Чудеса провинциальной жизни
Работу пензенского художника Дениса Санталова благословил владыка ФиларетМы с Денисом Санталовым стоим на втором этаже художественного училища и смотрим в окно, выходящее на Советскую (Соборную) площадь.
– Сейчас напротив нас только деревья. Осины, кажется, – говорит Денис. – А сто лет назад здесь стоял огромный златоглавый храм. А еще раньше его окружала деревянная крепость и хвойный лес.Историю России многие из нас воспринимают, как историю Москвы, Санкт-Петербурга и еще пары-тройки крупных городов. Что поделать, если именно там происходили судьбоносные для страны события. Еще и классики постарались: какое произведение ни возьми – основной сюжет разворачивается исключительно в столицах. Если же героя случайно заносит на периферию, то только в город N или N-скую губернию. Да и действие современных фильмов и сериалов происходит практически всегда в Москве или в Питере. Чему удивляться, что столичные жители смотрят на провинциалов свысока?– Мы почему-то забываем, что существует еще история малой родины – нашей Пензы, – разводит руками Денис Санталов. – Существует спокойная, хорошая, уютная жизнь со своими чудесами, неожиданными поворотами, радостями и трагедиями. Сколько сюжетов для художника!
С Божией помощью
Впервые он обратился к истории Сурского края, когда писал дипломную работу. На своей картине Денис запечатлел приезд последнего русского императора Николая II в Пензу 28 июня 1904 года. В тот памятный день государь проводил смотр войск, отправлявшихся на войну с Японией.Перед тем, как приступить к работе, Санталов полтора года провел в архивах и музеях, изучая исторические документы, рисунки, фотографии, костюмы и вещи тех лет. – Но самым важным для меня было передать образы людей, живших в начале XX века. Взгляните на картины старых мастеров или кадры из старых фильмов – люди там совсем другие и не только внешне. Они и в духовном плане от нас отличались. Историческую тему Санталов продолжил уже будучи преподавателем художественного училища. Из-под его кисти вышла картина «Пенза. 1666 год. Казанскую несут». Полотно невероятно сильное по своей энергетике и убедительности. Кажется, если долго-долго смотреть на него, то перенесешься в прошлое, как Алиса в Зазеркалье. Денис рассказал, что на создание картины его благословил архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет. И художник не раз ощущал незримую Божью помощь. – Бывало, что работа вдруг застопорится. Не удается найти нужный поворот и все тут. А потом вдруг раз – за детальку какую-нибудь зацепишься, как за кончик нитки, и пошло дело, размотался клубок. Главное, не сидеть на месте, не ждать у моря погоды, а кропотливо работать. И Бог обязательно поможет. Где родился, там и сгодился
Санталов называет себя патриотом Пензы. Он здесь родился, вырос и привык к спокойной и размеренной провинциальной жизни. По его словам, он некомфортно чувствует себя в первопрестольной. Шум и суета мегаполиса не для него. Даже баснословные московские заработки не прельщают. Художнику близка русская народная пословица «Где родился, там и сгодился».– Я не перестану любить родной город только из-за того, что здесь зарплаты маленькие. Иначе что это за любовь?Денис настороженно относится к нововведениям, меняющим облик исторического центра Пензы:– Посмотрите, во что превратили старинное здание на пересечении улиц Бакунина и Московской! Изуродовали рекламными баннерами и плакатами, обезличили. А то, что произошло с бывшим театром «Орленок», – вообще преступление! До недавнего времени фасад здания был выложен отлично сохранившейся плиткой в стиле «модерн» начала XX века. Теперь здесь открыли торговый центр, ободрали старую плитку и обложили здание новой, похожей на ту, которой ванны с туалетами украшают. Зачем? Как можно быть такими равнодушными к своей культуре и истории?
А люди добрые…
И все же, главная его любовь – не старинные здания и шедевры гениев прошлого, а люди. Пензенцы. Это и те, кого уже нет с нами, но кто много сделал для процветания Сурского края, и те, кто живет с ним бок о бок. Санталов тепло отзывается о своих студентах и не понимает, когда пожилые люди брюзжат, поджав губы: «Ну и молодежь нынче пошла». По его мнению, молодежь нисколько не хуже и не лучше своих родителей и бабушек с дедушками. Она просто другая, потому что выросла в другое время и при другой идеологии. – Люди в большинстве своем добрые, – убежден Денис. – Просто некоторые из них очень устали и оттого обозлены. – А как же убийцы, маньяки? – спрашиваю я, поражаясь его чистому и ничем не замутненному отношению к жизни.– Ну, это уже люди с отклонениями от нормы.– Значит ли это, что можно поставить знак равенства между «злой» и «психически больной»?– Пожалуй, можно…После общения с Денисом мне становится понятна природа воздействия на зрителя его картин. И понятно, почему у него так много работ на духовную тему. Почему благословил его владыка…Талант, укрепленный верой, проходящий через чистую душу, – это великая сила.
Казанская икона Божией Матери является покровительницей и заступницей Пензенской губернии. В 1666 году царь Алексей Михайлович даровал жителям для духовной поддержки список чудотворной иконы.
– Сейчас напротив нас только деревья. Осины, кажется, – говорит Денис. – А сто лет назад здесь стоял огромный златоглавый храм. А еще раньше его окружала деревянная крепость и хвойный лес.Историю России многие из нас воспринимают, как историю Москвы, Санкт-Петербурга и еще пары-тройки крупных городов. Что поделать, если именно там происходили судьбоносные для страны события. Еще и классики постарались: какое произведение ни возьми – основной сюжет разворачивается исключительно в столицах. Если же героя случайно заносит на периферию, то только в город N или N-скую губернию. Да и действие современных фильмов и сериалов происходит практически всегда в Москве или в Питере. Чему удивляться, что столичные жители смотрят на провинциалов свысока?– Мы почему-то забываем, что существует еще история малой родины – нашей Пензы, – разводит руками Денис Санталов. – Существует спокойная, хорошая, уютная жизнь со своими чудесами, неожиданными поворотами, радостями и трагедиями. Сколько сюжетов для художника!
С Божией помощью
Впервые он обратился к истории Сурского края, когда писал дипломную работу. На своей картине Денис запечатлел приезд последнего русского императора Николая II в Пензу 28 июня 1904 года. В тот памятный день государь проводил смотр войск, отправлявшихся на войну с Японией.Перед тем, как приступить к работе, Санталов полтора года провел в архивах и музеях, изучая исторические документы, рисунки, фотографии, костюмы и вещи тех лет. – Но самым важным для меня было передать образы людей, живших в начале XX века. Взгляните на картины старых мастеров или кадры из старых фильмов – люди там совсем другие и не только внешне. Они и в духовном плане от нас отличались. Историческую тему Санталов продолжил уже будучи преподавателем художественного училища. Из-под его кисти вышла картина «Пенза. 1666 год. Казанскую несут». Полотно невероятно сильное по своей энергетике и убедительности. Кажется, если долго-долго смотреть на него, то перенесешься в прошлое, как Алиса в Зазеркалье. Денис рассказал, что на создание картины его благословил архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет. И художник не раз ощущал незримую Божью помощь. – Бывало, что работа вдруг застопорится. Не удается найти нужный поворот и все тут. А потом вдруг раз – за детальку какую-нибудь зацепишься, как за кончик нитки, и пошло дело, размотался клубок. Главное, не сидеть на месте, не ждать у моря погоды, а кропотливо работать. И Бог обязательно поможет. Где родился, там и сгодился
Санталов называет себя патриотом Пензы. Он здесь родился, вырос и привык к спокойной и размеренной провинциальной жизни. По его словам, он некомфортно чувствует себя в первопрестольной. Шум и суета мегаполиса не для него. Даже баснословные московские заработки не прельщают. Художнику близка русская народная пословица «Где родился, там и сгодился».– Я не перестану любить родной город только из-за того, что здесь зарплаты маленькие. Иначе что это за любовь?Денис настороженно относится к нововведениям, меняющим облик исторического центра Пензы:– Посмотрите, во что превратили старинное здание на пересечении улиц Бакунина и Московской! Изуродовали рекламными баннерами и плакатами, обезличили. А то, что произошло с бывшим театром «Орленок», – вообще преступление! До недавнего времени фасад здания был выложен отлично сохранившейся плиткой в стиле «модерн» начала XX века. Теперь здесь открыли торговый центр, ободрали старую плитку и обложили здание новой, похожей на ту, которой ванны с туалетами украшают. Зачем? Как можно быть такими равнодушными к своей культуре и истории?
А люди добрые…
И все же, главная его любовь – не старинные здания и шедевры гениев прошлого, а люди. Пензенцы. Это и те, кого уже нет с нами, но кто много сделал для процветания Сурского края, и те, кто живет с ним бок о бок. Санталов тепло отзывается о своих студентах и не понимает, когда пожилые люди брюзжат, поджав губы: «Ну и молодежь нынче пошла». По его мнению, молодежь нисколько не хуже и не лучше своих родителей и бабушек с дедушками. Она просто другая, потому что выросла в другое время и при другой идеологии. – Люди в большинстве своем добрые, – убежден Денис. – Просто некоторые из них очень устали и оттого обозлены. – А как же убийцы, маньяки? – спрашиваю я, поражаясь его чистому и ничем не замутненному отношению к жизни.– Ну, это уже люди с отклонениями от нормы.– Значит ли это, что можно поставить знак равенства между «злой» и «психически больной»?– Пожалуй, можно…После общения с Денисом мне становится понятна природа воздействия на зрителя его картин. И понятно, почему у него так много работ на духовную тему. Почему благословил его владыка…Талант, укрепленный верой, проходящий через чистую душу, – это великая сила.
Казанская икона Божией Матери является покровительницей и заступницей Пензенской губернии. В 1666 году царь Алексей Михайлович даровал жителям для духовной поддержки список чудотворной иконы.
Автор: Наталья СИЗОВА, фото Владимира Гришина
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER