Жизнь ниже пандуса

Жизнь ниже пандуса

Людям, прикованным к инвалидным креслам, в большинство учреждений вход запрещен. А некоторым не только вход, но и выход. Из собственной квартиры.

В прошлом году в городе Ривне, что на Украине, прохожие наблюдали необычную картину. Глава областной администрации и городской голова на инвалидных колясках штурмовали пандусы. Таким образом они решили проверить, как обустроены подъезды в государственных учреждениях города.

Пензенские инвалиды-колясочники мечтают, чтобы кто-нибудь из местных чиновников последовал примеру украинских коллег. Потому что людям, прикованным к инвалидным креслам, в большинство учреждений вход запрещен. А некоторым не только вход, но и выход. Из собственной квартиры.

Николай Васильевич Бердников, семидесяти лет от роду, обезножел. Когда он получил инвалидную коляску, то сразу же подал в ОАО по обслуживанию жилого фонда «Северный» заявку на сооружение в подъезде пандуса. «Северный» долго не предпринимал никаких действий, и инвалид обратился с жалобой в администрацию Октябрьского района. После продолжительных по времени переговоров в подъезде все-таки появились рабочие, и заявку выполнили.

Но, когда родственники решили вывезти Николая Васильевича на прогулку, их постигло жестокое разочарование. Пандус был так крут, что даже двоим сопровождающим с трудом удавалось удерживать коляску. Половинка входной двери, в которую пандус упирался, была забита, и пришлось отчаянно маневрировать в весьма тесном «предбаннике» подъезда.

Родственники – в «Северный» с претензиями, а там отвечают: «Сделали, что могли, проект дома вообще наличие пандуса не предусматривает». Помощь пришла от товарища по несчастью – председателя областного общества инвалидов Валерия Тимошкина. Он попросил вмешаться сотрудников аппарата уполномоченного по правам человека в Пензенской области.

Сооружение слегка подровняли, дверь открыли. Но перила до двери так и не довели, бетонная поверхность «горки» осталась скользкой. Николай Васильевич, скрепя сердце, акт все же подписал.

Везет тем, у кого есть друзья-умельцы. К примеру, тому же Валерию Тимошкину знакомые кулибины соорудили гидравлический подъемник на площадку лифта. Подобное приспособление заводской сборки, по словам Тимошкина, стоит баснословных денег.

Инвалиды, заранее зная результат, даже не пытаются просить власти об установлении подъемников и годами вынуждены созерцать мир сквозь окно собственной квартиры.

В некоторых учреждениях (например, аптеках), чтобы не тратиться на дорогостоящие пандусы, установили кнопки вызова фармацевтов. Но таких аптек в городе не больше пяти.

Барьер. Еще барьер

Теоретически пропагандируется создание безбарьерной среды для инвалидов. Но на практике наша страна не приспособлена для жизни людей с ограниченными возможностями. 

По данным на первый квартал 2010 года, социальные объекты в Пензенской области еще можно считать более-менее доступными для инвалидов – 76 процентов учреждений оборудованы пандусами. Есть они более чем в половине зданий отделения Пенсионного фонда РФ по Пензенской области.

Значительно хуже обстоят дела с объектами культуры и образования. Тут цифры 19 и 14 процентов соответственно. Инвалидам доступны лишь 40 из 177 отделений почтовой связи – менее 10 процентов.

Правда, после видеоконференции, на которой губернатор Василий Бочкарев призвал глав муниципалитетов задуматься об инвалидах, ситуация начала меняться. Пандусы появляются. Но закрадывается крамольная мысль: уж лучше бы их, да и многих из сооруженных ранее, не было вообще.

– Взять хотя бы ТЦ «Фортуна» на Южной, – с горькой иронией говорит Валерий Тимошкин. – Инвалиду даже с посторонней помощью эту «Джомолунгму» не одолеть. Еще интереснее въезд для людей с ограниченными возможностями у магазина «Оптика». Он, этот въезд, упирается… в столб, который поддерживает защитный козырек здания. Я уж не говорю про то, что вместо полноценных пандусов «для галочки» крепят металлические швейлеры. По ним можно провезти разве что продуктовую сумку на колесиках.

Господи, ну почему же так-то? Ведь в строительных нормах и правилах ясно прописано: максимальная высота подъема (марша) пандуса – 0,8 м, уклон – не более 8 – 10 процентов, ширина – не менее метра. В реальности же пандусы вертикальные! На каком же этапе строительства элементы безбарьерной среды превращаются в полосу препятствий?

Ларчик открывается просто. Если все делать как надо, к примеру, при строительстве жилого дома или магазина, здание обойдется собственнику дороже. А тот стремится сэкономить – потому что чувствует свою безнаказанность. Ведь если дело о нарушении Закона об инвалидах дойдет до суда, сумма взыскания составит…всего 20 тысяч рублей.

Поехали?

Меня поразило, с какой заботой о людях с ограниченными возможностями организовано движение общественного транспорта в Санкт-Петербурге. Когда автобус подъезжает к остановке и двери открываются, пол в салоне оказывается точно на уровне остановочной платформы. Инвалиду на коляске не составляет никакого труда заехать внутрь машины.

У нас низкопольных автобусов или троллейбусов пока нет ни одного.

Как чуда, ждали колясочники, да и люди преклонного возраста, которым сложно передвигаться, когда в Пензе начнет работать «социальное такси».

Напомним, город закупил три пассажирские «газели», которые оборудованы специальными подъемниками для колясок и механизмами для их крепления во время движения. «Социальное такси» можно вызвать в будние дни по телефону 68-35-04 с 8 до 17 часов.

Однако ажиотажным спросом нововведение не пользуется.

Постановлением главы администрации города установлен тариф: час – 122 рубля 66 копеек плюс за каждый километр – 9 рублей 22 копейки. К примеру, первой клиентке «социального такси» трехчасовая поездка в больницу, во время которой машина ждала женщину, обошлась в 450 рублей. И хоть пассажирка осталась довольна, удовольствие, прямо скажем, не из дешевых. Инвалиды возмущены.

– Это даже дороже, чем обычное такси, – говорит Валерий Тимошкин. – Вообще, на мой взгляд, система организована в корне неверно. В других городах только 30 процентов стоимости этой услуги оплачивают инвалиды, а 70 процентов – муниципалитет.  

Удобно всем

В середине 90-х годов группа российских инвалидов поехала в Голландию. Они поинтересовались, есть ли там какие-то специальные стандарты, по которым создается безбарьерная среда. Архитектор, которому был задан вопрос, искренне удивился: «Ничего подобного у нас нет. Мы сразу строим так, чтобы было удобно любому человеку, независимо от его физических возможностей. То, что хорошо для инвалида, не может быть плохо для всех остальных».

К сожалению, мы забываем, что на месте человека, глотающего слезы обиды и бессилия у подножия вертикального пандуса, может оказаться каждый из нас.

Мой знакомый по этому поводу высказался:

– Люди думают, что инвалид – это кто-то и где-то. Я тоже так думал. Все происходит за пару секунд. Раз, два – и инвалид ты.

Он – строитель, упал с седьмого этажа. Молодой и крепкий, теперь никогда не сможет ходить.

С заботой о ближнем и с мыслью о будущем мы должны наконец изменить свою психологию.

Каждый муниципалитет сейчас разрабатывает программу по созданию той самой безбарьерной среды. Хочется верить, что равноправие и справедливость восторжествуют не только на бумаге, но и на городских и сельских улицах.

Екатерина РОГОЖКИНА,
фото — www.erdon.ru/index.php?newsid=678

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное