Кооперативы всегда развивались в периоды, тяжелейшие для государств. Они спасали людей от нужды и позволяли стабилизировать социально-экономическую обстановку
Есть одна притча про старика, который, умирая, объяснил сыновьям, что один прутик сломать можно запросто, а целый веник – крайне затруднительно.И сказал отец такие слова: «Как бы вы ни были сильны в отдельности, враги легко одолеют вас. Но если вы соберетесь вместе, будете непобедимы».Притча хоть и старая, но вполне актуальная. Никогда и нигде, ни в какой цивилизации люди не могли жить, не объединяясь между собой. Сообща и войны выигрывали, и от голода спасались. Люди сильнее, когда они умеют объединяться, – это как дважды два.А разве не по такому принципу строится гражданское общество? Ведь всевозможные некоммерческие организации, отстаивающие интересы той или иной целевой группы (малого бизнеса, в том числе женского и семейного, крестьянских хозяйств, многодетных семей и так далее), – это объединения единомышленников. Как и различные кооперативы, которые так усиленно популяризирует и поддерживает государство и которые так тяжело пробивают себе путь в наше время.
Хорошо забытое староеМногие ведь до сих пор считают кооперативы очередным «модным» течением, кампанией-однодневкой. Между тем новое – это хорошо забытое старое. Кому как не историкам это известно лучше всего.

Недавно
декан исторического факультета ПГПУ им. В.Г. Белинского, кандидат исторических наук Олег Ягов опубликовал монографию «Кустарно-промысловая кооперация Поволжья в условиях реализации новой экономической политики», охватывающую период с 1921 по 1929 годы.Сегодня ученый – гость «ПП».
– Олег Васильевич, тема вашей монографии как-то связана с сегодняшним кооперативным бумом?– Нет, не связана. Кооперативная проблематика заинтересовала меня в достаточно далеком 1993 году, и по сегодняшний день интерес к теме сохраняется. Внедрение рыночных элементов в экономический механизм постсоветской России позволяло провести параллели с наиболее интересным, на мой взгляд, периодом в советской истории – НЭПом. В 1920-е годы для нашей страны имелась уникальная возможность развиваться в рамках так называемого рыночного социализма (как в Китае), но она была упущена, а ошибочность выбранной экономической политики была доказана развалом Советского Союза.
– Я так понимаю, что период НЭПа – это расцвет кооперативного движения в нашей стране?
– Не совсем так. Первые кооперативы в России появились еще в 60-е годы XIX века (несколько позже, чем в Европе). А развитие получили в начале XX века, после первой русской революции, когда правительство наконец осознало, что кооперативное движение может реально помочь предотвратить новый революционный взрыв и улучшить материальное положение людей. Кооперативы смогли составить серьезную конкуренцию как частной, так и государственной промышленности за счет дешевизны своих товаров и быстрого приспособления к меняющемуся потребительскому спросу. В одиночку, не имея стартового капитала, большинство людей не в силах организовать производство или открыть магазин. А паевые взносы 20 – 30 членов кооперативного товарищества позволяют собрать необходимую сумму для организации дела. Если частник забирает себе 90 процентов, то в кооперативе прибыль делится в зависимости от вклада каждого члена – все находятся в равном положении. Поэтому такая форма ведения бизнеса имела большой успех: в годы Первой мировой войны наша страна находилась на первом месте в мире по числу кооперативов и членов в них. Практически каждый второй подданный Российской империи состоял членом того или иного кооператива.
Без указки сверху– В принципе, и советская власть пыталась пойти по тому же пути. Уже в первые послереволюционные годы Ленин высказал идею о «всенародном кооперативе»…– Тогда все виды кооперации насильственным путем были подчинены потребительской кооперации, а общемировые демократические принципы кооперативного движения были попраны. В итоге население перестало доверять кооперации. Лишь экономический и политический кризис начала 1921 года заставил власть отказаться от антирыночных экспериментов и повернуться лицом к кооперации. Так, налог для кооперативов, имевших оборот менее 20 тысяч червонных рублей, в 1924 году был снижен вдвое. Сельские кооперативы вообще были освобождены от налогов.
– Вы в своей книге делаете акцент на кустарно-промысловой кооперации. Этот вид был самым распространенным? – На самом деле наибольшее развитие получили потребительские кооперативы, которые с введением в 1921 году свободного товарообмена получали прибыль за счет наценки на чужой товар, реализуемый в кооперативных магазинах.Кустарно-промысловая кооперация требовала больших капиталовложений, так как занималась изготовлением товаров широкого потребительского спроса. После разрухи, вызванной Гражданской войной, именно эти кооперативы в кратчайшие сроки устранили товарный голод. К середине 20-х годов они не только насытили рынок Пензенской губернии и Поволжья, но и поставляли свою продукцию в Астрахань, Сибирь, в северные губернии. А пензенские пуховые платки, произведенные в промысловых кооперативах, пользовались огромным спросом на берлинских и лондонских выставках.
– Тогда почему же такое хорошее начинание кончилось крахом?– Есть общемировые принципы кооперативного движения, основанные на добровольности как вступления в кооператив, так и выхода из него. Советская кооперация в период НЭПа в целом соответствовала им. Однако с конца 1920-х годов кооперация утратила свою самостоятельность и была фактически огосударствлена.
– Я помню, как в конце 80-х вновь зародилось кооперативное движение. Тоже нелегкое для страны время было…– Кооперативы всегда развивались в периоды, тяжелейшие для государств. Они спасали людей от нужды и позволяли стабилизировать социально-экономическую обстановку. В конце тех же 80-х – начале 90-х промышленность начала разваливаться, «оборонка» почти прекратила выполнять госзаказы, а на мирную продукцию не перестроилась. А небольшие кооперативы очень мобильны и, как уже отмечалось, быстро приспосабливаются к изменяющемуся спросу. Появился спрос на какие-то тапочки, буквально за неделю покупается станок, набирается персонал – и все, продукция уже штампуется.
– Олег Васильевич, но сегодня тоже не самый благоприятный для России период. И государство, учитывая опыт двух прошлых столетий, всячески поощряет развитие кооперации… А энтузиазма у народа как-то не наблюдается. – Просто люди стали осторожнее. Ведь сколько за последние годы в сельском хозяйстве и в других сферах было экспериментов, и зачастую неудачных! Но если народ поймет, что кооперативы – это всерьез и надолго, что государство будет РЕАЛЬНО их поддерживать, то будущее у кооперативного движения в нашей стране видится мне достаточно светлым.
Кооперацию можно развивать, лишь создав для нее условия.
В годы Первой мировой войны каждый второй подданный Российской империи состоял в том или ином кооперативе.
Автор: Наталья СИЗОВА, фото Владимира Гришина / "Пензенская правда" 21 июля 2009, N 55
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER