Старкин — об успехах сына, перспективах пензенских гимнастов и тонкостях тренерской психологии

Старкин — об успехах сына, перспективах пензенских гимнастов и тонкостях тренерской психологии

Валерий Георгиевич ответил на вопросы «Пензенской правды»

Валерий Старкин — личность для пензенского спорта значимая. Всю сознательную жизнь он занимается воспитанием пензенских гимнастов. По большей степени, спортивных. Сначала тренировал сам, затем возглавил областную школу по гимнастике, где трудится по сей день (без малого 50 лет!). За это время из Сурского края вышло немало титулованных спортсменов.

Свежий пример (не считая именитого Дениса Аблязина) — спортивная гимнастка Наталья Капитонова, на днях дебютировавшая на чемпионате Европы. Тренирует ее, к слову, сын Валерия Георгиевича — Сергей Старкин. Помимо Капитоновой, он занимается с двумя другими звездами российской сборной — вышеупомянутым Аблязиным и Алией Мустафиной. Обоих он уже приводил к медалям Олимпиады. Не исключено, что скоро олимпийского пьедестала достигнет и Капитонова. И все эти годы отец был рядом с Сергеем, всегда готовый поддержать и помочь советом.

О перспективах пензенской спортивной гимнастики, разнице между прошлым и настоящим, отношении к тренерам и зашел наш разговор с Валерием Георгиевичем.

Демократия выбора

— Валерий Георгиевич, как вы сами «познакомились» со спортом?
— Еще со школьной скамьи я занимался спортивной гимнастикой. Начиналось с простого увлечения, а после учебы уже всерьез настроился связать с ней дальнейшую жизнь. В 1971 поступил в пензенский педагогический институт, на тренера, а уже через год стал преподавать в областной школе по гимнастике.

— Как родители отнеслись к такому выбору?
— В то время с этим было как-то проще, демократичнее. Не было такой «диктатуры» как зачастую бывает сейчас. Все решали сами дети — если хотели заниматься спортом, шли в секцию. Не хотели — никто их насильно не тащил. А сейчас некоторые родители «давят» на малышей, записывая их на тренировки. Это, наверное, стало модно — каждый второй хочет, чтобы его ребенок стал чемпионом.

— Тренировать тогда было проще?
— С одной стороны, да. Спортсмены записывались в одну секцию, и все силы сосредотачивали на ней. Теперь же один ребенок может одновременно ходить, например, на карате, футбол и теннис. Естественно, прогресс в каждом виде будет меньше. К тому же, раньше главной задачей было научить ребенка. Сейчас все чаще на передний план выходит финансовая составляющая — чем успешнее воспитанник, тем выше премиальные.

С другой стороны, возможностей стало больше. Это касается и материально-технической базы, и соревнований. В наше время проводится много разных турниров, и попасть на них проще, чем 50 лет назад. А, как известно, практика лучше любых тренировок.

Ученики как дети

— То, что сын пошел по вашим стопам, тоже его выбор?
— Конечно. Лишь однажды я повлиял на него. В середине 2000-х был трудный период, когда Сергей всерьез подумывал сменить фронт работы и «удариться» в бизнес. На руках были перспективные предложения. Но я много с ним разговаривал, просил остаться в профессии, и мне удалось убедить его. Как видите, не зря — все сложности остались позади, а его воспитанники добились больших успехов. И я счастлив вдвойне. Как отец радуюсь за успехи сына, а как директор школы и президент областной федерации спортивной гимнастики, горжусь достижениями нашего тренера.

— Не обидно, что они выше, чем у вас?
— Ничуть! В свое время мне удалось донести до Сергея важную мысль. Если любить своих учеников так же, как родных детей, то удастся многого достичь. Современные тренеры часто об этом забывают. А ведь в раннем возрасте к ребятам нужно относиться не как к чемпионам, а как к личностям — постоянно с ними общаться, поддерживать, хвалить за, казалось бы, не самый значительный прогресс. И ребенок окрепнет психологически. У Сергея получается так работать. Поэтому воспитанники его даже не столько уважают, сколько любят. Это дорогого стоит.

О смене для олимпийцев

— И когда становится понятно, что спортсмен перспективный?
— Спустя несколько лет занятий. Мы, например, набираем группы даже двухлетнего возраста.  Если ребенок потом уйдет в другой вид спорта (обычно они определяются к 6 годам), ему пригодится этот опыт спортивной гимнастики. На сегодняшний день в школе 1700 ребят до 6 лет. Еще 1000 — старше 6. Поначалу все ребята одного уровня. Тот же Денис Аблязин, когда начал заниматься, почти не отличался от сверстников. А уже ближе к 14-15 годам стало ясно, что у него блестящее будущее. Остальное зависело от тренеров.

— Говоря о перспективах — растет ли у нас смена Денису и Алие?
— Нельзя сказать, что есть такие, как Аблязин. Спортсмены подобного уровня появляются раз в несколько десятилетий — до Дениса таковым был Алексей Немов. Но талантливые ребята у нас действительно занимаются. Взять ту же Капитонову.

— Дебютный чемпионат Европы она завершила лишь девятой в многоборье…
— У Аблязина первый европейский чемпионат тоже обошелся без медалей! Но это не значит, что он был бесперспективным. Поэтому рано критиковать Наташу. Она, если постарается, способна вырасти в сильную гимнастку. Может, не как Мустафина, но близко к тому.

«Функционер должен быть в форме!»

— Так уж сложилось, что при победах тренеры часто остаются в «тени» своих воспитанников. Это как-то отражается на их психологическом состоянии?
— Нисколько. По крайней мере, могу сказать за наших, пензенских. Мы со школы внушаем им, что спортсмен всегда на первом месте. И каждый из 65 преподавателей это понимает. Хотя все знают, что без хорошего тренера спортсмен не станет успешным.

— Новости о выплате успешным спортсменам различных премий всегда на слуху. А про их наставников мало что слышно… Не обделяют?
— Нет. Взять ту же Олимпиаду — президент премировал тренеров так же, как и их воспитанников. Также и на областном уровне. Отдельно стимулируем преподавателей со стороны школы. За каждую завоеванную медаль уровня ПФО и выше специалист получает столько же, сколько и спортсмен.

— Вы руководите не только школой гимнастики, но и являетесь президентом областной федерации спортивной гимнастики. Свободное время наверняка в дефиците. Чем любите занять досуг?
— Занимаюсь своим здоровьем! Делаю зарядку, люблю ходить в баню. Вообще, я считаю, что любой руководитель (спортивный — особенно!) должен если и не быть образцом для подражания, то хотя бы стремиться держать себя в форме!

Читайте также:

Гол Слепышева не помог «Эдмонтону» победить

Автор: Филипп МИТРОФАНОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное