Пензячка Антонина Глухова в 78 лет работает медсестрой

Пензячка Антонина Глухова в 78 лет работает медсестрой

В области трудится почти каждый пятый пенсионер. Какую нишу на рынке труда они занимают?

Было время, люди торопили годы: «Скорей бы пенсия!». Сейчас все чаще думают о другом: как бы поработать подольше. Или даже, отправившись на заслуженный отдых, через некоторое время снова начинают искать работу. Что ими движет? И стоит ли в связи с этим повышать пенсионный возраст?

Влюбленная в работу
Антонине Ивановне Глуховой не дашь больше 60 — подтянутая, с живыми блестящими глазами. Однако по паспорту ей уже 78, а до сих пор в строю — работает медсестрой в областной больнице им. Бурденко. Она в Пензенской области рекордсменка по выработанному стажу — в этом году он составит 60 лет!

Антонина Ивановна — настоящий трудоголик, влюбленный в свою работу. Она пришла в медицину по настоянию отца, который очень хотел, чтобы его любимая дочка носила белый халат.

— Он угадал! Когда я начала работать в больнице, поняла, что другой профессии мне не нужно, — рассказывает женщина.

Жизнь сразу же стала испытывать ее на прочность.

Сперва Антонина по направлению поехала работать фельдшером в ФАП в Вадинском районе. Одна обслуживала три населенных пункта. Тогда в ФАП шли не только укол сделать и давление померить. Медики первичного звена должны были уметь все.

— Родов приняла неимоверное количество, — улыбаясь, вспоминает медсестра.

Позже она переехала в Пензу и много лет проработала в отделении реанимации больницы им. Бурденко. Освоила все виды наркозов, помогала врачам во время операций.

Колоссальный опыт, твердая рука, легкий характер, уважительное отношение к коллегам. Эти качества Глуховой отметило руководство больницы — ей предложили должность главной медсестры. И не только оргвопросы приходилось решать. Из всех отделений ее звали, когда нужно было попасть иглой в сложные вены.

Но нельзя всю жизнь работать на пределе возможностей. Сейчас Антонина Ивановна — на более спокойной должности. Она медсестра в ЦСО — центральном стерилизационном отделении. Следит за тем, как проходят обеззараживание медицинские инструменты. Этот труд тоже необходим: без этих «железок» работу больницы парализует — нельзя будет сделать ни одной операции, ни одного обследования...

Антонина Ивановна признается, что продолжает работать не из-за денег. Просто не может представить себя без любимого дела.

— Запрети мне сюда приходить, я просто умру, — вздыхает она. — У меня нет никакого хобби. Я столько лет беззаветно служила медицине, отдавая всю себя, что и представить не могу, что буду дома делать.

Однако как медик она против всеобщего повышения пенсионного возраста:

— Силы работать на пенсии есть не у всех...

Заменить их некем
Рабочему ОАО «Пензадизельмаш» Александру Дмитриевичу Каткову 69 лет. Трудовой стаж — почти 52 года. Он слесарь КИП (контрольно-измерительных приборов) и автоматики. Проверяет технические характеристики каждого агрегата, выпускаемого в цехе. Проводит испытания, следит за показаниями датчиков: давлением, температурой...

— Я пришел на завод сразу после технического училища. И после армии сюда вернулся. Помню, заказов было так много, что работали в четыре смены. Производили узлы для дизелей. Тогда эти турбины, почти 40 модификаций, делали только в Пензе, — ностальгирует он.

На заводе Александра Дмитриевича ценят. Еще бы — такой опыт! Всю жизнь он занимался самообразованием, читал справочники. Многое может подсказать молодым.

Кстати, на многих заводах Пензы есть рабочие и инженеры в возрасте 70 лет и старше. Их уговаривают, упрашивают поработать еще, потому что им нет замены.

— Хотя в последние годы на завод и молодежь потянулась, — признает Катков. — Кадров, конечно, требуется не так много, как в советские времена. Талантливые ребята есть. Но им нужны наставники.

Александр Дмитриевич на производстве планирует проработать как минимум до 70. Завод для него — как магнит. Здесь прошла его молодость. И, наверное, воздух без запаха машинного масла покажется ему слишком пресным, а тишина квартиры после шумного цеха — тягостной.

Он тоже работает не из-за денег, хотя и материальная составляющая важна.

Неспокойная старость
Но далеко не все пенсионеры продолжают работать, потому что полны сил и желания приносить пользу людям. Надежде Андреевне — 58. Работала продавцом. Последние 10 лет перед пенсией — в круглосуточном киоске, без оформления, сутки через трое.

И когда получила минимальную пенсию (около 7 тысяч), чуть не заплакала. Хотя чего еще можно было ожидать, соглашаясь на серую зарплату? Казалось, пенсия еще где-то за горами.

Тогда для Надежды Андреевны было важно, что график удобный, что платят регулярно, хоть и в конверте.

Увы, сидячая работа в холодном киоске сказалась на здоровье. Врачи диагностировали артроз — болят ноги. Но она продолжает работать, потому что лекарства дорогие и есть внуки, которых хочется побаловать игрушками и сладостями. Торгует на тех же условиях. Соответственно, в плане прибавки к пенсии она может рассчитывать только на ежегодную индексацию.

— Буду работать, пока ноги носят, — твердо говорит продавец.

Еще одна наша героиня — Ольга Петровна — доработала до 55 лет и тут же уволилась, потому как некому было сидеть с маленькой часто болеющей внучкой. Но зарплата на основном месте работы — лаборантка в НИИ — была хоть и белая, да небольшая. Теперь пенсия — 8600. Женщина быстро поняла, что без подработки будет трудно. Устроилась в соседнюю с домом аптеку — мыть полы по вечерам. Неофициально, за 3 тысячи рублей.

Ольга Петровна говорит, что, если ушел с основного места работы, найти новое будет сложнее. Чаще всего уволившимся пенсионерам предлагают низкоквалифицированный труд. Или такую зарплату, на которую больше никто не идет, а пожилые потому и соглашаются, что еще пенсия в резерве.

Ради внуков и коммуналки
Ольга Петровна перечисляет, где трудоустроились соседи-пенсионеры:

— Валентина тоже полы моет, только в магазине, Нина в школе на вахте сидит, Анна Петровна — посудомойкой в кафе, Иван Петрович дворником нанялся… Правда, он только летом работает. Зимой приходится бросать — не с его больной спиной снег чистить.

Основной мотив для продолжения работы у большинства пожилых один — помочь детям, внукам. Однако есть и другая нужда — коммуналка. Многие пенсионеры остались одинокими, а живут в 2–3-комнатных квартирах, которые получили еще в советские времена. Коммуналка выходит под 5–7 тысяч. А пенсия, к примеру, 10.

Молодость не вечна, но все же...

Тем не менее на грустной ноте подводить итог не хотелось бы. Хотя вряд ли кто-то будет спорить, что некоторые пожилые люди едва сводят концы с концами. Однако на самое необходимое с трудом, но хватит прожиточного минимума. Загвоздка в том, что люди уже не готовы отказывать себе во всем после определенного возраста.

В 55 лет женщина чувствует себя еще молодой, хочет ходить в парикмахерскую, делать маникюр, покупать модную одежду.

Развитие медицины позволило увеличить среднюю продолжительность жизни (в Пензенской области это 72 года) и, соответственно, период молодости. Причем даже на законодательном уровне. Сначала молодыми считали людей до 30 лет, сейчас — до 35. И ходят разговоры, что это время нужно продлить до 45. Так что люди хотят быть дольше трудоспособными. 

Государство тоже нацеливает нас на это, ведь разговоры о повышении пенсионного возраста не прекращаются.

Но умножение армии работающих пенсионеров приводит к тенденции, о которой нельзя умолчать. Современная бабушка не имеет финансовой возможности (а часто и не хочет, потому что чувствует себя молодой) быть просто бабушкой. В первую очередь она работающая женщина, а внукам посвящает только свободное время.

Таким образом, молодым родителям сегодня куда труднее, чем их предшественникам 20–30 лет назад, — они могут рассчитывать только на себя. Поэтому профессии нянь, гувернанток, сопровождающих из школы и т.п. сегодня пользуются бешеным спросом и стоят так недешево.

У каждой медали две стороны. И это плата за продленную молодость.

Прямая речь
Екатерина Баннова, председатель регионального Союза пенсионеров России:
— Мне скоро будет 80, но я тоже до сих пор тружусь. Правда, это общественная работа. Но она приносит мне удовольствие. Да, современные пенсионеры активные и инициативные. Но большинство из них трудятся на пенсии все же из-за материальной необходимости, а не из-за большой любви к профессии.

Я противница всеобщего повышения пенсионного возраста. Не у всех хватит здоровья, чтобы работать на 5-10 лет дольше. Особенно у мужчин. Они уходят рано… И поверьте, у пожилых людей найдется, чем заняться на пенсии и без работы. Они экспериментируют на даче, они ходят в театры, они занимаются спортом… Этот отрезок жизни должен быть посвящен тому, в чем люди отказывали себе в молодости из-за нехватки времени.

Что нужно делать, чтобы получать нормальную пенсию
— Работать только по официальному трудовому договору.
— Стараться найти место с высокой белой зарплатой.
— Для начисления пенсии нужен стаж не менее 15 лет. Чем дольше человек работает, тем большее количество баллов ему начислят.
— Те, кто не доберет баллов, не смогут уйти на страховую пенсию в 55 (женщины) и 60 (мужчины) лет, а право на социальную пенсию, если они не будут ничего предпринимать, появится у них на пять лет позже, чем у ровесников.

Про баллы и «заморозку»
По данным на начало 2017 года, в Пензенской области насчитывается чуть более 402 тысяч получателей страховых пенсий. Из них более 75 тысяч (18,6 процента) продолжают работать. Это фактически каждый пятый пожилой человек в регионе.

Согласно современному законодательству, тем, кто работает, индексация пенсий не производится. Однако как только человек все же выйдет на заслуженный отдых, ему пересчитают пенсию за все годы, что она была «заморожена».

И все же совсем без прибавки работающих пенсионеров не оставляют. Страховые пенсии им пересчитывают ежегодно с 1 августа. За каждый отработанный год начисляются дополнительные пенсионные баллы. Их количество зависит от размера зарплаты, но для работающего пенсионера есть предел — не больше 3 баллов в год. Средний размер такой прибавки при перерасчете для пенсионеров-тружеников в 2016 году составил 141 рубль.

Следует учесть, что если работающий пенсионер решит окончить трудовую деятельность, то ему проиндексируют пенсию так же, как и неработающим. Если через полгода человек снова решит потрудиться, эту индексацию для него сохранят. «Заморозят» уже повышенную пенсию.

Автор: Алиса РЯДНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное