Киномир Екатерины Мцитуридзе

Двадцать лет назад, впервые посмотрев фильм ныне культового американца Дэвида Линча «Голубой бархат», юная Катя Мцитуридзе была настолько потрясена, что раз и навсегда решила: буду заниматься кино и обязательно познакомлюсь с режиссером, снявшим этот великий фильм.

Месяц назад ее мечта осуществилась. На Венецианском кинофестивале ведущая «Первого канала» Екатерина Мцитуридзе, благодаря репортажам которой с международных и российских кинофорумов мы узнаем о событиях в мире кино, взяла интервью у Дэвида Линча, получившего на фестивале почетного «Льва» за вклад в мировое кино. Встреча с кумиром была настолько эмоциональной, что Катя расплакалась.

— Я никогда так непрофессионально не работала. Все интервью было на эмоциях, — сказала она журналистам на пресс-конференции, состоявшейся в рамках XI фестиваля прессы «Вся Россия-2006». — И Линч, видимо, это понял. К семи минутам, что были отведены на интервью, он добавил еще три. И пригласил на интервью в Лос-Анджелес.

На Всероссийский фестиваль журналистов, проходивший в Дагомысе 24—28 сентября, Екатерина Мцитуридзе приехала буквально на два часа. Вопросов к ней было много — от «Турецкого гамбита» и «Ночных дозоров» до «Эйфории» Ивана Вырыпаева и «Связи» Авдотьи Смирновой (последние два фильма, представленные авторами, журналисты видели накануне).

Свои вопросы задал Екатерине Мцитуридзе и корреспондент «Пензенской правды».

— Екатерина, вы много путешествуете по миру, хорошо знакомы с мировым кинематографом, знаете тенденции развития как нашего, так и зарубежного кино. Если их сравнивать, то мы идем в одном направлении или в разных?

— Я думаю, что у нас есть как совпадающие, так и несовпадающие маршруты. Совпадающие – это скорее всего фестивальные фильмы, такие как «Возвращение» Андрея Звягинцева и «Эйфория» Ивана Вырыпаева. Что касается мейнстрима, то мы идем в сторону голливудизации, и, к сожалению, в не лучшем ее виде.

— Фильм Ивана Вырыпаева, отмеченный главной независимой наградой Венецианского фестиваля «Молодым львенком», достаточно сложен для понимания. Можно сказать, что это повествование не только о душе народа, но и о душах его отдельных представителей. Скажите, западный зритель любит фильмы, где так «копаются в душе»?

— Западный массовый зритель особо не отличается от нашего. Ему так же необходимо кино положительных эмоций или кино вроде ужастиков, посмотрев которое он сможет «выпустить пар». Подтверждением этому служит показ наших «дозоров» в Германии. Они шли в очень большом кинотеатре. И во время показа ни один из зрителей не ушел, да и смеялись они там, где и мы.

Раньше, насколько я могу судить, было несколько иначе. Наш зритель в большей степени отличался глубиной, умением общаться с режиссерами. Был некий внутренний резонанс. Тарковский же не родился на пустом месте. А он снимал кино, отображающее внутреннее состояние нации. Сегодня такого резонанса со зрителем нет.

— Как вы относитесь к современным сериалам?

— Они, конечно, дают возможность заработать актерам, но, если абстрагироваться от этого, то сериалы убивают профессию, актеры теряют свою квалификацию. В сериалах я не вижу ничего хорошего.

— Неужели нет ни одного сериала, который вас бы не зацепил?

— Почему? Есть. «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя». Последний я могу смотреть бесконечно.

— А из современных?

— «Граница. Таежный роман».

Рассказывая о Каннском, Венецианском и других международных кинофестивалях, Екатерина Мцитуридзе озвучила самый популярный вопрос, который, по ее словам, ей задают коллеги-телевизионщики, когда она возвращается из-за границы: «Как отдохнула?»

— Я этот вопрос уже просто ненавижу, — сказала Екатерина, — потому что фестивальная работа — очень тяжелая. В Венеции, например, была сорокаградусная жара. Постоянные просмотры, пресс-конференции, организации интервью… И все приходится делать самой, так как я езжу с одним оператором.

В своем общении с журналистами Екатерина Мцитуридзе была предельно искренней.

— Не все, о чем я рассказываю, — говорила она о своих телерепортажах с кинофестивалей, — нравится лично мне. Но телевидение не моя частная лавочка, чтобы я показывала то, что мне нравится. Поэтому я выбираю то кино, которое было бы приемлемо для большей части аудитории «Первого канала».

— Знаете, мне очень сложно говорить о фильме Ивана Вырыпаева «Эйфория», — делилась Катя своими впечатлениями о фильме, названном на фестивале в Венеции «танцем любви и страсти», — поскольку создатели картины мои друзья и на восприятие картины накладываются личные отношения, но «Эйфория» меня очень задела.

— Хочу ли я стать режиссером? Нет. Я больше себя вижу в роли продюсера. И если я им стану, то буду продюсировать мелодраму. Сегодня любви не хватает ни в жизни, ни в кино.

… Дэвид Линч, ошарашив западных коллег Мцитуридзе, привыкших работать в жестком временном графике, месяц назад добавил Екатерине три минуты на интервью. Разговаривая в Дагомысе с журналистами, Екатерина на часы не смотрела. Она просто общалась, позабыв о времени. Общалась так, как общаются с друзьями, без звездных «закидонов». Однако до конца так и не раскрылась, сохранив присущую каждой женщине тайну...

Скажите, например, зачем красивой, умной, обаятельной и преуспевающей женщине знать классика мировой политологии Николо Макиавелли, жившего 500  лет назад? И в частности, его работу «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»? А это, между прочим, книга, которую параллельно с американскими журналами о кино сейчас читает Екатерина Мцитуридзе. И находит это чтение очень интересным...

 

Автор: Дмитрий МУРАШОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное