К пчелам нужно прилипнуть душой!

К пчелам нужно прилипнуть душой!

За медом к кузнецкому пасечнику Владимиру Колеганову приезжают даже из Африки.

— Пчелы — это как малые дети, — говорит житель села Каменка Кузнецкого района, пчеловод с солидным стажем Владимир Алексеевич Колеганов. — За ними нужен постоянный уход. Порой я чувствую себя заботливой нянькой. Поверьте, без любви к крылатым труженикам меда не добудешь. Доход с пасеки получаешь раз в год. Правда, большее удовольствие испытываешь, когда видишь, как играют на солнце янтарные струйки свежего меда.

Любовь к пчелам пришла в детстве
Маленький Володя рос в одной из деревень Саратовской области. Соседи Колегановых держали пасеку. В привычку мальчика вошло ежедневное подглядывание за жизнью насекомых. Он укрывался в кустах пышной акации и часами наблюдал за работой соседа.
Следил за перелетами пчел, смотрел, как пасечник откачивает из ульев полезное лакомство. Уже тогда Владимир твердо решил: уйдет на пенсию — будет пчеловодом.

— Помню, мне здорово попало от бабки, — смеется Владимир Алексеевич. — Посмотрев на занятный головной убор соседа, я решил, что тоже нуждаюсь в чем-то подобном — пчелы в детстве меня жалили довольно часто. Я дождался, пока бабушка ушла по делам, сорвал из комнаты тюлевую занавеску и сделал из нее себе наряд. Только вот не рассчитал, что сетка у занавески слишком крупная. Короче, и себя я от укусов не уберег, и штору испортил, к тому же ремня получил…

Как все начиналось
Впервые осознанным пчеловодством Владимир занялся 35 лет назад — задолго до пенсии. Жил он тогда в Кузнецке. Когда у супругов Колегановых родился сын Виктор, декретные деньги решено было потратить на покупку ульев. Хватило как раз на три. С этого все и началось.

— Пчеловодом сможет стать далеко не каждый, — уверен Владимир Алексеевич. — Тут столько терпения надо иметь! Вот, например, можно купить поросенка, и уже через полгода продать откормленную свинью. Еще лучше с коровой — она вообще каждый день молоко дает. С пчелами сразу прибыли не увидишь. Сначала будут одни затраты. Первые годы только учишься всему. Хорошо, если пчелы не погибнут от какой-нибудь болезни, и наделают меда хотя бы для себя — это уже результат. А реальная прибыль — да и то небольшая — получится не раньше, чем на третий год. И самое главное в нашем деле — к пчелам нужно прилипнуть душой!

Поддержка рублем
Потихоньку пчелиный бизнес у Колегановых расширился, а два года назад Владимир Алексеевич вместе со своими родственниками организовал кооператив «Пасека Колеганова». Тогда же он получил льготный кредит в рамках программы «Развитие сельского хозяйства». На него кооператив приобрел оборудование для пчеловодства, переработки и расфасовки готового меда.

Пасека же «переехала» из города в деревню — в Каменку Кузнецкого района, где Колеганов начал строить производственные помещения.

В конце 2009 года Владимир Алексеевич представил бизнес-проект СССПК «Пасека Колеганова» на рассмотрение в Управление инвестиционного развития, предпринимательства и туризма Пензенской области для участия в конкурсе на получение грантовой поддержки. Конкурсной комиссией проект был одобрен. В январе прошлого года кооператив получил 300 тысяч рублей на развитие производства.

— На эти деньги мы купили три станка — фрезерный, фуганок и рейсмус, — говорит пасечник. — Теперь у нас полный цикл. Мы сами делаем улья, выращиваем пчелосемьи, производим, фасуем и реализуем конечный продукт — мед.

В прошлом году, когда у большинства пчеловодов из-за аномальной жары меда не было вовсе, Колеганов сумел собрать около тонны полезного продукта (в хорошие годы он откачивает не менее трех тонн). Чтобы не растерять клиентов, некоторым пасечникам пришлось даже закупать мед у Владимира Алексеевича и перепродавать его своим.

— Конечно, прошлым летом мы заработали мало — около 300 тысяч рублей, — рассказывает Колеганов. — Я продаю мед по 300 рублей за килограмм, дешевле, чем у меня, в Кузнецком районе не купишь. Ну а в хорошее лето можно заработать и миллион! Правда, с учетом затрат чистая прибыль составит половину этой суммы.

Кочующие ульи
Пчелы у кузнецкого пасечника, как говорится, на месте не сидят.
— Чтобы получить хороший мед, к ульям надо приделать колеса, — уверенно заявляет Владимир Алексеевич. — В скором времени все к этому придут.

Насекомых Колеганов держит в так называемых павильонах — автомобильных прицепах с удобствами. Во-первых, они отапливаются — температура при этом регулируется автоматически. А значит, пчелы быстрее развиваются и могут принести больше меда.
Во-вторых, павильоны маневренны — их можно перевезти туда, где в настоящий момент есть нектар — к цветущим лугам. Например, сейчас часть пасеки Колеганова перекочевала в Неверкинский район — на границу с Саратовской областью. Там в эту пору самый цвет у подсолнухов.

— Мои павильоны за лето делают не одну сотню километров, — говорит пчеловод-новатор. — Ранней весной мы стоим там, где цветет эспарцет, затем передвигаемся к козлятнику, гречке… Сейчас пчелы трудятся на подсолнечнике, потом переедут к доннику, фацелии — в ту же Саратовскую область. И так далее. Я это называю растительным конвейером. А после 14 августа, аккурат к медовому Спасу, начнем пожинать плоды — откачивать цветочный мед.

Не без проблем
Для расширения производства Владимир Алексеевич хотел взять еще один кредит, но столкнулся с непредвиденными барьерами.
— Оказывается, под пчел банки денег не дают, — делится своей печалью пасечник. — Почему-то под залог стада коров, к примеру, кредит взять можно. А пчелосемьи в залог не берут. Чем они хуже коров, лично мне непонятно!

По мнению Владимира Алексеевича, чтобы в нашем регионе достойно развивалось пчеловодство, нужно решить еще одну проблему — упростить процедуру получения в аренду… прудов. Читатель спросит, причем здесь пруды? А вот очень даже причем.

— Пчелы не могут жить без воды, — говорит Колеганов. — Я для своих кочевых павильонов всегда выбираю место стоянки рядом с водоемом. Если мы встанем в чистом поле, где за много верст нет ни речушки, ни пруда, воду для пчел придется откуда-нибудь возить. А это дело очень затратное. Если же у пасечника будет свой пруд, он не только обеспечит «жужжащее хозяйство» водой, но сможет заниматься еще и рыбоводством.

— У людей окрепнет уверенность в завтрашнем дне, — с оптимизмом заявляет Владимир Алексеевич. — Не заработает на пчелах — не беда, рыбка выручит. И наоборот!

Недавно Колеганов хотел взять в аренду пруд. Расположен водоем на границе Пензенской и Саратовской областей. С соседями насчет пруда пчеловод договорился — думал, что полдела уже за плечами. Однако в Неверкинском районе — на территории которого вторая половина водоема, Владимиру Алексеевичу в оформлении документов отказали. Причем, как заверяет пасечник, без объяснения причин: сказали «нет» и все…

— В общем, дайте нам кредиты и пруды, — заключает Колеганов. — А медом мы вас обеспечим!

Кстати
Цветочный мед ССПК «Пасека Колеганова» — продукт сертифицированный, регулярно проходит проверку на соответствие ГОСТу. Этикетка с забавным мишкой — бренд, известный далеко за пределами нашего региона. Колеганов успешно продает свой мед в Самару, Челябинск, Тюмень, другие регионы. А однажды к пасечнику приезжали даже из Африки: жители столицы Египта купили у Владимира Алексеевича сразу две фляги и пообещали, что вернутся за медом еще.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное