Любовь не рождается по указке

Вот уже 30 лет, как Татьяна Андреевна Панькина преподает русский язык и литературу в Сосновской средней общеобразовательной школе. Ее уважают в коллективе, искренне любят ученики. Отныне заслуги сельского учителя признали и на федеральном уровне. Татьяна Андреевна стала обладательницей президентского гранта в размере 100 тысяч рублей. Куда потратить солидную сумму, педагог еще не решила.

 

Впервые узнав о конкурсе, она подумала: «Мне это точно не грозит». Предположила, что премии вряд ли дойдут до глубинки.

— Принято считать, что лучшие учителя трудятся в городских гимназиях и лицеях, — объясняет она. — Хотя я твердо убеждена: быть профессионалом можно и в обычной сельской школе.

В том, что Панькина на своем месте, сельчане не сомневаются. Львиная доля выпускников школы, которыми стоит гордиться, — ученики Татьяны Андреевны. Уровнем их знаний искренне восхищаются педагоги не только пензенских, но и других российских вузов.

— Моя ученица Наталья Пугачева училась в Саратове, в юридическом университете, — рассказывает Татьяна Андреевна. — Ее глубокие знания русского языка и литературы удивили саратовских педагогов. Но больше всего их сразило то, что Наташа училась в сельской школе.

Другую ученицу Панькиной заметил профессор из МГУ. Он лично вручил ей диплом за победу в литературном конкурсе.

В этом нет ничего сверхъестественного.  На своих уроках Татьяна Андреевна много времени уделяет работе над словом, к которому учит ребят относиться внимательно, бережно. Заражает любовью к русскому языку, посвящает в тайны словоупотребления. После бесед о русском слове ребята раскрываются, начинают писать такие стихи, что побеждают на областных конкурсах.

Татьяна Андреевна считает литературу предметом исключительным:

— Ни в коем случае не умаляя достоинств иных предметов, скажу: ни на одном уроке так полно не раскрывается личность, как на уроке словесности. Где человек виден как на ладони, если не в собственном сочинении? Мы пишем по 30, 40, а то и по 50 работ за год. Ребята творят с удовольствием. Я часто поражаюсь их прозорливости и наблюдательности.

Еще школьники Сосновки обожают выступать в роли исследователей, изучать литературные произведения, открывать в них новые грани. Несколько лет подряд Татьяна Андреевна и ее ученики осваивают тему: «Православные традиции в русской литературе». Например, оценивают роль старчества в русской духовной культуре. Находят библейские мотивы в произведениях поэтов Серебряного века…

— Когда я вижу глаза ребят, то понимаю, что не зря работаю. Им это интересно, — не скрывает гордости Татьяна Андреевна.

Она неисправимый оптимист. Искренне верит, что можно

увлечь литературой даже трудных учеников. Ведь ей-то удалось!

Вспоминает, что учился в школе мальчишка, типичный озорник. Учебой не интересовался, зато запросто мог надерзить старшим. Слава богу, к 9-му классу он взялся за ум. Взахлеб читать начал! И не зря. В люди выбился. Сейчас работает в Москве, занимает престижную должность.

В селе о Татьяне Андреевне отзываются по-доброму. Говорят, что она замечательный учитель. Может быть потому, что в ней собраны те качества, благодаря которым учитель исстари считался самой уважаемой личностью на селе. Это порядочность и преданность своему делу.

Панькиной повезло с семьей. Муж и дети с пониманием относятся к ее нелегкой миссии, помогают во всем. Ни в коем случае не попрекают.

— Помню тяжелые времена, когда хорошие книги было днем с огнем не сыскать.  Приобретали их втридорога. Для семейного бюджета покупка была накладной. Но муж мне и слова не сказал, — признается учительница.

Бытует мнение: платили бы больше в сельских школах, с кадрами не было бы проблем. Татьяна Андреевна полагает, что это верно лишь отчасти.

— Никакие деньги не удержат в школе случайного человека, — твердо убеждена она. — Учитель – это не только призвание и профессия. Это образ жизни, определенное мировоззрение. Это любовь к ученикам, которая не рождается по указке сверху.

 

Автор: Ирина Барашкина

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке