Пензенские учителя, получившие 500 тысяч подъемных, уехали из сел

Пензенские учителя, получившие 500 тысяч подъемных, уехали из сел

Убедить молодых горожан работать в сельских школах не получается даже за большие деньги

Среднестатистической Марьиванне из школы в селе Малые Гребеня давно перевалило за 50. Ей, женщине-труженице, низкий поклон! Она всю жизнь отдала детям и заслужила место в раю.
Но вот вопрос: кто ее заменит, когда все-таки отпустят на пенсию? Где молодые педагогические кадры?

Помнится, государство даже принимало программу поддер­жки молодых специалистов в 2009–2010 годах, когда им предлагались подъемные — по 500 тысяч рублей, а муниципалитеты выделяли служебное жилье.

В российские сельские школы тогда приехала работать тысяча выпускников педвузов. В Пензенской области их было трое…

Мы решили выяснить, закрепились ли на местах те специалисты.

Исса

Надо сказать, что участников программы искали долго. Переезжать в село никто не хотел, потому что деньги — это, конечно, хорошо, но в глубинке нужно отработать пять лет.

Дольше всех искали учителя английского языка для лицея в поселке Исса.

Тогдашний министр образования Светлана Копешкина неоднократно выступала с призывами по телевизору и в газетах. Директор Иссинского лицея Фярид Умяров написал несколько писем руководству педагогического института. Заведующая кафедрой английского языка этого вуза Екатерина Алешина лично разговаривала с выпускниками, убеждала их, просила.

Иссинская администрация выделила служебную однокомнатную квартиру с удобствами и 15 тысяч рублей подъемных.

Но из «педагогов» никто не согласился. Уговорили выпускницу ПГУ (тогда это были отдельные вузы) Анну Садовникову (на фото слева), которая вообще-то собиралась работать переводчиком с английского, немецкого и итальянского языков. Как мы поняли, на решение Анны Анатольевны обратить свои взоры на школу, да еще сельскую, повлияла мама, тоже педагог.

Садовникова — горожанка во втором поколении — до того момента никогда не бывала в деревне, козу и корову видела только по телевизору.

Фярид Умяров, директор лицея, был счастлив, поскольку за восемь предыдущих лет, что он руководил учреждением, ему ни разу не довелось принимать на работу молодого специалиста.

Журналисты «Пензенской правды» встречались тогда с Анной Анатольевной. И она не стала скрывать, что, хотя ей очень понравились и сам лицей, и его коллектив, после истечения срока контракта она, скорее всего, вернется в Пензу… Так оно и вышло.

Анна Анатольевна вышла замуж, сменила фамилию, работает в одной из школ Первомайского района, сейчас в декретном.

А в лицее нового учителя английского тоже нашли, даже нескольких.

Лунино

В основную школу поселка Лунино тоже искали учителя английского. Согласилась выпускница вуза — местная жительница. С точки зрения духа закона это, пожалуй, не совсем то, но с точки зрения буквы закона нарушения не было. В конце концов, может, девушка, получив корочки, попробовала бы закрепиться в Пензе или Москве?

Учительница обязательства даже перевыполнила. Поскольку основную школу в поселке вскоре реорганизовали, девушка стала преподавать в школе села Родники, это в 12 километрах от Лунина. Но, отработав положенное, она из Родников уехала, вернулась и работает в поселке (правда, в другой школе). Тоже замужем, и есть малыш.

Пензенский район

Учебному заведению в бывшем совхозе «Серп и молот» требовался педагог по русскому языку и литературе.

Если Иссу и Лунино глубинкой можно назвать с большой натяжкой, то бывший совхоз — с полным основанием. От трассы до него километров десять по разбитой дороге, сберкассы нет, даже дозвониться по обычному телефону в школу мы не смогли, хотя это Пензенский район, ближайший к областному центру…

Жительница Пензы Светлана Захарова (на фото справа) в 2010 году увидела обращение министра Копешкиной по телевизору, подумала: а почему бы не попробовать? Поехали смотреть дом, который давал муниципалитет. В рекламном ролике все выглядело прекрасно, но когда мама Светланы увидела жилье, то заплакала. Но дочка не испугалась. Хотелось, говорит, попробовать самостоятельности.

Коллектив, как и в двух других случаях, принял молодую учительницу очень тепло. Директор отнеслась как к родной дочери. Захарова у той даже дома жила неделю.

Как же все радовались, когда Светлана вышла замуж за жителя бывшего совхоза! Думали, что уж замужество поспособствует укоренению на местных почвах.

Увы, рыба ищет где глубже… Семья Светланы перебралась в Пензу. Они делают пристрой к родительскому дому на те самые 500 тысяч «программных». Захарова все еще числится в совхозной школе, но по выходу из декретного отпуска будет устраиваться на работу в областном центре.

А школа в бывшем совхозе «Серп и молот» опять ищет педагога. На сей раз — математики и физики. В базе данных Министерства образования эта вакансия «висит» уже второй год…

Вывод

Что и требовалось доказать — системные проблемы, которые способствуют оттоку молодежи в большие города, не решишь одной только прибавкой к зарплате.

Так что, Марьиванна, дорогая, без вас пока никуда!

Ученье — свет. В селе — бесплатный

Омоложение учительских кадров в сельской местности — большая проблема. Чтобы способствовать ее решению, правительством Пензенской области принят закон о мерах социальной поддержки педагогов.

Согласно ему педагогам, как действующим, так и на пенсии, но проживающим в поселках и деревнях, полностью компенсируется плата за жилье, отопление и электроэнергию.

Кого не хватает больше всех?

По данным регионального министерства образования (на 15 сентября 2017 года), в учебных заведениях Пензенской области есть 60 вакансий.

Третье место в списке самых востребованных специализаций разделили математика и технология — по 4 вакансии.
На втором месте немецкий язык — 7 вакансий.
На первом — с большим отрывом — английский — 15.
На этот же период 2016 года было 29 вакансий, почти половина из них (13) — учителя иностранного языка.

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное