным банковским схемам, уйти от черной кассы, в которой пропадают доходы наемных работников, пайщиков сельхозкооперативов и бюджетов всех уровней. Черная касса – это механизм, при котором директора и бухгалтера хозяйств обогащаются не от доходов, а от убытков возглавляемых ими предприятий. И эта проблема существует в Пензенской области. Поэтому, на мой взгляд, желание или нежелание хозяйства участвовать в приоритетном национальном проекте имеет в своей основе один-единственный критерий – уровень порядочности хозяйственного руководителя. Именно здесь «дурь каждого» видна со всей очевидностью.

— Федеральный центр небезосновательно признает, что одним из самых сложных проектов является развитие ипотечных механизмов обеспечения граждан доступным жильем. Что можно сделать на региональном уровне для успешной его реализации?

— В Пензенской области существуют инфраструктурные предпосылки для реализации этого проекта. Не первый год у нас работает Агентство ипотечного кредитования, являющееся оператором аналогичной федеральной структуры. Недавно мы увеличили государственное участие в его уставном капитале, предоставив на цели развития агентства около ста миллионов рублей из областного бюджета. Ипотека в регионе делает первые шаги, которые вселяют определенный оптимизм.

Однако проект этот действительно сложный. Потому что включает в себя целый комплекс политических и экономических подпроблем. Нынешняя дороговизна жилья упирается в вопрос обеспечения конкуренции на строительном рынке. Когда государство в лице правоохранительных органов проявит политическую волю и наведет на уровне муниципалитетов элементарную законность, вот тогда можно ожидать действительной состязательности при доступе застройщиков на рынок, а значит, вслед за ней – конкуренции, объективно понижающей стоимость жилья.

Во-вторых, развитие ипотеки немыслимо без удешевления кредита, выплата которого является на сегодня непосильным бременем для большинства граждан. А это, как вы сами понимаете, произойдет только тогда, когда в стране появятся финансовые институты, предпочитающие инвестировать не в акции нефтяных компаний, а в среднестатистического гражданина. Никто не станет ссужать вам под десять процентов годовых, когда фондовый рынок буквально пухнет и дает по проценту прибыли в день. Что же делать? Ответ один: надо увеличить предложение на денежном рынке. Это может быть и прямая бюджетная интервенция, и интервенция банковского сектора.

Кстати, на региональном уровне мы апробируем оба метода. Что касается первого – он реализуется в несколько своеобразной форме: региональный бюджет вносит первоначальный взнос для вступления в ипотеку для отдельных категорий областных бюджетников. Второй метод реализуется путем поощрения притока в область новых банков. Конкуренция в банковской сфере растет, банки предлагают все новые и новые виды доступных услуг. Вы посмотрите, что творится на рынке потребительских кредитов – настоящий бум! Надеюсь, что в обозримом будущем то же будет и на рынке кредитов ипотечных.

— Василий Кузьмич, в своем недавнем интервью «Российской газете» Дмитрий Анатольевич Медведев упомянул о федеральной программе газификации, которая должна стать одним из элементов реализации национальных проектов. Но, как известно, Пензенская область уже завершает работы по Генеральной схеме газификации региона. Достанутся ли нам хоть какие-то средства по этой программе?

— Да, действительно. На протяжении многих лет мы направляли на газификацию области огромные бюджетные средства, которые можно было бы инвестировать в другие отрасли экономики и социальной сферы. Должны ли мы были дожидаться федеральной программы? На мой взгляд, мы все сделали правильно, начав работать самостоятельно. И федеральный центр это понимает. Оттого, как бы то ни было, наша область все равно внакладе не останется. Взять хотя бы общероссийский кардиохирургический центр, который, я в этом уверен, будет построен в Пензе в ближайшие годы. За него, кстати, до сих пор борются многие богатые регионы.

— Национальные проекты потому и названы национальными, что их реализация – это дело всей нации и, в первую очередь, – всех регионов. Как будет поддерживать федеральные программы наша область?

— На региональном уровне разработаны конкретные механизмы, дополняющие мероприятия в рамках общефедеральных проектов. Возьмем хотя бы нашу программу строительства и реконструкции сельской водопроводной сети. Тысяча километров водовода за один год – это, согласитесь, хорошее подспорье селянам. Ведь без воды немыслима работа ни крупной фермы, ни крестьянского подворья.

Область продолжает политику субсидирования затрат по уплате кредитов, привлекаемых крестьянскими хозяйствами, реализует программу по приобретению сельхозтехники и племенного скота. Правда, в следующем году упор в работе думаем изменить: вместо сельхозтехники будем приобретать больше племенного скота, предоставлять финансовые возможности по капитальному ремонту животноводческих помещений. Что касается техники, то здесь кризис миновал, техника в области есть. Теперь перед селянами стоит задача использовать ее с максимальной эффективностью. Это тоже проблема.

Буквально на днях депутаты Законодательного собрания приняли внесенный нами закон, который установил ежеквартальные надбавки к зарплате врачам и среднему медицинскому персоналу учреждений здравоохранения, находящихся в собственности Пензенской области. Не остались без поощрения и молодые специалисты, работающие после окончания учебных заведений в муниципальных и государственных больницах и поликлиниках.

В целях материального укрепления первичного медицинского звена в текущем году будет капитально отремонтировано или переведено в лучшие помещения большинство фельдшерско-акушерских пунктов. Районные больницы доукомплектовываются передвижной диагностической техникой, которая позволяет проводить обследование пациентов самых отдаленных сел и деревень.

Кстати говоря, материальная поддержка медицинского персонала первичного звена – дело для нашей области далеко не новое. Сельские фельдшера получают у нас областную надбавку к зарплате.

Перечисление всех региональных программ – предмет отдельного разговора. Уже из сказанного ясно, что область в национальных проектах иждивенкой не останется.

Реализация приоритетных национальных проектов – процесс сложный и многоуровневый. И без широкой общественной поддержки достижение поставленных задач будет весьма затруднительно. Если у жителей Пензенской области имеются дельные предложения о том, как нам лучше организовать реализацию федеральных и дополняющих их региональных программ, – прошу их высказывать. Мы обязательно рассмотрим все обращения, присланные в мой адрес.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке