Пензенским таксистам показали желтый свет

Пензенским таксистам показали желтый свет

Законодательное собрание Пензенской области утвердило региональный закон, устанавливающий жесткие требования к легковым такси. Перевозчиков обязали иметь официальный статус — предпринимателя или юридического лица, проходить техосмотр раз в полгода и украсить машины шашечками.

Представители таксомоторных фирм утверждают, что многие таксисты не смогут выполнить новых требований и станут «бомбилами», а выполнение условий закона приведет к повышению стоимости проезда в такси.

Нелегалов попросят удалиться
Ничего революционного в региональном законе о легковом такси нет. Как поясняет заместитель председателя правительства — начальник управления промышленности, транспорта и энергетики Пензенской области Юрий Быков, в документ включили положения действующих федеральных законов и постановлений правительства России.

Принципиальных нововведений только два: требование водительского стажа не менее трех лет, и обязательное получение разрешений на деятельность легкового такси.

Юрий Быков подчеркивает: главная цель закона — оставить на рынке только легальных перевозчиков, которые платят налоги и оказывают качественные услуги.

Чиновник признается: сейчас нет законной возможности бороться, например, с «бомбилами», которые стоят на площади возле железнодорожного вокзала. Изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают крупные штрафы для «нелегалов» и вступают в силу с января 2012 года, такую возможность предоставляют.

Госавтоинспекция давно ждала этого закона, говорит начальник управления ГИБДД по Пензенской области Сергей Буйлов. По его словам, сейчас в потоке автомобилей определить такси почти невозможно, — как и вычислить таксистов, которые часто нарушают правила.

Новый закон устанавливает четкие требования: на такси должен быть установлен желтый фонарь, а на кузове должны быть «шашечки». Для тех, кто станет использовать эти отличительные знаки самовольно, предусмотрен штраф — от 1 тыс. до 5 тыс. рублей.

Заставят ли таксистов красить автомобили в обязательный желтый цвет — вопрос открытый. Закон предусматривает выполнение этого требования, начиная с 2015 года, но, как признается Юрий Быков, еще неизвестно, начнет ли это положение действовать.

Водителей возьмут под контроль
Закон о такси вступает в силу меньше чем через два месяца. Но до конца года извозчики смогут спокойно работать на прежних условиях.

Выдача разрешений на оказание услуг легкового такси начнется с первого сентября, сообщил Юрий Быков на пресс-конференции.
«Разрешение будет выдаваться сроком на пять лет», — заявил он, уточнив, что все необходимые для исполнения закона документы пока что находятся в стадии разработки.

Предполагается, что новый закон поможет сделать такси более комфортным и безопасным для пассажиров — во-первых, за счет обязательного техосмотра раз в шесть месяцев, который старые автомобили пройти официально вряд ли смогут. Во-вторых, перед каждым выездом на линию перевозчик должен будет проверять техническое состояние автомобиля, а водитель обязан будет пройти медицинский осмотр.

Кто отвечает за качество?
Одно из самых важных положений нового закона — он устанавливает, что деятельность по перевозке пассажиров легковым такси могут осуществлять только юридические лица или предприниматели, получившие документ — разрешение уполномоченного органа.

Сейчас, когда вы пользуетесь такси, то платите водителю — просто как обычному частнику, который вас подвез к месту назначения. Но если вы захотите за свои деньги воспользоваться всеми правами потребителями, то стоит выяснить — а кто именно оказывает услугу?

Вопрос неоднозначный: водитель, по сути дела, работает сам по себе, как частное лицо, а фирма такси — своего рода стол заказов, который помогает клиенту найти подходящего извозчика. Если в роли перевозчика выступает таксомоторная фирма, у которой свои машины, все просто — она и представляет услугу.

А если таксист работает сам по себе, но как индивидуальный предприниматель, он может пользоваться для поиска пассажиров услугами хоть десяти фирм — но за качество перевозки пассажиров и багажа он отвечает сам, со всеми вытекающими из закона о защите прав потребителей и других законов последствиями.

Дешево хорошо не бывает
Главный вопрос — на сколько вырастут цены на такси после того, как закон начнет действовать? Этого не знают пока ни сами перевозчики, ни представители власти.

Юрий Быков не исключает возможности, что тарифы на проезд в легковом такси будет устанавливать региональное управление цен и тарифов. Хотя в ближайшее время делать этого не собирается.
«Пока все будет так, как есть. Но что, если завтра владельцы фирм такси решат повысить стоимость проезда? Если тарифы будут регулироваться, мы сможем сдержать рост цен», — объясняет чиновник.

Представители фирм такси утверждают: когда закон вступит в силу, цены вырастут обязательно. Перевозчикам, имеющим собственный автопарк, придется нести расходы не только на приобретение машин, но и на их обслуживание и ремонт, на зарплату обслуживающего персонала и налоги, и многое другое.

Тем таксистам, кто зарегистрируется как индивидуальный предприниматель, придется платить налоги — по самым скромным подсчетам, минимум 2 тыс. рублей в месяц.

Возникает логичный вопрос: если легальное такси станет дороже, а пользоваться услугами «бомбил» рискованно по определению, станет ли более доступным общественный транспорт? Не секрет, что даже в Пензе из некоторых районов после девяти вечера уехать автобусом почти невозможно — не говоря уже о других городах и районных центрах, где легковое такси фактически заменяет все остальные виды транспорта.

Как объясняют в региональном управлении промышленности и транспорта, этот вопрос уместно адресовать муниципалитетам — именно они выдвигают условия перевозчикам, когда проводят конкурсы на обслуживание маршрутов.

Будь в курсе!

Нелегальные таксисты стали появляться лет пять назад, когда отменили лицензии на пассажирские перевозки. В новых условиях перевозчики, имевшие собственный автопарк, оказались в проигрыше — их услуги стоили ощутимо дороже, чем поездка в обычном такси.

А в Пензе, которая по уровню жизни значительно уступает многим другим крупным городам (доходы жителей нашего региона примерно на 25 процентов ниже, чем в среднем по России — по данным Пензастата), для многих клиентов такси разница в стоимости поездки в 20 — 30 рублей имеет принципиальное значение.

Отчасти и по этой причине самостоятельные перевозчики после 2006 года полностью ушли с рынка. На их место пришли много новых фирм, которым для успешного бизнеса им было достаточно получить в свое распоряжение запоминающийся номер телефона и сделать хорошую рекламу.

Не нужно было содержать собственный парк — водители со своими авто приходили сами, и условия сотрудничества их вполне устраивали: за заказы нужно было платить фирме определенный процент, а все, что заработал сверх того — твое. Налоги с этого дохода оставались в «тени».

Цифры
1,5 тыс. таксистов было в Пензенской области, когда действовало лицензирование пассажирских перевозок. Сейчас в регионе насчитывается около 3,5 тыс. таксистов, практически все они работают нелегально.
Источник: межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Пензенской области и республике Мордовия, управление промышленности, транспорта и энергетики Пензенской области

Прямая речь
Александр ГАЛЬДИН, главный государственный инспектор Госавтодорнадзора по Пензенской области и Республике Мордовия:
— Когда услуги такси регулировались, в Пензенской области появились фирмы, которые стали десятками приобретать новые машины для этого бизнеса. В Пензе были фирмы, которые использовали автомобили «Рено», в Заречном были новые «Волги». Когда госрегулирование закончилось, эти фирмы в итоге вытеснили с рынка. Мы рассчитываем, что навести порядок в этой сфере помогут как легальные перевозчики, так и граждане — будут сообщать нам информацию, где не все в порядке.

Сергей СОТОВ, представитель фирмы такси:

— Сейчас среди наших водителей почти треть — военнослужащие, сотрудники милиции, Федеральной службы исполнения наказаний. Они не от хорошей жизни идут в такси подрабатывать — им не хватает зарплаты. Этим законом обрезаются просто. Поэтому 30 — 40 процентов такси мы потеряем, даже если все остальные захотят работать легально. Большинство наших водителей готовятся уйти в «бомбилы». Соответственно, может повториться ситуация начала 2000-х годов, когда с дороги было уехать дешевле и проще. Вместе с этим может ухудшиться и криминогенная обстановка — будут чаще нападать как на водителей, так и на пассажиров. Это мое личное мнение.

Случай из жизни
Сергей БУЙЛОВ, начальник управления ГИБДД по Пензенской области:
— Мы с супругой однажды заказали такси. Когда вышел на улицу, увидел развалюху. Предъявил претензии перевозчикам: ведь я заказал такси, а не гужевую повозку. На что мне сказали: а что вас не устраивает? Я заказал другую машину. Мне ее не подали, и занесли в какой-то «черный» список. Когда в следующий раз позвонил в эту фирму, мне сказали: вы в особом списке, и вам машину подавать не будут.

А как Вы считаете, новый закон пойдет на пользу деятельности такси?

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное