И на земле есть рай

ГришиныЖизнь этих людей освещена любовью… И потому не страшат их ни невзгоды, ни годы

Когда они идут вместе по улице, держась за руки, это так трогательно, что у встречных невольно захватывает дух. Особенно у «экспертов по отношениям», кто с жаром доказывает, что любви на всю жизнь нет и можно, и даже нужно, каждые несколько лет менять партнеров. Теория сегодня очень «модная».

Гришины никому ничего не доказывают. Просто вся их жизнь – пример того, что и на земле есть рай. Если любишь без страха и сомнений.

Когда-то у каждого из них не складывалась жизнь. Виола Андреевна осталась одна к 45 годам, Владимир Иванович – к 55. У обоих – дети от первых браков и неудачный опыт семейной жизни. Но никогда – никогда! – они не теряли веры в то, что все еще может быть хорошо. Наверное, Бог их услышал…

Спелись

Они встретились 15 лет назад в Крыму. Владимир Иванович, руководитель детского образцового оркестра баянистов, попутно вел вокальный ансамбль «Тальяночка». Виола Андреевна и пришла на одну из репетиций.

Юношеский задор улыбчивого руководителя сразу ее покорил. Они начали петь дуэтом украинские и русские песни. И каждый раз между ними как будто проскакивала искра. Но в зарождающемся чувстве Виола Андреевна боялась признаться даже самой себе. А он не побоялся.

Как-то Владимир Иванович подошел к солистке: «Давай с тобой новую вещь разучим». Песня называлась «Тревога». Он написал ее накануне вечером (почти набело) за несколько десятков минут. Это было признание в любви:

Любить буду нежно я,
Любить буду сладко,
Любить буду вечно,
моя ненаглядка…

Песня стала гимном их семейной жизни. До сих пор, когда Гришины поют ее, светясь от счастья, люди не могут сдержать слез.

А тогда, в середине 90-х, «Тревога» на фестивале композиторов Крыма заняла второе место среди десятков талантливых произведений.

Испытания

Обстановка в Крыму накалялась изо дня в день: крымские татары агрессивно решали национальный вопрос. Да и здоровье Виолы Андреевны требовало среднерусского климата. Надо было уезжать. Но куда? Выбор огромный – «от Москвы до самых до окраин». Выбрали Пензенскую область.

– В Лунино за полгода до нас уехал знакомый хормейстер, звал нас за собой, – рассказывает Владимир Иванович. – И мы решились, ведь Пензенский край – родина Куприна, здесь жил и рос Лермонтов, творил мой однофамилец Октябрь Гришин. Я тогда хорошо знал только одну его песню – «18 лет».

Приехали налегке – в чем были, с парой котомок в руках. На контейнер не хватило денег – все средства ушли на билеты престарелой маме Виолы Андреевны, детям от первых браков и внукам. Поначалу Гришины вдесятером ютились на 48 квадратных метрах старого частного домика.

– Очень тяжело, – вспоминает Виола Андреевна. – Но мы с Володей были вместе – это и спасало.

Они не отказывались ни от какой работы: брались за ремонт казенных зданий, занимались консервированием, помогали копать огороды людям. И все время, каждую минуту, радовались своему счастью: «надо же, такая красота вокруг!». Лягут, бывало, в сухую борозду чернозема и долго-долго, молча улыбаясь, смотрят в небо. Казалось, что оно, глубокое, чистое, наполняет сердца светом и надеждой. Романтики!

Остаться человеком

Но без песни Гришины не смогли и здесь, в Лунино. Пели сначала для себя, потом на сцене в местном ДК. От концерта к концерту зал наполнялся все больше и больше.

«Послушаешь – и жить хочется», – говорили многие. Так и появился хор «Родные напевы»: Гришины и их новые знакомые решили нести добро и свет другим людям.

Много лет они выступали на сценических площадках Пензы и области.

Гришины стали «визитной карточкой» Лунино – без них не обходятся ни один праздник, ни одно торжество. Как будто всю жизнь здесь провели …

Сейчас, правда, Владимир Иванович остался без работы. Но супруги не унывают.

– Знаете, махнуть на себя рукой всегда можно, – говорят они. – Обвинять кого-то в своих неудачах, забывать обиды за стаканом вина – это просто. Но вот оставаться человеком в любой ситуации не так легко. И мы до сих пор этому учимся вместе.

Владимир Иванович, положив подбородок на свой любимый баян и хитро прищурясь, говорит мне:

– Что, считаете, все у нас позади? Как бы не так! Недавно 87-летняя женщина в Кабардино-Балкарии родила ребенка. Вот и мы ждем этого возраста, чтобы появился наш общий первенец.

Супруги смеются и нежно смотрят друг на друга.
Гришины стали «визитной карточкой» Лунино – без них не обходятся ни один праздник, ни одно торжество.

Автор: Ирина ПАРШИНА, фото автора / "Пензенская правда" 16 июня 2009, N 45

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное