В Земетчино казаки занимаются сельским хозяйством и мечтают открыть автосервис

В Земетчино казаки занимаются сельским хозяйством и мечтают открыть автосервис

«ПП» побывала в гостях у вновь выбранного атамана регионального отдельного казачьего общества Вячеслава Беликова

Путь в казаки
Вячеслав Беликов живет в Земетчинском районе. Интересно, что сам он не является родовым казаком, как принято называть коренных представителей этого сословия. До 2008 года Вячеслав вел обычную размеренную жизнь. Много лет работал охранником, затем основал свое охранное предприятие. А о традициях и обычаях казаков знал лишь по книгам да фильмам. Но они ему очень нравились.

— В первую очередь это религиозная сторона: посещение всех богослужений, участие в крестных ходах, тесное общение с представителями Русской православной церкви. Есть такое утверждение: казак без веры — не казак. Мне как человеку верующему эта философия близка, — объясняет Вячеслав Беликов.

И однажды он подумал: а почему бы не основать казачий хутор в родном районе? Ведь казаки — это не отдельная национальность, а простые русские люди, соблюдающие определенные традиции.
Кроме веры, основу казачьей жизни составляет служба. Казак может и не служить в полиции или армии, но всегда должен быть готовым встать на защиту Отечества.

Своей идеей Беликов «заразил» партнеров по бизнесу и друзей — всего новоиспеченных казаков набралось восемь человек. Перенимать опыт ездили в Пензу и в соседний Вадинск, где есть казачий хутор.

Вскоре свой хутор появился и в Земетчине.
Именно за неравнодушие и активность Беликов и удостоился чести стать атаманом.

Они — не ряженые
Вячеслав Николаевич не скрывает, что поначалу односельчане всерьез не воспринимали земетчинских казаков, называли «ряжеными». Дело в том, что за всю историю района казаков здесь отродясь не было.
Даже родные к идее Беликова основать казачью общину отнеслись с недоверием — материальных плюсов нет, а хлопот прибавилось.

Атаману и его товарищам приходилось (и приходится) доказывать, что быть казаком — это не просто надеть форму.
— Только спустя годы, глядя на то, как мы участвуем в жизни села, как патрулируем улицы бок о бок с полицейскими, местные начали воспринимать нас всерьез, — улыбается Беликов.

Сейчас в Земетчине уже 72 казака. Причем в их рядах довольно много молодежи. Создали в общине и добровольную пожарную дружину. Но пока не решен вопрос с финансированием. Пожарную машину МЧС готово выделить, но заправлять и ремонтировать ее не на что. Работа же добровольцев не оплачивается.

Выходом из положения может стать помощь бизнеса. В некоторых районах такая практика существует.

Хутор — дело общее
Помимо общественной деятельности, казаки активно занимаются сельским хозяйством. На хуторе разводят гусей, уток и курдючные породы овец, а в арендованных прудах (их два) плещется карп. Трудятся на хуторе сами члены казачества, наемных работников нет.

Тут стоит оговориться, что земетчинский хутор — это не отдельное поселение и ничего общего не имеет с тем, что описывал Гоголь в своих «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Это земельные участки площадью 80 га (пахотный) и 42 га (пастбище и скотный двор). Казаки не живут здесь постоянно. Каждый день приезжают те, у кого поменьше дел дома или на основной работе.

Удивительный пример взаимопомощи! Колхоз не колхоз, а объединение единомышленников.

— Хотим довести стадо овец до 100 голов. Пока их 25. На рынок сбыта рано выходить, но мясом себя и свои семьи обеспечиваем, — рассказывает атаман. — Быт казака подразумевает жизнь в большой дружной семье — здесь никто не будет спорить, кому достанется лишний килограмм баранины или рыбы.

Пару лет назад земетчинские казаки собирались развивать свиноводство. Даже закупили несколько венгерских пуховых мангалиц (порода свиней). Они очень неприхотливы, благодаря густой шерсти могут даже на улице зимовать, буквально в тюке сена. Увы, в планы вмешалась африканская чума свиней, вспышки которой были зарегистрированы и в нашем регионе. На всякий случай от хрюшек решили избавиться.

Вложиться в знания
Кроме развития хозяйства, земетчинские казаки планируют открыть свой автосервис. Сейчас есть две автомастерские для своих машин, но необходимое для расширения дела оборудование уже закуплено.

Сложности возникают с поиском специалистов. Хочется, чтобы даже в автомастерской трудились свои люди, члены казачьих подразделений. А молодые специалисты — в дефиците.

— Получив профессиию, молодежь оседает в городах, — вздыхает Беликов. — Парни считают, что лучше продавать мобильники в салоне сотовой связи, чем работать по специальности в родном селе… Переломить ситуацию можно, только если со школьной скамьи воспитывать в детях любовь к малой родине и желание поработать на ее благо. Это еще одна задача казачества.

Беликов мечтает, что казачьих и кадетских классов в Пензенской области будет больше. Но пока все упирается в нехватку офицеров-наставников. Это ведь тоже неоплачиваемый труд. К тому же не все родители готовы приобретать повседневную и парадную форму для своих чад.

— Конечно, хотелось бы выйти на уровень донских казаков, где традиции очень сильны и само движение очень популярно, — мечтательно произносит Беликов. — Мы же только вступаем на эту стезю. Пока в Пензенской области две станицы и восемь хуторов, но в текущем году к ним должны прибавиться еще четыре.

Братья по духу
Еще одной важной задачей атаман Беликов называет внесение хуторов и станиц области в Единый государственный реестр казачьих войск. «Узаконивание» даст казакам право охранять государственные и муниципальные объекты. А это неплохое материальное подспорье.

К тому же на недавней встрече с митрополитом Пензенским и Нижнеломовским Серафимом обсуждалась возможность охраны всех храмов региона именно представителями казачества. Как уже говорилось, казаки — люди религиозные и регулярно принимают участие в крестных ходах, оказывают помощь в восстановлении храмов.

Беликов в составе делегации Волжского войскового казачьего общества даже совершал паломничество на святую гору Афон (в Греции) в конце прошлого года. А в феврале этого года делегация побывала в Испании, где прошла крестным ходом с иконой Божией Матери «Избавительница от бед».

— В Испании есть ассоциация волжских казаков, члены которой и пригласили нас, — уточнил Беликов. — Так что казак — он и в Испании казак. Главное — то, что у тебя в душе, а не то, где ты живешь.

Автор: Филипп МИТРОФАНОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное