Чужой земли мы не хотим ни пяди

Земельный вопросК такому выводу пришла жительница многоквартирного дома по улице Калинина, она же журналист газеты «Пензенская правда».

В этом году пензенцы – владельцы приватизированных квартир многоэтажных домов, живущие в муниципальном фонде, стали получать уведомления об уплате земельного налога. Не стала исключением и я.

Однако, увидев сумму порядка трех тысяч за два года – 2007 и 2008, слегка обомлела. Если учесть, что совладельцем квартиры была еще и моя дочь, то мне предстояло заплатить около шести тысяч.

Изучив уведомление более детально, заметила, что в квитанции упоминается и земельный участок частного дома, владельцем которого я перестала быть два года назад. Решив выяснить, сколько же
все-таки должна отдать государству денег, я отправилась в налоговую инспекцию Первомайского района. С этого началась моя эпопея.

Взглянув на уведомление, налоговики сказали, что за землю частного дома я ничего платить не должна, да и сумма налога в три тысячи делится на двоих с дочерью.

И все же большая цифра земельного налога под многоквартирным домом вызвала у них недоумение. Проверив данные по компьютеру, они еще больше изумились, узнав, что размер земельного участка, закрепленного за нашим 32-квартирным домом по ул. Калинина, 105, составляет целых 40 соток. Мне эта цифра тоже показалась непомерно высокой.

В налоговой инспекции посоветовали сходить в МУП и в «Роснедвижимость». Я начала с МУПа-18. Там сразу сказали, что они только предоставляют данные о площади дома, квартиры и количестве собственников, а размер земельных участков – это компетенция «Роснедвижимости».

Вместе с бухгалтером Татьяной Мещеряковой мы внимательно изучили  размеры земельных участков домов, в том числе и расположенных рядом с домом 105.

Вырисовывалась удивительная картина. Площадь дома №105 составляла 4045
кв. м, точно такого же дома №101 – 2013 кв. м, зато соседнего 64-квартирного дома № 103, располагающегося буквально в двух метрах от 105-го, составляла всего 2926 кв. м. Кадастровая стоимость земельных участков соответственно составляла №105 – 14 867 478 рублей, №101 – 7 398 822,  №103 – 10 754 572.

Стало ясно, почему сумма моего налога столь высока. Ведь вычисляется она по формуле: площадь квартиры (Sk) делится на общую площадь всех жилых и нежилых помещений дома (Sg) и умножается на кадастровую стоимость земельного участка (K ct) (напрямую зависящую от его размера!) и на ставку налога для жилого фонда 0,3 %:

Непонятно только, откуда привалило счастье в виде 40 соток. Ответить на этот вопрос могли, по моему мнению, только в «Роснедвижимости».

Хождение по кругу

Набрав номер телефона, данный мне в налоговой инспекции, я услышала сонный голос специалиста-эксперта Алексея Данилова, который ответил, что с этим вопросом мне надо обратиться в городскую администрацию, в КУМИ. Специалисты же отдела земельных ресурсов КУМИ ответили, что межеванием земли они не занимаются и вновь направили меня в Управление «Роснедвижимости» по г. Пензе, а заодно еще и в МУП «БТИ» г. Пензы.

Позвонив в БТИ, я также не узнала ничего нового, однако неожиданно нашла сочувствие в лице его сотрудницы:

– Мы землей не занимаемся, – услышала я  с другого конца трубки. – Я, кстати, тоже не поняла, почему наш дом, окруженный со всех сторон дорогой, имеет такой большой участок. Такое чувство, что нам приписали всю землю на 10 км вокруг.

Это был уже 6-й по счету звонок, а информации по-преж­нему ноль. Ни один чиновник так и не смог мне объяснить, чем руководствуются при определении размера участка.

Позвонив на всякий случай в Управление федеральной регистрационной службы по Пензенской области, я узнала, что их организация только регистрирует права на собственность владельцев земельного участка, а его кадастровый паспорт,  в котором прописан план и его границы, они не составляют. В Кадастровой палате объяснили, что ставят только на кадастровый учет. И вновь советовали обратиться в Государственное управление по архитектуре и строительству г. Пензы. Позвонив туда уже в третий раз, я получила очередной номер телефона, теперь уже начальника земельного отдела КУМИ Геннадия Кольчугина. Он, к сожалению, был болен, и мне снова ответили, что за межевание отвечает архитектура, а КУМИ только передают данные в налоговые инспекции. «А жалобы почему-то поступают к нам», – добавили. «И много жалоб?» – спросила я. «Много», – ответили мне.

Меня футболили по кругу – из Архитектуры в КУМИ, из КУМИ в Архитектуру и БТИ. И это при том, что представлялась как журналист! Думаю, будь я простым человеком с улицы, со мной даже разговаривать не стали бы.

Правда, один из чиновников все-таки дал совет: всем жильцам нашего дома воспользоваться такой кучей земли для обустройства на ней чего-нибудь полезного. Чего, правда, не сказал.

Можно было бы подумать над этим вопросом, но вот в чем загвоздка! Живут в нашем доме в основном люди престарелые, которым ни детская площадка не нужна, ни тем более автостоянка.

А главное, я никак не могла уразуметь, где же находится эта земля, если дом стоит на самом краю дороги и даже не имеет собственного двора, деля его с другими домами. Часть его к тому же перекрывает кооперативный дом 105-а (может быть, с этим многоподъездным домом и перепутали наш домик?).

Что делать?

Конкретный совет я получила только от Татьяны Чичук, директора одной из фирм, занимающейся межеванием участков под частными домами:

– Так как вы не члены ТСЖ, то вам, жильцам всех приватизированных квартир, надо собрать общее собрание и написать заявление на имя мэра Пензы Романа Чернова с просьбой пересмотреть границы земельного участка под вашим домом и подать его в службу «Одно окно», находящуюся в городской администрации.

Обратившись в эту приемную, я поняла, что попала как «кур в ощип». Мне, как инициатору, предстояло собрать ворох бумаг (к заявлению необходимо приложить протокол общего собрания жильцов, кадастровый паспорт, межевое дело и прочие справки, которые еще надо раздобыть), на что опять нужно время и силы.

Но в любом случае лучше один раз поднапрячься, чем всю жизнь платить за несущест­вующие земельные наделы.

В результате всех мытарств выяснилась еще одна любопытная деталь.

Оказывается, в свое время городские власти для формирования так называемой налогооблагаемой базы пошли на быстрый, легкий и крайне дешевый способ межевания – картографический. Это примитивно, но вполне законно. Правда, точности никакой.

Сегодня ситуация изменилась. Городские власти изыскали возможности и перешли на геодезический способ межевания. Он более точен. Но что делать тем, кто попал в число «картографов»? Оспаривать!

ТСЖ, например, может выступить самостоятельно в роли заказчика геодезического межевания с целью уточнения границ. Стоить это будет примерно тысяч 14. Но это мизер по сравнению с той суммой, которую вам придется платить в виде налога на землю всю оставшуюся жизнь. Короче говоря, свои права можно отстоять. Но это занятие не для слабонервных.


Сумма земельного налога = Sk / Sg x K ct x 0,3%


Дом N101, 32 квартиры.
Площадь – 2013 кв. м.
Кадастр. стоимость – 7 398 822 рублей

Дом N103, 64 квартиры.
Площадь – 2926 кв. м.
Кадастр. стоимость – 10 754 572 рублей

Дом N105, 32 квартиры.
Площадь – 4045 кв. м.
Кадастр. стоимость – 14 867 478 рублей

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА / “Пензенская правда” 9 декабря 2008, N 98

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное