Болезнь не дала Игорю Эрельту сыграть в фильме по творчеству Стругацких

Болезнь не дала Игорю Эрельту сыграть в фильме по творчеству Стругацких

Среди актеров Пензенского театра драмы, уже ушедших из жизни, немало личностей талантливых и легендарных

Игорь Эрельт… Вспоминаю потрясающий спектакль «Сон в летнюю ночь», поставленный Валерием Беляковичем в нашем театре. Свадьба Тесея и Ипполиты — сцена любительского спектакля, поставленного афинскими ремесленниками, в которой заняты корифеи театра.

Особенно выделяется импозантный красавец, произносящий смешные реплики величественно, глубоким голосом, что вызывает взрывы смеха и аплодисменты в зале.

Игоря Валентиновича бог наградил и красотой, и талантом. Когда по молодости он играл героев-любовников, ему и грим-то был не нужен. Поклонницы заваливали его цветами после каждого спектакля. «Как на братской могиле», — шутил он, раздавая букеты актрисам.

— Эрельт был воплощением лучших качеств русского актера, — рассказывает режиссер театра Анатолий Гуляев. — Он обладал прекрасными физическими данными, ярким темпераментом. В каждую роль вкладывал душевные силы, что давало образу множество красок. И вот еще за что я его уважал и ценил: он никогда не обижался на критику. И как же легко с ним работалось!

Город, ставший родным
Игорь Эрельт, приехав в Пензу, оценил неброскую, спокойную красоту нашего города, приветливость и дружелюбность жителей. Понравилось здесь и его семье — жене и сыну.

— В наш театр его пригласил режиссер Валерий Баронов, — вспоминает заслуженный артист РФ Василий Конопатин. — У нас в труппе были прекрасные артисты — Борис Уксусов, Михаил Каплан, но актера с амплуа трагика, обладающего выразительной внешностью, сильным взглядом, завораживающим публику, не хватало.

В Пензе Игорь Эрельт много играл, получил звание заслуженного артиста РСФСР. Роль Несчастливцева в «Лесе» А. Островского стала для него звездной, сделала его любимцем пензенской публики.

Интересный образ номенклатурного деятеля он создал в «Гнезде глухаря».

— Потрясающим был спектакль «Замок Броуди», — вспоминает Анатолий Гуляев. — Я, тогда ответственный секретарь Пензенского отделения ВТО, дал высокую оценку постановке и особенно работе Игоря. По моей рекомендации он отправился в двухнедельную поездку по Америке — познакомиться с ее театральной жизнью. Мы потом сошлись с ним во мнении, что лучше русского театра в актерском и человеческом плане — психологическом — нет. Только русский театр обнажает душу.

Большой и нежный
Каким Эрельт был человеком? Коллеги и друзья вспоминают: честным, добродушным, очень общительным, хлебосольным, легко заводил знакомства. Когда получил квартиру на улице Суворова, все премьеры, юбилеи, дни рождения актеры всегда отмечали на кухне Эрельтов.

— Вспоминается, как мы играли спектакль «Ночной переполох», — рассказывает Василий Конопатин. — Мария Тамбулатова и Игорь Эрельт играли очень эмоциональную сцену, а мы с Михаилом Капланом в это время стояли у кулис в ожидании своих реплик. Михаил Яковлевич забыл текст и начал меня теребить, мол, напомни. Я ему говорю: «Сам вспоминай!» И мы начали потихоньку препираться, так что зрители переключили свое внимание на нас. По окончании сцены Эрельт набросился на нас: «Засранцы! Я вас убью! Вы мне сцену завалили». В гневе он был страшен, но долго зла на нас не держал.

Заслуженная артистка РФ Галина Репная вспоминает об Игоре Валентиновиче как о человеке отзывчивом и душевно щедром. В спектакле «Замок Броуди» Эрельт играл деспотичного мужа героини Репной и каждый раз, уйдя со сцены, спрашивал: «Галчонок, я тебя не замучил?»

И голос короля
Эрельт был в то время одним из немногих пензенских актеров, которые снимались в кино. Его фильмография: «Соль земли», «Жизнь Клима Самгина», «Молодая жена», «Окно в Париж». Его роли, хотя и небольшие, оставались в памяти. Сегодня по телеканалам часто показывают картину «Молодая жена», и среди главных героев нисколько не теряется отец неудавшегося жениха Володьки, сыгранный Эрельтом.

Снимался он в основном на «Ленфильме». Обладатель поистине волшебного тембра голоса, Игорь Валентинович озвучивал много сказок, в основном королевских персонажей.

Он ездил на пробы к легендарному режиссеру Алексею Герману пробоваться на главную роль в фильме по повести братьев Стругацких «Трудно быть богом». Пробы прошли успешно, но через месяц пензенский актер внезапно умер — не выдержало сердце.

Таланты плюс...
Как большинство творческих людей, Эрельт обладал разнообразными талантами. К примеру, любил мастерить ювелирные украшения из камня. Представительницы женской половины драмтеатра часто получали от него в подарок кольца или браслеты. Мужчин же он пытался пристрастить к этому ремеслу. В деревенском доме Эрельтов под ювелирное дело была отведена большая мастерская.

Если вдуматься, он был ювелиром и в своем творчестве, отшлифовывая каждую роль так, что она сверкала всеми гранями.

Он был заядлым рыбаком, имел великолепные снасти.

— Как-то раз мы ездили с ним на рыбалку — я, мой маленький сын и Михаил Каплан, — вспоминает Василий Конопатин. — Заехали за Капланом: Михаил Яковлевич ждал нас на тротуаре с сумочкой и… табуреткой в руках, что нас очень развеселило.

Приезжаем на место и выясняем, что Игорь перепутал рюкзаки: мы остались без наживки. Я походил по берегу, выпросил у соседей-рыболовов банку с червями. Эрельт, понаблюдав из кустов, как я ловлю, подошел и забрал сразу горсть. А когда уезжали, отдал свой улов мне.

А еще Эрельт был прекрасным семьянином. Нежно любил свою жену Татьяну, называл ее «моя девочка». Она была его второй женой, моложе на 20 лет. Чтобы быть рядом с мужем, устроилась в театр реквизитором. Смотрела все спектакли, в которых играл муж, являлась самым строгим его критиком.

День в день
— Сколько помню, его всегда тянуло в деревню, к земле, и в конце концов он добился своего, — делится Василий Конопатин. — Купил дом в селе Песчанка Шемышейского района и последние годы жил там с семьей.

До этого, в 1990-х годах, Эрельт вдруг увлекся политикой, демократическими идеями, мечтал изменить жизнь к лучшему. Впрочем, тогда многие кинулись в разные партии. Однако вскоре Игоря Валентиновича постигло разочарование.

— Он как-то потерял себя, потому и уехал в деревню, — считает Гуляев. — Ушел из театра, не реализовав себя полностью, и для театра это была большая потеря.

Уезжал он в Песчанку с мечтами о спокойном отдыхе — рыбалке, грибной охоте. Построил баню, завел живность. Однако совсем с театром и актерами не порвал — те всегда были в его доме желанными гостями.

Собирались они приехать и на его 69-летие. С утра 28 марта он хлопотал на кухне. Увы, праздник превратился в траур — в этот день Игорь Эрельт умер от третьего инфаркта.

Похоронили его в Песчанке.

 

Читайте также:

Виктор Смирнов прошел в Пензенском драмтеатре «боевое крещение»

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER