Двадцать картофелин,

Приедешь иной раз в какое-нибудь село, осмотришься вокруг – неважнецкая обстановочка… Клуб похож на сарай, дороги – сплошь рытвины да колдобины, памятник героическим землякам облез и покосился, у сельсовета бурьян пышным цветом…
Какая-нибудь словоохотливая бабушка тут же причину объяснит:
– Нет у нас хозяина хорошего. Председатель сельсовета (глава местного самоуправления, если по-новому. – Авт.) ничего делать не хочет, только штаны в кабинете протирает.
А проедешь 20 километров, попадешь в село, которое к другому муниципалитету относится, – как в сказке окажешься. Улочки чистенькие, уютные, крыши домиков аккуратно подкрашены, трава возле официальных учреждений, как по линеечке подстриженная. И народ с гордостью говорит: «Какой у нас глава молодец!».
Но ведь ни с того, ни с сего такую красоту не наведешь. На благоустройство и «коммуналку» нужны немалые средства. Пока главы одних муниципалитетов жалуются на безденежье, другие проявляют инициативу, создают рабочие места, находят предприимчивых людей, помогают им развивать бизнес.
Вот и посудите, какую роль нынче играет личность главы сельской администрации в жизни конкретных поселений… Многое зависит от этой личности, если она, конечно, является таковой.
Сегодня «ПП» открывает новую рубрику: «Как живешь село?». Главными героями публикаций станут именно главы сельский администраций.

Федоров прошел школу партийной работы, 20 лет занимается проблемами села. Авторитет у него непререкаемый. Ему до всего есть дело, никакая мелочь в селе не оставляет его равнодушным. Он даже мимо стога сена просто так не пройдет: остановится и проверит, достаточно ли просушили (на первом снимке).
Но в будущем мы планируем приезжать в любое село без предупреждения, без всяких рекомендаций и смотреть, как там люди живут, что для общего блага делает глава сельской администрации.
– Живу, как комиссар в гражданскую: тот спал с наганом под подушкой, я – с мобильным телефоном, – иронизирует глава администрации Каргалейского сельсовета Шемышейского района Владимир Федоров.
И в этом нет преувеличения. Потому что в любое время суток случись, не приведи Господь, на территории муниципального образования ЧП – глава первым оказывается на месте. И зачастую улаживает проблему до прибытия, к примеру, пожарных или милиции.
Официально рабочий день у Владимира Борисовича начинается в 7.00: просмотр входящей корреспонденции, заявлений граждан, затем совещание со службами сельсовета. Но бывает, вставать приходится в 3 часа ночи. Звонок на мобильный: у Ивановых (Петровых, Сидоровых) драка не на жизнь, а на смерть, муж напился и давай жену лупить. Пока милиция из Шемышейки прибудет, неровен час, поубивают друг друга. А придет «мэр» (так прозвали Федорова сельчане), воцарятся в доме тишь да гладь. Главу муниципалитета хулиганы боятся не меньше, чем представителей правоохранительных органов.
Справедливости ради надо сказать, что подобные эксцессы в Каргалейке случаются редко.

Среда – приемный день. К 10.00 народ активно подтягивается в администрацию. Вопросов к главе всегда много: одному воду в дом провести нужно, другой недоволен качеством уличного освещения, а третий жалуется на работу ФАПа – фельдшер в отпуск уходит, кто его замещать будет?
Кстати, о ФАПе. Согласно закону о местном самоуправлении работа медиков или учителей относится к полномочиям района. Но людям-то эти тонкости до лампочки. Раз проблема возникает на территории муниципалитета – решать ее должен глава.
Руководитель местного хора ветеранов Нина Никитична Дунаева явилась к главе с подсказкой:
– Скоро Медовый Спас, люди придут навестить могилы своих родных, а на погосте бурьян по пояс и ворота покосились.
– Ворота отремонтируем, покрасим в ближайшие выходные, я все службы привлеку. Ну а бурьян косить придется всем миром – нет у меня постоянной бригады, чтобы этим занималась, финансы пока не позволяют. Надо людей на субботник собирать.
Не успела женщина за дверь выйти – звонок из Пестровки (в сельсовет помимо центральной усадьбы Каргалейка входят еще три села: Пестровка, Верхозим и Барятино). Местный фермер жалуется, что автолавка вовремя не приехала и жители без хлеба остались. Магазины в этом селе, где всего
28 дворов осталось, как-то не приживаются. Люди надеются на заезжих торговцев.
– Денис, я, конечно, найду вам дисциплинированного предпринимателя, который вовремя будет привозить и хлеб, и колбасу. Но неужели ни у кого из вас ума не хватает эту проблему решить? Открывайте магазин или сами разъездную торговлю организовывайте. С регистрацией, с лицензией поможем.
Зная беспокойную натуру Федорова, его способность подбивать народ на хорошие дела и всегда доводить дело до конца, можно с уверенностью предположить, что магазин в Пестровке появится. Как в свое время в Каргалейке открылось кафе, в котором довелось отобедать и автору этих строк.

В принципе, отсутствие питейного заведения в селе не беда. У мужчин меньше соблазна на грудь принять. Ну а свадьбу или юбилей где провести? Кому охота в праздничный день заниматься готовкой и мытьем посуды в больших объемах, пока остальные веселятся? Гулять в райцентре не ближний свет – за 30 километров ехать.
Глава администрации уговорил-таки предпринимателя, имеющего продуктовый магазин и снабжающего каргалейцев круглый год овощами и зеленью из собственной теплицы, открыть еще и кафе. Трое жителей получили здесь работу. Опять же сельсовету польза – лишняя копеечка в казну.
Согласно Федеральному закону ФЗ-131 «О местном самоуправлении» все собранные в муниципальном образовании налоги в нем и остаются. И эти средства идут на благоустройство сел, на ремонт учреждений культуры, образования и здравоохранения, на создание инфраструктуры. Если муниципалитет шевелится, зарабатывает деньги, он всегда может рассчитывать на софинансирование того или иного проекта из областного бюджета.
За год в кафе ни разу не было пьяных драк.
– Мне кажется, у нас люди начинают к культуре пития приобщаться, – рассуждает Федоров.
Я думаю, что кафе – это, конечно, хорошо. Но главное в другом – в селе, где царит порядок, у людей есть работа, существование делается осмысленным и нет нужды безнадегу горькой заливать.
Выпьем кофейку!
Село никак не смирится с тем, что колхозов и совхозов больше не будет. Никто не придет и не даст работу за здорово живешь. Даже если объявится инвестор, все равно рабочих мест на всех желающих не хватит – не те объемы.
Сельчане с задатками лидеров давно научились рассчитывать только на себя. Благодаря им глубинка еще живет, что-то производит. А остальные?
Основная забота Владимира Борисовича Федорова – не лидеры, а ведомые. За 20 лет работы главой сельсовета он убедился, что некоторых нужно вытаскивать из анабиоза, в который они впали после смены социалистического строя. Иными словами, дать хорошего пинка, чтобы зашевелились и поняли, что могут быть не пьянью и рванью, а нормальными людьми.
– Когда появился закон о кооперации, я сразу понял, что это прекрасный шанс спасти село от пьянства и безработицы, – убежден Федоров.
В феврале этого года к нему пришел безработный односельчанин, несколько лет «шабашивший» на столичных стройках и в связи с кризисом оставшийся без средств к существованию:
– Борисыч, дай денег, а то с голоду помрем – двадцать картофелин в доме осталось.
Услышать такое от сорокалетнего здорового мужика не смешно – страшно…
– Дам. 58 800 рублей… – проситель остолбенел от такой щедрости, но глава продолжил: – Вступай в кооператив. Руководитель у вас хороший будет, фермер со стажем, вы только действуйте. Будете скотину разводить, мясо перерабатывать.
Мужик согласился, встал на учет в центре занятости, получил подъемные, начал работать. И как подменили его! Человеком себя почувствовал. Недавно подошел к Федорову:
– Борисыч, пойдем ко мне кофейку выпьем.
– Мы в этом году создали два кооператива – «Каргалейский» и «Молкор», – рассказывает Владимир Борисович. – Один производит и перерабатывает мясо, второй – молочную продукцию. В «Каргалейский» вступили 14 человек из числа безработных, в «Молкор» – 11.
И вспомнилось мне тут, как недавно на выставке продукции, произведенной в районах области, жаловался один работник районной администрации:
– Ну и что толку в этих новых кооперативах? Бомжей понабрали – они что, работать будут? Держи карман шире!
А Федоров иначе рассуждает:
– Мне не раз говорили: мол, что ты всяких непутевых подбираешь, которые по бурьянам валяются? А что, мне вывести их всех за околицу и отправить куда глаза глядят? Это мои люди, я за всех здесь в ответе – и за хороших, и за плохих!
Роль личности
– Знаете, все положительное, что происходит в Карагалейском сельсовете, – это благодаря Владимиру Борисовичу. Не случайно в 2004 году он стал лауреатом Всероссийского конкурса «Лучший муниципальный служащий», а в прошлом году Каргалейка заняла второе место в областном конкурсе по благоустройству, – рассказала мне позже начальник отдела экономики администрации Шемышейского района Мария Косолапова. – Он всегда в курсе событий, следит за всеми программами поддержки сельчан, внедряет их у себя. В Каргалейке в 2006 году начал работать один из первых в области кредитных кооперативов.
Федоров не поленился поехать за опытом в Волгоградскую область, где к тому времени уже появились хорошие результаты работы кредитных кооперативов. Вернулся с готовым планом действий. Да только браться за создание кооператива никто не решался.
Пришлось Владимиру Борисовичу стать первопроходцем: он сам вступил в кооператив, привлек в него практически всех работников сельсовета и муниципальных учреждений. Уставной капитал собирали с миру по нитке. И люди рассудили: «Раз там наш мэр – дело надежное».
Сегодня в кооперативе «Содружество» 67 членов, его кредитный портфель составляет 6 млн. рублей. В прошлом году сработали с прибылью в 250 тысяч рублей. А сейчас в Россельхозбанке оформляется заявка на 2,2 миллиона с целью поддержки созданных в этом году кооперативов «Каргалейский» и «Молкор».
Когда в области начался тепличный бум, Федоров со своей командой первыми приобрели 5 маленьких теплиц, которые можно со временем нарастить в объеме.
– Огурцы свои третий месяц едим, горы помидор лежат, красивые, фитофторой не подпорченные, – рассказывает Владимир Борисович. – Сразу скажу: получать какую-то прибыль от овощей, выращенных в закрытом грунте, никто из нас в этом году не планировал. Решили попробовать: вдруг получится, если с умом подойти. Как видите, первый положительный результат уже есть.
Если надо…
Когда мы шли по селу, одна из встреченных женщин весело обратилась к мэру:
– Борисыч, ну как, роды-то принял?
– Все нормально, родила в Богдановке, до райцентра не успели довезти. Зато со свидетельством о браке.
Эту историю все село обсуждает. Одна из жительниц решила зарегистрировать брак с отцом будущего ребенка, поскольку роды приближались. Не знаю, что им помешало сделать это раньше. В общем, явились в сельсовет.
– А я вижу, у нее вот-вот схватки начнутся, – рассказывает Юрий Борисович. – Некогда уже документы заполнять, печать ставить. Говорю ей: «Ехать в больницу надо!». А она уперлась: «Без свидетельства о браке не поеду».
Я спрашиваю Федорова:
– А если бы и начались схватки, что стали бы делать?
– Как что? Роды принимать!
Автор: Наталья СИЗОВА, фото автора / "Пензенская правда" 14 августа 2009, N 62
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

В Белинской районной больнице завершают ремонт лечебного корпуса
Сейчас работы проходят на пятом этаже
Мельниченко поручил держать капремонт школ на особом контроле
Ход работ обсудили на заседании правительства Пензенской области
Ветераны СВО могут бесплатно научиться востребованной профессии
Учащихся поддержат кураторы, а специалисты образовательного провайдера проконсультируют по вопросам карьерных траекторий
Пензенские атлеты завоевали три медали на первенстве России
Тренируются спортсмены под руководством Дениса Башкирцева