Довезти ребенка живым

Довезти ребенка живым

По закону маленьким пассажирам такси должна быть обеспечена безопасность. Но пензенские водители это требование игнорируют 

Уже два года в России действует закон, по которому детей до 12 лет запрещается возить в машине без специального автокресла. За это время штраф за нарушение правила с символической суммы в 100 рублей вырос до 500. Но такая мера не обеспечила малышам безопасности. И порой у родителей нет другого выбора.

Шанс спастись

Не так давно под Мокшаном случилась страшная авария. В такси ехала семья: мама, папа и шестилетний ребенок. Мальчик сидел на заднем сиденье. Как водится, такси детским авто¬креслом оборудовано не было.

Водитель не справился  с управлением,  вырулил на встречную полосу – и машина столкнулась с грузовиком. Погибла вся семья.

Как знать, если бы мальчик находился под защитой специального удерживающего устройства, у него, возможно,  был бы шанс спастись…

Законодатели убеждены, что каждая семья, имеющая автомобиль, просто обязана приобрести для детей специальное сиденье. На Западе это давно стало нормой. Там даже из роддома малыша нельзя везти на руках.

Наверное, это правильно. Находятся деньги на страхование машины, на бензин, найдутся они, в конце концов, и на детское автокресло.

Как рассказали продавцы пензенских автосалонов, после увеличения в 2009 году суммы штрафа до 500 рублей спрос на детские фиксирующие сиденья возрос едва ли не вдвое (но в целом это небольшое количество).

Цены на автокресла кусаются. Самое дешевое стоит 2,5 – 3 тысячи рублей. На изделие средней ценовой категории надо потратить 5 – 6 тысяч целковых. Стоимость импортного автокресла с мягкими амортизирующими подголовниками и другими «прибамбасами» может доходить до 20 тысяч рублей.

По мере роста ребенка кресла нужно менять: до того момента, как ему исполнится 12 лет, это придется сделать трижды. 

Но все-таки одно дело, когда человек имеет личный автомобиль и возит на нем своих детей, а другое – если «безлошадным» родителям необходимо воспользоваться такси, чтобы, скажем, отвезти малыша в поликлинику.  
На маминых коленях

В Пензе около полусотни легальных фирм, оказывающих таксомоторные услуги. Цифры весьма приблизительные, потому что с тех пор, как отменили лицензирование, контролировать этот вид перевозок стало весьма проблематично.

Лично я десятки раз видела, как таксисты везут малышей безо всяких автокресел. И, каюсь, сама путешествовала по городу с сыном таким же образом.

Многие мамы считают, что самое лучшее место для ребенка – на родительских коленках. По статистике же, самым безопасным является место на заднем сиденье за водителем. Но это только для пристегнутого ремнями взрослого. 

Краш-тесты с использованием манекенов убедительно доказали, что даже при столкновении на скорости 40 километров в час ребенок в автомобиле может получить тяжелейшие травмы. В большинстве случаев при аварии он слетает с материнских колен и ударяется головой о сиденье водителя. А если скорость выше? 

Я пыталась найти в Пензе службы такси, выполняющие требования закона. Общение с диспетчерами проходило по одной и той же схеме.

– Со мной поедет ребенок. У вас есть машина с автокреслом?

– Нет.

– А как же везти дитя?

– Да на колени посадите, вот и все! Если что – пусть пригнется.

Если я пыталась «качать права», диспетчеры просто отказывались брать заказ.

Получается, либо вези кроху в такси на свой страх и риск, либо трясись с малышом в переполненном автобусе. Ну, или иди пешком.

Как-то в очередной «бескресельной» поездке я спросила у водителя:

 – Неужели так трудно приобрести для фирмы хотя бы три-четыре детских удерживающих устройства?

– А где мне их возить-то? – развел руками таксист. – Сейчас вас доставлю, а потом компанию с остановки нужно забрать – четверых человек.

Где найти управу

Как сообщили в областном управлении ГИБДД, отдельных данных о водителях, оштрафованных за перевозку детей без специальных удерживающих устройств, нет. Эти скромные цифры тонут в море других штрафов – на тех, кто пьяным садится за руль, превышает скорость и т.д.

– Я слышал только об одной пензенской фирме, которая имеет в своем автопарке машины, оборудованные автокреслами, – рассказал старший инспектор Управления ГИБДД УВД Пензенской области Виталий Иванов. – Что делается в других, трудно сказать. У нас нет полномочий, чтобы контролировать водителей «на базе». Такси, везущие детей без специальных кресел, можно отследить только на дорогах. Еще вопрос, попадутся ли они… 

– С тех пор как отменили лицензирование услуг такси, вообще не понятно, сколько в городе работает фирм и как в этой отрасли можно навести порядок, – сетует начальник Управления транспорта и связи г. Пензы Сергей Ларюшин. – Это фактически не регулируемый государством вид транспортных услуг.

На лихачество водителей маршрутных такси (про «газели» в законе об автокреслах почему-то вообще речь не идет) хотя бы можно пожаловаться по телефону доверия.  Система же частных перевозок построена так, что бороться за свои права приходится уже после аварии.

Цена безопасности

Получается, сейчас весь груз ответственности за безопасность ребенка в машине, пусть даже чужой, ложится на родителей.

Можно, конечно, купить автокресло самим и брать его с собой в такси. Но вес объемистого приспособления в среднем 4-7 килограммов. Представьте бедную мамочку, которая привезла в поликлинику захворавшего ребенка. Очередь, духота… В одной руке хнычущий малыш (годовичок может и 10 килограммов весить!), в другой сумка с бутылочками, памперсами, теплой кофточкой… А автокресло куда девать? На шею себе повесить?

Не проще ли так организовать таксомоторный бизнес, чтобы обязать фирмы иметь несколько автокресел в парке? Уж одно-то вполне поместится в багажнике. В крайнем случае, брать за проезд деньги по повышенному тарифу. Не 100 рублей, а скажем, 150. Разве это слишком большая цена за безопасность детской жизни?

P.S.  А к ответственности нерадивых перевозчиков привлечь все-таки можно. В Ханты-Мансийском автономном округе уже создан прецедент. Водителя такси неоднократно штрафовали за перевозку малышей без специальных удерживающих устройств. После этого было возбуждено уголовное дело по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья». Водитель получил 10 месяцев условно. После этого у многих его коллег появились и деньги, и желание приобрести детское кресло, и место в машине, куда положить.

Лариса ГУЛИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное