Национальные проекты - как способ улучшения самочувствия общества
Интервью губернатора Пензенской области В.К. Бочкарева газете «Пензенская правда»— Василий Кузьмич, как Вы оцениваете начальный этап реализации в Пензенской области приоритетных национальных проектов?— Я его оцениваю как нормальный, рабочий процесс внедрения в практику нововведений, призванных улучшить самочувствие общества. Как всякое серьезное дело, реализация приоритетных национальных проектов идет в каждодневной борьбе с инертностью, в режиме регулировки тех механизмов, которые обеспечивают движение вперед. И это очень важно – даже если отвлечься от содержания конкретных программ, национальные проекты представляют собой инструмент активизации взаимодействия власти и общества. Взаимодействия, нацеленного на улучшение качества жизни большинства сограждан.— Можно пояснить это на конкретном примере?— Пожалуйста. В соответствии с национальным проектом мы приступили к выплате вознаграждения классным руководителям. Понятно, что власть четко определила здесь свой приоритет: поддерживать то направление в образовании, которое ориентировано на проблемы воспитания. И это хорошо, потому что долгие годы в школе господствовал культ учителя-предметника, а воспитанию отводилась второстепенная роль. В итоге, давайте будем откровенны, мы получили поколение молодежи, отрицающей в своей массе традиционные для нашего общества нравственные нормы. Мы получили поколение с подорванным здоровьем, поскольку физическое воспитание тоже было задвинуто на задний план. Теперь у государства появилась возможность исправить ситуацию. Мы говорим классным наставникам: государство, в силу своих возможностей, поддержало вас в материальном плане. У государства есть намерение не останавливаться на этом и идти дальше. Но ведь этот процесс должен протекать в обоюдном режиме. И педагоги тоже должны сделать шаг навстречу возросшим запросам общества и государства.Кстати, в этой связи мы имели неудачный опыт в прошлом году. Ввиду сокращения ученических мест в средних школах в 2005 г. правительство региона имело возможность сократить около тысячи ставок педагогических работников, однако они были сохранены при условии их задействования в воспитательном процессе. К сожалению, руководители учебных заведений не смогли организовать необходимой работы, продемонстрировав непонимание стоящих перед ними и их коллективами педагогических задач. Еще один пример, о котором вы спрашиваете, – это здравоохранение. Материальная поддержка участковых терапевтов и врачей общей практики – это пересмотр принципов, на которых до недавнего времени строилось здравоохранение. В определенный момент приоритетом стало считаться узкое направление медицины, занимающееся тягостной опекой людей с окончательно подорванным здоровьем. А как же профилактика, своевременная диагностика и лечение на ранней стадии заболевания? Ведь даже по своей этимологии термин «здравоохранение» означает охрану здоровья, а отнюдь не болезни на запущенной стадии протекания. — Василий Кузьмич, наша область имеет большой опыт позитивных преобразований в аграрной сфере. Что нового ожидать нашему селу от реализации национальных проектов?— Национальные проекты делают ставку на использование двух инструментов поощрения деловой активности в агробизнесе: это лизинговые операции по приобретению капитальных сооружений, скота и оборудования, а также субсидирование процентных ставок по привлекаемым сельхозпредприятиями и крестьянами банковским кредитам. Нетрудно заметить, что подобная практика в нашей области существует уже не один год. Касательно лизинга – это реализация областной программы создания машинно-технологических станций, в сфере субсидирования процентных ставок – законы, поддерживающие крестьянские (фермерские) хозяйства. Однако приоритетные национальные проекты значительно увеличивают экономические возможности пензенского села, поскольку подкрепляют аграрное производство солидными федеральными ресурсами. Да и сама пропаганда этих передовых форм взаимодействия сельскохозяйственного бизнеса с государством способна сделать крутой перелом в сознании хозяйственных руководителей, многим из которых сегодня так не хватает деловой хватки и сметливости. Эта пропаганда восполняет информационный вакуум, который присутствует сегодня на селе.— Некоторые скептики говорят: национальный проект в сфере сельского хозяйства ни к чему хорошему не приведет, дескать, аграрное производство – это черная дыра…— Именно потому, что аграрное производство до последнего времени справедливо считается черной финансовой дырой, мы и должны реализовывать там приоритетные национальные проекты. Потому что они немыслимы без легализации теневой составляющей агробизнеса. Мы на областном уровне поняли это давно и делаем все от нас зависящее, чтобы понудить хозяйства работать по прозрачным банковским схемам, уйти от черной кассы, в которой пропадают доходы наемных работников, пайщиков сельхозкооперативов и бюджетов всех уровней. Черная касса – это механизм, при котором директора и бухгалтера хозяйств обогащаются не от доходов, а от убытков возглавляемых ими предприятий. И эта проблема существует в Пензенской области. Поэтому, на мой взгляд, желание или нежелание хозяйства участвовать в приоритетном национальном проекте имеет в своей основе один-единственный критерий – уровень порядочности хозяйственного руководителя. Именно здесь «дурь каждого» видна со всей очевидностью.— Федеральный центр небезосновательно признает, что одним из самых сложных проектов является развитие ипотечных механизмов обеспечения граждан доступным жильем. Что можно сделать на региональном уровне для успешной его реализации?— В Пензенской области существуют инфраструктурные предпосылки для реализации этого проекта. Не первый год у нас работает Агентство ипотечного кредитования, являющееся оператором аналогичной федеральной структуры. Недавно мы увеличили государственное участие в его уставном капитале, предоставив на цели развития агентства около ста миллионов рублей из областного бюджета. Ипотека в регионе делает первые шаги, которые вселяют определенный оптимизм.Однако проект этот действительно сложный. Потому что включает в себя целый комплекс политических и экономических подпроблем. Нынешняя дороговизна жилья упирается в вопрос обеспечения конкуренции на строительном рынке. Когда государство в лице правоохранительных органов проявит политическую волю и наведет на уровне муниципалитетов элементарную законность, вот тогда можно ожидать действительной состязательности при доступе застройщиков на рынок, а значит, вслед за ней – конкуренции, объективно понижающей стоимость жилья. Во-вторых, развитие ипотеки немыслимо без удешевления кредита, выплата которого является на сегодня непосильным бременем для большинства граждан. А это, как вы сами понимаете, произойдет только тогда, когда в стране появятся финансовые институты, предпочитающие инвестировать не в акции нефтяных компаний, а в среднестатистического гражданина. Никто не станет ссужать вам под десять процентов годовых, когда фондовый рынок буквально пухнет и дает по проценту прибыли в день. Что же делать? Ответ один: надо увеличить предложение на денежном рынке. Это может быть и прямая бюджетная интервенция, и интервенция банковского сектора.Кстати, на региональном уровне мы апробируем оба метода. Что касается первого – он реализуется в несколько своеобразной форме: региональный бюджет вносит первоначальный взнос для вступления в ипотеку для отдельных категорий областных бюджетников. Второй метод реализуется путем поощрения притока в область новых банков. Конкуренция в банковской сфере растет, банки предлагают все новые и новые виды доступных услуг. Вы посмотрите, что творится на рынке потребительских кредитов – настоящий бум! Надеюсь, что в обозримом будущем то же будет и на рынке кредитов ипотечных.— Василий Кузьмич, в своем недавнем интервью «Российской газете» Дмитрий Анатольевич Медведев упомянул о федеральной программе газификации, которая должна стать одним из элементов реализации национальных проектов. Но, как известно, Пензенская область уже завершает работы по Генеральной схеме газификации региона. Достанутся ли нам хоть какие-то средства по этой программе?— Да, действительно. На протяжении многих лет мы направляли на газификацию области огромные бюджетные средства, которые можно было бы инвестировать в другие отрасли экономики и социальной сферы. Должны ли мы были дожидаться федеральной программы? На мой взгляд, мы все сделали правильно, начав работать самостоятельно. И федеральный центр это понимает. Оттого, как бы то ни было, наша область все равно внакладе не останется. Взять хотя бы общероссийский кардиохирургический центр, который, я в этом уверен, будет построен в Пензе в ближайшие годы. За него, кстати, до сих пор борются многие богатые регионы. — Национальные проекты потому и названы национальными, что их реализация – это дело всей нации и, в первую очередь, – всех регионов. Как будет поддерживать федеральные программы наша область?— На региональном уровне разработаны конкретные механизмы, дополняющие мероприятия в рамках общефедеральных проектов. Возьмем хотя бы нашу программу строительства и реконструкции сельской водопроводной сети. Тысяча километров водовода за один год – это, согласитесь, хорошее подспорье селянам. Ведь без воды немыслима работа ни крупной фермы, ни крестьянского подворья. Область продолжает политику субсидирования затрат по уплате кредитов, привлекаемых крестьянскими хозяйствами, реализует программу по приобретению сельхозтехники и племенного скота. Правда, в следующем году упор в работе думаем изменить: вместо сельхозтехники будем приобретать больше племенного скота, предоставлять финансовые возможности по капитальному ремонту животноводческих помещений. Что касается техники, то здесь кризис миновал, техника в области есть. Теперь перед селянами стоит задача использовать ее с максимальной эффективностью. Это тоже проблема.Буквально на днях депутаты Законодательного собрания приняли внесенный нами закон, который установил ежеквартальные надбавки к зарплате врачам и среднему медицинскому персоналу учреждений здравоохранения, находящихся в собственности Пензенской области. Не остались без поощрения и молодые специалисты, работающие после окончания учебных заведений в муниципальных и государственных больницах и поликлиниках.В целях материального укрепления первичного медицинского звена в текущем году будет капитально отремонтировано или переведено в лучшие помещения большинство фельдшерско-акушерских пунктов. Районные больницы доукомплектовываются передвижной диагностической техникой, которая позволяет проводить обследование пациентов самых отдаленных сел и деревень.Кстати говоря, материальная поддержка медицинского персонала первичного звена – дело для нашей области далеко не новое. Сельские фельдшера получают у нас областную надбавку к зарплате.Перечисление всех региональных программ – предмет отдельного разговора. Уже из сказанного ясно, что область в национальных проектах иждивенкой не останется. Реализация приоритетных национальных проектов – процесс сложный и многоуровневый. И без широкой общественной поддержки достижение поставленных задач будет весьма затруднительно. Если у жителей Пензенской области имеются дельные предложения о том, как нам лучше организовать реализацию федеральных и дополняющих их региональных программ, – прошу их высказывать. Мы обязательно рассмотрим все обращения, присланные в мой адрес.
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER