Метод ненаучного тыка

Татьяна Червякова - глава сельской администрации. Пензенская областьТатьяна Червякова разработала целый свод правил, чтобы не расслабиться и не сдаться
– Я за 8 лет работы вывела несколько «золотых правил» сельского главы, – делится размышлениями Татьяна Борисовна, пока мы трясемся в старенькой «пятерке» на пути к Пяше. – Ну вот, например, такое: «Молоко и курочку сготовит и дурочка». Имея деньги, работать легко, а я должна умудриться довести до конца как можно больше дел без копейки в бюджете. Потому что потратить наш миллион с хвостиком (годовые средства на сельсовет. – Авт.) я всегда успею.
Я сидела в Бековской администрации в промозглый осенний день, обдумывая редакционное задание «Один день из жизни сельского главы…». В голове вертелись стереотипы, которые сложились за несколько лет: «недорабатывают», «в законах разбираются плохо», «отстали от жизни». 
И тут в кабинет вошла Татьяна Червякова… Сапоги на шпильке, длинная юбка по фигуре, легкий женственный шарфик, но главное – глаза! Блестящие, яркие, счастливые… аж дух захватывает.
– Значит, с вами я буду делиться своими секретами? – она улыбнулась. – Едем!
– Первое, – начала рассказ Червякова, как только мы сели в машину, – нельзя класть в кошелек личные деньги «про запас». Столько непредвиденных расходов на сельсовет каждый день! Если себя вовремя не остановить – не успеешь оглянуться, как останешься без месячной зарплаты. Не удивляйтесь, бывало и такое, – смеется моя попутчица. И продолжает: – Должность сельского главы – это поле боевых действий. Для достижения целей здесь тоже все средства хороши. Главное – никогда не повышать голос и не переставать улыбаться.
– Значит, глава – психолог-практик?
– Не только. Дважды психолог, юрист, экономист, управленец, бухгалтер. Всего не перечислить.

Пяшинский сельсовет. Пензенская областьВсе вместе
Пяшинский сельсовет Бековского района – это села Трескино, Аничкино, Покровка, Пяша и 1028 человек населения. Когда-то (как в большинстве сел страны) здесь кипела жизнь: большое хозяйство, хорошие перспективы, достойные заработки, развитая социальная инфраструктура. Даже фонтан построили – второй по величине после пензенского. В сентябре 1991 года людям выдали августов­скую зарплату. Как оказалось – в последний раз.
– Но никто (ни один человек!) не уволился, – рассказывает Татьяна Борисовна. – Люди продолжали каждый день выходить на работу, получали звания лучших доярок и комбайнеров области, как-то умудрялись растить детей.
Я молчу, внутренне не разделяя восхищения. Десятилетия без зарплаты и надежды на будущее!
– Вам, наверное, не понять, – как будто читает мои мысли Татьяна Червякова. – Э-эх, городское воспитание! А вы представьте: 8 комбайнов стройным рядом идут по полю. В душе рождается необъяснимое чувство… Что ты не один, что ты – частичка большого дела. Ради этого люди годами готовы работать «вхолостую». И они, труженики, всегда вызывали у меня неподдельное уважение. А когда я стала главой, первым делом посчитала своим долгом возродить хозяйство.

Чтобы село процветало
Планы были такими: продать земельные паи сельсовета компании «Бекор». Владельцы – столичные ребята – обещали обрабатывать 90 процентов полей (больше 8 тысяч гектаров). «Село оживет, люди расправят плечи», – мечтала Татьяна Борисовна.
Время шло, а проданные земли пустовали. История могла закончиться банально, если бы не настойчивость главы: «Бездействия я бы себе не простила». Дело решило «случайное» знакомство с земляком Алексеем Кондрашкиным. Он создал крепкое хозяйство в Саратовской области и был готов помочь родному району.
– Как уговорила Алексея Михайловича взять на себя такую ответственность? – Татьяна Борисовна улыбается. – Я ему сказала так: хочу уйти на пенсию со спокойной душой, а без твоей помощи этого сделать не смогу.
– А что вам нужно для спокойствия?
– Ну, магазины, кооперативы – это само собой, это не главное. Мне хочется, чтобы село процветало… Хочу открыть в Пяше пекарню и восстановить фонтан.

На новом месте
Восемь лет назад, когда Татьяна Червякова только села в кресло главы, было не до фонтана. Окна Дома культуры заколочены досками, амбулатория с дырявой крышей, ни одного фонаря, в водопроводе – сплошные пробоины. Сейчас большинство проблем решено. И здесь всегда интересны не сами цифры и факты (в большинстве сел они схожи), а как человек справлялся с трудностями, что ему помогло не опустить руки.
– В первый же день в новой должности я сказала себе: «Не важно, что я живу в Пяше больше двадцати лет. Здесь, в этом кресле, люди видят меня впервые и будут оценивать по всей строгости. Это как замуж выходить: все смотрят, что из этого выйдет. Поэтому промахов быть не должно».
Опытный коллега подсказал: «Никогда не давай пустых обещаний». Иногда так хотелось успокоить людей, сказать: мол, все будет сделано. Но искушению не поддавалась.
От количества бумаг, цифр и непонятных слов голова шла кругом. Сейчас она смеется:
– Со временем разобралась. А тогда повторяла себе, что эти бумаги составляли такие же люди, как я.
А еще проблемой было знакомство с десятками первых лиц района и области.
– Никак не могла запомнить фамилий и должностей. Я ведь понимала: чтобы наладить отношения, к каждому нужно обращаться по имени-отчеству. Тогда я пронумеровала всех их на листочке – и дело пошло. Люди у меня ассоциировались с цифрами.

Это мой мир
Все эти приемы Татьяна Борисовна шутя называет «методом ненаучного тыка». Они ей помогли не только вникнуть в дела, но и решить вопросы, повисшие в воздухе: газификация, благоустройство села, возрождение хозяйства.
А мне кажется, что дело здесь в характере и настрое. Он у Татьяны Червяковой «ненормально оптимистический». Там, где другой человек опустил бы руки, она находит и повод, и силы менять ситуацию.
Облюбовали мужики березовую аллею для каждодневных «посиделок»? Глава каждый вечер стала приходить и читать молодым и не очень людям «морально-просветительские» лекции. Как в советское время. Кто-то смеялся: мол, им хоть кол на голове теши – не изменятся. Между тем через несколько месяцев половина любителей спиртного открыла кооперативы, более того – они взяли шефство над теми, кто еще не до конца проникся здоровым образом жизни.
Теперь самый перспективный кооператив сельсовета – мини-овцеводческая ферма – именно у этих бывших «неудачников».
– В людей верить надо. И давать им шанс. Слабости есть у каждого, кто же поможет им, если не свои? Пяша – это целый мир, понимаете? Мой мир. Когда на очередном совещании меня за что-то отчитывают и настроение портится, стоит мне только повернуть на сельсовет – и на душе легко. А самое главное – любить людей и свою работу!
Татьяна Борисовна смотрит мне в глаза. – Я ведь хожу на нее не потому, что надо, мне это на самом деле нравится! Ну и пусть завтра снова с утра меня встретят сельчане: «Нет транспорта до Беково». Проблемы на то и есть, чтобы их решать.
Там, где другой человек опустил бы руки, она находит и повод, и силы менять ситуацию. Просто не позволяет себе думать о плохом.

Автор: Ирина БАЛАШОВА, фото автора / "Пензенская правда" 13 ноября 2009, N 88

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное