В Пензе в парке Белинского аттракционы проверяют ежедневно

В Пензе в парке Белинского аттракционы проверяют ежедневно

А вот отвечать за состояние качелей и горок в жилых дворах никто не хочет

Статистика детского травматизма в России такова, что на игровых площадках дети страдают чаще, чем в ДТП. И далеко не всегда дело заканчивается только синяками и шишками

Виновата горка?
На прошлой неделе в Леонидовке на 6-летнего малыша упала незакрепленная должным образом деревянная горка: когда мальчик катался, конструкция опрокинулась набок. Ребенок получил тяжелые травмы, сейчас он находится в больнице.

В Управлении Следственного комитета РФ по Пензенской области сообщили, что по данному факту возбуждено уголовное дело.

В нашей области это далеко не первое ЧП с участием игровых комплексов. В июле прошлого года в Заречном пятилетний мальчик получил тяжелую травму (перелом позвонков грудного отдела позвоночника), играя на площадке около дома: сорвался с металлической лесенки с кольцами, основание которой было расшатано.

Несколько лет назад на ребенка, проживающего в Ахунах, упали тяжелые футбольные ворота.

Периодически в областной травмпункт родители привозят жертв уличных тренажеров и цепочных качелей — тоненькие пальчики малышей попадают в просветы между расшатанными металлическими деталями. Бывает, что дело заканчивается сломанными костями и раздробленными фалангами.

Как правило, в подобных ЧП виноват не родительский недосмотр, а аварийное состояние нормальных с виду качелей-каруселей.

Чья земля, тот и крайний
У каждого объекта должен быть хозяин! Иначе порядка не жди. За оборудованием игровых комплексов тем более нужно следить, ведь цена недосмотра — здоровье наших детей.

Существует специальный ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации». Им, к примеру, руководствуются в парке культуры и отдыха им. В.Г. Белинского.

По словам главного инженера Вячеслава Жукова, осмотр оборудования на площадке «Солнечный мир» проводится ежедневно. Особое внимание уделяется элементам крепления, а также конструкциям, которые можно расшатать, вырвать, сломать. Ведется специальный журнал, куда вносятся итоги визуального и функционального осмотра.

Понятно, что при таком контроле горки и качели будут радовать малышей много лет. Но уж если случится ЧП — будет с кого спросить.

А кто занимается проверкой и профилактикой игровых комплексов, расположенных на придомовых территориях, ну скажем, Пензы?

Во времена нашего детства это было задачей городских коммунальных служб. Но после внесения изменений в Жилищный кодекс РФ все стало упираться в принадлежность земельного участка, на котором расположена детская площадка: если она на муниципальной земле — отвечает город, на пришкольной территории — учебное заведение и т.д.

Подавляющее большинство проблемных игровых комплексов расположено на придомовых территориях и теоретически является общей собственностью владельцев квартир. Но фактически в состав общедомового имущества качели-карусели входят только после того, как жильцы проголосовали за это на собрании и приняли их на баланс. Тогда обслуживанием детских площадок занимаются управляющие организации или ТСЖ.

Но, как правило, принять площадки на баланс жители забывают или не хотят. Ситуация усугубляется тем, что не все городские земли размежеваны, поэтому не всегда понятно, на чьей территории находится объект.

Площадка за забором
Но даже если площадка принята на баланс, правильно ли возлагать ответственность, в том числе и финансовую, за ее состояние на собственников жилья в том или ином доме? Ведь на одной площадке собираются дети не только из соседних дворов, но и со всего района. Жильцы какого дома будут оплачивать содержание в каждом конкретном случае?

Мы поинтересовались опытом, существующим в Европе. Там объединяются несколько домов, отгораживают свою территорию и оборудуют ее за счет средств жильцов. Управляющая компания содержит специалиста, который каждый день осматривает конструкции, опасные заменяет новыми.

Но у нас закрытые площадки в новых охраняемых домах вызывают возмущение горожан, о чем мы писали в предыдущих номерах и будем продолжать этот разговор.

Вопрос в качестве
Кстати, обслуживающие организации Пензы тоже не рвутся брать на себя обязанности по содержанию детских городков.

— Мы отказались брать на обслуживание детский городок, потому что он не соответствовал стандартам, — рассказывает руководитель одной из управляющих компаний Пензы Татьяна. — Его легче было снести и построить новый, чем исправлять имеющийся брак. Зачем нам лишние проблемы? Ведь в случае чего мы будем крайними.

Вопрос о качестве игровых комплексов — особый. Прошлым летом активисты регионального отделения ОНФ проверили более 30 таких комплексов. Состояние их вызвало массу нареканий: многие качели и турники остались с 80–90-х годов, чуть ли не самодельные, изготовленные с помощью гвоздей и сварки. Некоторые конструкции частично разрушены, острые края представляли опасность и для детей, и для взрослых.

Не идеальны и относительно новые площадки, которые в последние годы довольно активно (надо отдать должное) устанавливались депутатами, меценатами, а также оборудовались по различным программам.

Производители игрового оборудования бывают разные. Для горок, качелей, каруселей и прочих любимых детворой аттракционов есть государственные стандарты безопасности конструкций, но проблема в том, что оборудование детских площадок и специальное покрытие не подлежат обязательной сертификации.

Куда писать жалобу?
Нет у нас и единой инстанции, которая централизованно на постоянной основе следила бы за состоянием игровых комплексов (пока эту функцию на себя добровольно взяли общественники) и выдавала предписания об устранении нарушений.

Например, обязанности контролера мог бы взять на себя Ростехнадзор, но так как качели-карусели не являются технически сложными устройствами, они вне зоны ответственности ведомства.

Специалистами Управления Роспотребнадзора проводится контроль за игровыми площадками только в дошкольных образовательных учреждениях. Что касается жилого сектора, то тут санитарные требования к установке детских игровых площадок имеют лишь одно ограничение — оно касается расстояния, на котором детские городки должны находиться от мусорных контейнеров и площадок.

Уполномоченный по правам ребенка в Пензенской области Елена Столярова предлагает начать наводить порядок в данной сфере с законодательной базы:

— Все муниципальные образования области должны разработать и принять нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование детских площадок. Бесхозные же объекты должны принимать на баланс муниципалитеты.

Но думается, что одного этого недостаточно. Во многих городах России решили, что разумнее всего «вернуться в прошлое» и обязанности по надзору за состоянием детских площадок возложить на отделы городского хозяйства районных и городских администраций.

 

Читайте также:

Пензенский зоопарк отправил аратинга в Воронеж, а пеликанов — в Читу

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное