Послесловие к ЕГЭ: Все ужасы не преувеличены

Послесловие к ЕГЭ: Все ужасы не преувеличены

Мама пензенского первокурсника — о том, что им пришлось пережить

Опубликованы приказы о зачислении новоиспеченных студентов в вузы. Позади ожидание результатов ЕГЭ, итогов первой и второй волны зачисления в вузы. Пережили. Теперь можно вздохнуть и дать оценку произошедшим событиям.

Вот мое личное мнение: все ужасы, о которых раньше доводилось читать про единый государственный экзамен, нисколько не преувеличены. Буду оперировать только фактами, которые получены из первых уст — от сына-выпускника. Все экзамены он сдавал в школе № 47 г. Пензы.

Собаки на экзаменах

И это нам, выпускникам совет­ских школ, имевшим на руках определенное количество билетов к каждому экзамену, казалось, что сдавать их сложно! Вот, к примеру, прийти на историю и не знать, на что крен будет — на Древнюю Русь или на современный период.

А как мы ждали следующего дня, чтобы узнать оценки письменных работ! Сегодняшние школьники находятся в мучительном неведении по две недели после каждого экзамена. На выпускном вечере еще не все результаты были известны.

Мне кажется, я бы сошла с ума от такого ожидания. А они — ничего. Только звонили после очередного экзамена и отрешенными голосами сообщали:

— Мам, ну я написал...

А на вопрос: «Ну, как?» — чаще всего отвечали:

— Жесть!

После пережитых волнений с полной ответственностью говорю:

— Я поражаюсь выдержке наших детей!

Как вообще можно на чем-то сосредоточиться, если перед экзаменом тебя встречают не приветливые лица организаторов, а злые морды собак (в прямом смысле этого слова)?!

И все перемещения от входа в школу до кабинета, где проходит экзамен, и обратно сопровождаются окриками: «Паспорт в развернутом виде!», «В коридоре не стоять!», «Выходить группой!» и т. д.

Уважаемые организаторы ЕГЭ! Это дети, а не заключенные! У вас у самих, что ли, детей нет? Или вы их просто ненавидите?

Ни глотка воды!

Пришедшие на экзамен и так в шоке. Хотят быстрее сосредоточиться на написании работы, но не тут-то было! Сначала в душном помещении («Окна не открывать!») они слушают давно известный им порядок проведения. Правда, становится ясно, что корректируют его специалисты, проводящие экзамен, по собст­венному разумению.

К примеру, в тексте есть пункт: «На парте в случае необходимости может находиться вода». Но тем, у кого она на партах была, скомандовали бутылочки убрать с комментарием: «Это разрешено только в случае необходимости!».

И мнимые больные

Каждые полчаса экзаменующимся должны сообщать, сколько времени осталось до момента сдачи работ. Но на практике временной интервал соблюдался не всегда. В итоге многие попросту не успевали переписать выполненную на черновике работу. Исключение — только страдающие какими-то заболеваниями. Им времени давалось на полтора часа больше.

И ведь что интересно: действительно больные о такой поблажке не подозревали и выпроваживались по истечении указанного времени. А некоторые здоровые аккурат перед экзаменами сделались хворыми, принесли справки, посидели лишние полтора часа и сдали все экзамены на рекордные баллы.

«Хорошо подготовились!» — скажете вы. Возьмем отвлеченный пример. Я по субботам раз в месяц встаю на коньки, а моя знакомая занимается фигурным катанием с четырех лет. Чемпионат области. Я занимаю первое место, а она на пьедестал даже не попадает. Это возможно? Нет!

А как же возможно, что во все годы обучения в школе некоторые дети никаких результатов не показывали, а тут в один момент поумнели? Вот никакие адвокаты чести мундира образования меня не убедят, что произошло это случайно или от резкого всплеска таланта. В чудеса я не верю.

Среди набравших высокие баллы, безусловно, есть действительно умные, одаренные дети, есть группа тех, кому повезло, но есть и те, кому повезло как-то уж очень подозрительно.

Оспорь, если сможешь

Если порядок проведения экзамена выпускника не устраивал, он мог подать апелляцию. Но только об этом одиннадцатиклассники узнавали уже после экзаменов. А этот вид апелляции, в отличие от оспаривания количества баллов, подается до выхода экзаменующегося из пункта проведения ЕГЭ.

Апелляция вообще отдельная песня. Нельзя обсуждать формулировку вопросов. Между тем они зачастую составлены так, что к правильному ответу не придешь. Не рассматриваются заявления от тех, кто ошибся при переписывании выполненных заданий с черновика на чистовик.

При мне на апелляцию по обществознанию пришла девочка, которая в спешке (организаторы подгоняли) поставила в тесте галочку не в том месте и следующие 12 ответов вписала не туда! Но доказать сие не смогла.

Разве это нормально? Идет проверка знаний или правильности оформления бланка?

Кому отдать полмиллиона?

Чем дальше, тем чаще меня посещает крамольная мысль: а нужны ли нам школы? Если только и слышно: чтобы получить высокий балл по ЕГЭ, нужно года за три, а лучше за четыре, начинать заниматься с репетиторами. Эту фразу я неоднократно слышала в нескольких пензенских вузах. Посыл такой: если три раза в неделю заниматься с тремя репетиторами, то можно сдать экзамен как минимум на 270 баллов и легко поступить на бюджет. Прикинем грубо, что каждое занятие — это 500 рублей. Значит, в год выходит 206 тысяч. За четыре года — 824 тысячи. А ни в каком месте у репетиторов не треснет? Видимо, нет, раз объявлений об оказании подобного вида услуг становится только больше.

Между тем стоимость года обучения в ПГУ сегодня — около 70 тысяч рублей, то есть 280 тысяч за четыре года. Так какой смысл тратить полмиллиона на репетиторов? Лучше сразу заплатить за учебу в университете!

Зачем напрягать мозги?

Получается, что ЕГЭ постепенно превращается в битву кошельков и возможностей. Исправить ситуацию, на мой взгляд, может только решительный и однозначный законодательный запрет репетиторства.

Пусть ЕГЭ станет реальной проверкой знаний, полученных в школе. А то при поступлении в вуз выпускники, которые с первого класса побеждали в различных олимпиадах, понимают, что напрасно они напрягались. Ведь учитываются только результаты последних двух лет и дополнительные баллы за индивидуальные достижения обеспечивают далеко не все победы. Причем 10 баллов поступающий, к примеру, на историко-филологический факультет пединститута ПГУ может получить и за многолетние достижения по профилю, и за золотой знак ГТО.

Почему? Нет никаких вопросов, если этот знак даст максимальный балл при поступлении на факультет физического воспитания. Но во всех других случаях — почему?

Я не озлобленная «яжемать» (так именуют матерей, которые гипертрофированно реагируют на любой косой взгляд в сторону ребенка), у которой чадо не поступило в вуз. Мой сын — студент. Просто хочется, чтобы путь со школьной скамьи в вуз для тех, кто пойдет им после нас, был разумнее и честнее.

А КАК У НИХ?

В вузах страны разный подход к начислению баллов за индивидуальные достижения. Вот несколько пунктов.

За аттестат с отличием в Пензенском государственном университете (ПГУ) абитуриент получает 10 баллов, в Санкт-Петербургском государственном университете (СпбГУ) — 3, в Саратовском государственном университете (СГУ) — 7. Золотой знак ГТО добавит в ПГУ 10 баллов, в СпбГУ и СГУ — 1 балл.

Автор: Екатерина РОГОЖКИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER