Не бойтесь жизнь переменить!

Не бойтесь жизнь переменить!

Экс-министр экономики РФ Евгений Ясин ответил на вопросы корреспондента «ПП».

В Москве, на семинаре Клуба региональной журналистики, организованном Консультативной рабочей группой комиссии Президента РФ по модернизации, бывший министр экономики России, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин поделился своим мнением о сегодняшней ситуации в России. Говорил умные вещи об образовании, коммунальных тарифах, пенсионной реформе…

Евгений Григорьевич ответил и на вопросы корреспондента «Пензенской правды», отметив, что бывал в Пензе – выступал с лекциями в одном из вузов. И больше всего ему запомнилась наша внимательная интеллигентная публика.

О тарифах ЖКХ

— Евгений Григорьевич, расскажите, что вы думаете о тарифах на жилищно-коммунальные услуги? Не кажется ли вам, что они слишком высоки?
— Реально ситуация выглядит так. После кризиса 1998 года цены не росли — тарифы были заморожены. Через 4 года их «отпустили», и затем они «сорвали резьбу». Сейчас в тарифы на коммунальные услуги объективно выше, чем могут себе позволить платить «за квартиру» наше население. Монополисты мотивируют свои аппетиты тем, что нужно выровнять внутренние и внешние цены на газ. Но если прикинуть и подсчитать, по моему мнению, тарифы выше, чем они должны быть.
Главная причина тому — монополия и сговор, неравно конкурентные условия.

О ЕГЭ
— Пожалуй, только ленивый сейчас не обсуждает единый государственный экзамен. У него очень много противников… А каково ваше мнение на этот счет?
— В английском Уэльсе система, подобная нашему ЕГЭ, была введена более 100 лет назад. Ее ругают до сих пор. И это нормально. Исследования внутри России показали, что соотношение противников и приверженцев ЕГЭ — 50 на 50. Люди в нашей стране боятся всего нового, боятся государства. Они уверены, что бы государство не делало, будет только хуже. Так вот с такой дремучестью надо бороться.  Мы все—таки часть мировой экономики, а ее будущее зависит от качества образования. Сдача экзамена в виде теста — метод, проверенный и одобренный самыми передовыми странами.

Да, сейчас ЕГЭ в России, — центр всенародного гнева. Все считают, что коррупция только выросла. Это потому, что у нас дикая страна. Каждый хочет хапнуть. А тут — лазейка закрылась. И представление у некоторых педагогов-взяточников сложилось такое: «Если теперь не хапну я, значит, хапнет кто-то другой!» На самом деле коррупция в образовании снизилась. Раньше о ней просто не говорили, замалчивали. А сейчас каждый факт взяточничества — достояние общественности.

Об экономике
— У кого, как не у вас, спросить об экономике современной России. Куда мы движемся — вперед или назад?
— В настоящее время Россия находится в «вилке». С одной стороны — развитые страны, от которых мы очень сильно отстаем во всех планах. С другой — развивающиеся.
Развитые страны опережают нас в инновациях, развивающиеся выигрывают в дешевой рабочей силе. Мы — посередине. Инноваций у нас нет, а зарплаты высокие. Если рост производительности в России будет выше, чем в других странах, то мы сократим разрыв с развитыми странами. И можно будет сказать, что процесс модернизации у нас идет. Если нет, то — увы! Наш путь — к странам третьего мира.

Мы уже лет двадцать говорим о необходимости вступления России в ВТО. Но этого, как и всего нового, народ боится. А надо просто признать, что в торговле мы пользуемся теми же правилами, что и все. И вступать в ВТО надо! Мы от этого только выиграем. Без ВТО ни о какой модернизации экономики не может быть и речи.

О пенсиях
— В последнее время часто поднимается вопрос о необходимости реформирования пенсионной системы и в этой связи – о повышении пенсионного возраста. Что вы можете сказать по этому поводу?
– В России складывается новый тип экономики. На смену индустриальной приходит инновационная. Слово «инновационная» само по себе еще не означает «лучше индустриальной». В индустриальной экономике были довольно высокие темпы роста и относительно низкая доля лиц старшего возраста в общей численности населения. В инновационной экономике темпы роста будут значительно ниже. Они будут зависеть от потока инноваций как главного источника роста производительности. А, кроме того, доля граждан пенсионного возраста в общей численности населения увеличится. Меняется состав семей. Детей рождается мало, и не стоит рассчитывать на то, что совокупность лиц в трудовом возрасте будет способна нести нагрузку пенсионного обеспечения своих родителей. Все эти обстоятельства и должна учитывать новая пенсионная система.

Мое мнение таково — пенсионный возраст повышать надо. И чем быстрее, тем лучше. Это мы переживем. А вот второе необходимое мероприятие гораздо сложнее. Надо добиться того, чтобы не только работодатели, но и сами работники платили взносы в пенсионный фонд. Потому что в нем уже колоссальный дефицит, а мы постоянно делаем ставки на нефтяные доходы. Это очень рискованно — в 1998-ом году цена на нефть упала до 8 долларов. Нет гарантии, что это не повторится. Низкие цены на нефть держались в течение всего времени перестройки, начиная с 1985-го года и практически до 2003-го года. А если еще один такой спад? Чем будем платить пенсии?

Нужно, чтобы у людей была гарантия. Надо рассчитывать не на нефтяные доходы, а на те средства, которые они сами откладывают в течение своей трудовой жизни. К сожалению, никакого другого варианта нет.

В общем, властям пора подумать не только о результатах очередных выборов, но и о том, как и на что будут жить будущие поколения.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное