Настоящих буйных мало

Константин СимкинКризис 2008 года для Константина Симкина стал юбилейным – его дело родилось 10 лет назад, во время дефолта 1998 года

В 90-е годы, когда уроженец Пензы  Константин Симкин начал заниматься поставками кондитерского оборудования на российские предприятия, никто и не предполагал, что все это выльется в группу компаний «Коста», в клиентах у которой будет половина России и множество стран ближнего зарубежья.

Свое не хуже заграничного
Не зря говорят,  что во всем надо уметь видеть что-то хорошее.  И оно обязательно находится, правда, иногда это становится видно только сквозь призму времени.
Возьмем, например, дефолт 1998 года, который считается одним из самых тяжелых экономических спадов в истории России. Тогда было серьезно подорвано доверие иностранных инвесторов к российскому государству и  банковской системе, разорилось большое количество малых предприятий, население потеряло значительную часть своих сбережений, упал уровень жизни. Тем не менее девальвация рубля позволила российской экономике стать более конкурентоспособной.
В те годы очень остро стоял вопрос о максимальном замещении импорта. Это вообще особенность или, лучше сказать, шанс, который дает кризис: чтобы не зависеть от экономической ситуации в других государствах, надо постараться импортные товары по максимуму заменить отечественными.
Сейчас мы так привыкли пользоваться чужим, что ленимся производить свое. Зачем, если купить можно дешевле? Но представьте, что будет, если,  например, Китай прекратит поставлять нам дешевую одежду, если в магазинах не станет импортной косметики или (самое страшное) прекратятся поставки зарубежных лекарств в наши аптеки (последнее может обернуться тотальным лекарственным голодом со всеми вытекающими последствиями).
Но мало произвести свое, надо добиться, чтобы российские товары не уступали зарубежным по качеству и при этом серьезно конкурировали по стоимости. Для Константина Симкина в годы дефолта эта задача казалась неразрешимой. С российскими заводами работать было очень сложно, так как технику они производили и… «выбрасывали»  за ворота – дальнейшая судьба оборудования никого не интересовала.  О каких-то гарантиях, сервисе и речи не шло!
Чтобы не потерять клиентов, ремонтом, обслуживанием, поиском запчастей пришлось заняться Симкину. Так появилось маленькое конструкторское бюро, которое занялось сначала изготовлением запасных деталей, а потом разработкой и производством аналогов оборудования. 
Константин с гордостью вспоминает, что именно его рабочая группа первая в России сконструировала глазировочные и декорирующие машины, причем все идеи брались «из головы», с западных аналогов почерпнули очень мало.
Пензенская областьУникальной разработкой стала конвейерная печь (клиенты прозвали ее «автоматом Калашникова»), которая по надежности и качеству до сих пор не имеет себе равных. Главная ее ценность для рус­ского человека заключается в том, что печь практически невозможно сломать.
Сейчас конструкторское бюро продолжает свою работу и бьется над решением очень важной для кондитеров проблемы: как в маленькое помещение запихать большое производство?

Деньги или инновации?
Вернемся к  импортозамещению. При всем своем положительном воздействии оно  не может быть  панацеей от всех бед. Рядом с ним стоит другой важный аспект: чтобы сделать отечественную продукцию конкурентоспособной, необходима интеллектуальная работа, создание инновационных проектов.
Но предпринимательское сообщество в России пока не слишком хорошо это понимает. Когда начинают говорить о поддержке бизнеса, то все в основном сводится к мысли: «нам бы денег побольше». А вопрос надо ставить по-другому: нам бы инновационный подход найти.
Константин Симкин из тех, кто это осознает, и потому самым действенным средством борьбы с конкурентами считает передовые технологии. С 2005 года предприниматель взялся за переоснащение станочного парка. Сейчас оборудование у Константина не просто самое современное, а, не побоюсь этого слова, уникальное. Аналоги некоторых из его станков можно встретить только на самых передовых предприятиях России.
Новый подход виден и в организации работы: чтобы не экспериментировать на клиентах, новое оборудование решено было испытывать в деле. И тогда к машиностроительному производству добавилось кондитерское. Сейчас это самостоятельное и успешное предприятие, работающее под несколькими брендами. Константин так спланировал работу, что, покупая оборудование, человек  покупает у него и рецептуру, и технологический процесс, и собственно бизнес.  Так стоит ли удивляться, что от клиентов у него нет отбоя.
Возможности новейшей техники (это режущее, гибочное, пробивное оборудование) превосходят потребности машиностроительного предприятия. Предприниматель стал искать дополнительные направления и нашел. Теперь к станкам с кондитерскими изделиями добавились строительные и отделочные материалы. 
С прошлого года производственная империя «Коста» переехала в Шемышейку. Глава района и местные жители до сих пор не нарадуются этому событию: налогооблагаемая база – раз, дополнительные рабочие места – два. Благодаря Симкину, в Шемышейке постоянный заработок появился без малого у 200 человек. И это не предел: штат еще не укомплектован, для полноценной работы требуется не меньше 15 сотрудников. Но не абы кто!
С переоснащением машинного парка труд четко разделился на высоко- и низкоквалифицированный. Не хватает именно специалистов, умеющих работать со сложной техникой. К ректорам вузов Симкин обратился с предложением о сотрудничестве и просьбой усилить практическую сторону образования.

Поднимайтесь с лавочки!
Константин Валентинович относится к своему успеху довольно спокойно и  не считает его чем-то из ряда вон выходящим. Просто, как поется в песне Владимира Высоцкого, «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». А так успеха можно добиться на любом поприще, если не хочешь сидеть без дела и без денег. «Вот в этом и скрыт корень проблемы,  – согласился с ним губернатор Пензенской области Василий Бочкарев. –  Чтобы чего-то достичь, первым делом надо встать с лавочки и приняться за работу».
Хочется отметить, что прошедший год стал особенно удачным для малых и средних предприятий. Никогда еще развитию бизнеса не уделялось столько внимания: работают федеральная и областная программы поддержки предпринимательства, выделяются деньги на создание бизнеса, по всему региону создаются бизнес-инкубаторы.
У тех, кто рискнул начать свое дело в период кризиса, есть хороший шанс встать на ноги, говорят экономисты. Дело в том, что малый бизнес легко подстраивается под условия рынка, и сейчас главное для него – успеть сориентироваться на нишевое производство или на импортозамещение. На основе инновационных технологий, конечно.
Пример Константина Симкина в этом плане очень показателен. Губернатор Василий Бочкарев видит в его работе определенные перспективы для развития некоторых районов и области в целом. На одном из последних выездных заседаний Василий Кузьмич дал задание Управлению по развитию предпринимательства Пензенской области  отработать каждый район и город на возможность создания небольших кондитерских производств, оснащенных оборудованием Симкина. Задачу должны облегчить программа по развитию малого и среднего бизнеса и возможность кооперации.
А дальше все начнет выстраиваться в цепочку: рабочие места – налогооблагаемая база – спрос на местное молоко (сахар, муку) – молодые семьи (которые останутся в селе) – дети (которые скоро родятся и пойдут в новый детский садик и школу)… Главное начать! Не бойтесь быть «буйными» в лучшем смысле этого слова.

Чтобы чего-то достичь, первым делом надо встать с лавочки и приняться за работу.
Губернатор Пензенской области Василий Бочкарев.

Автор: Елена СВЕРДЛОВА, фото автора / "Пензенская правда" 28 июля 2009, N 57

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER