Деды уступили место детям

Деды уступили место детям

Даже получив новое жилье, многие пензенские ветераны продолжают ютиться в своих развалюхах.

Практически каждый ветеран войны, получивший сертификат на приобретение жилья произносит одну и ту же фразу: «Только бы дожить до новоселья!»

Переезд откладывается
Правда, в новые хоромы зачастую перебираются их дети или внуки, а старики так и остаются доживать век в непригодных для существования хибарах. Эту проблему на многих совещаниях поднимал  губернатор Пензенской области  Василий Бочкарев. По поручению главы региона представители Совета по делам ветеранов при губернаторе, Департамента СМИ и журналисты побывали в Нижнеломовском районе. Необходимо было проверить, все ли участники войны и вдовы погибших, получившие сертификат, переехали в свои  новые квартиры.

— В нашем районе признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий 314 ветеранов, — рассказала заместитель главы районной администрации Вера Савельева, — 187 из них уже получили сертификаты (116 участников программы приобрели жилье на вторичном рынке, 71 — в новостройках и строящихся домах), 127 оформляют документы.

Правда, 33 обладателя новых квартир в них так и не перебрались. Причины разные. Десять старичков и старушек, как выяснилось, не готовы летом оставить свои старенькие, но такие родные дома. Ведь и огороду же посажен...

«Вот уж зима наступит — переедем», — оттягивают время прощания с семейными гнездами их обитатели. В нескольких ветеранских квартирах полным ходом идет ремонт. После него останется только перевезти туда уже давно упакованные вещи. В этом случае причина промедления  ясна.

Дорогой подарочек
А вот в остальных — перспектива новоселья бабушек и дедушек весьма туманна.
— Некоторые  сразу после получения квартиры подписали дарственные на детей или внуков, а у кого-то родственники перебрались в  новый дом, не спрашивая согласия законных хозяев, — с горечью объясняет Вера Александровна..

Сотрудники администрации и соцзащиты побывали во всех квартирах, где живут не те новоселы, что должны были бы. Точнее, в тех,  куда их соизволили пустить.
Поскольку никаких законных оснований требовать освободить помещение нет, на  родственников ветеранов воздействовали уговорами. Но, увы, сработало это только в одном случае. Евгения Семеновна Кривозубова из Ивы все же переселилась в свою благоустроенную квартиру.

А дедушку — в баньку...
А вот Григорий Дмитриевич Зуенков новоселья ждет уже почти два года. Это с момента получения сертификата. История мытарств 96-летнего участника войны, танкиста, началась в начале 2000-х. Его дом в селе Пешая Слобода сгорел. Фронтовик перебрался в Нижний Ломов к дочери. Старичку оборудовали жилище в бывшей бане. Печка, кровать, рукомойник, стол — вот и вся нехитрая обстановка.

В 2004 году дедушку поставили на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий. А поскольку президентской программы по обеспечению жильем ветеранов тогда еще не было, родственники пытались решить вопрос сами: писали во все инстанции, в том числе обращались в федеральные СМИ. Успешная развязка была уже не за горами. Тогдашний глава администрации района Виктор Юрин смог договориться, чтобы в одном из общежитий для ветерана оборудовали комнату со всеми удобствами. Вот тут и стало известно о том, что стартовала жилищная программа для участников войны. От комнаты родственники отказались. В 2009 году Григорий Дмитриевич первым получил сертификат и стал обладателем двухкомнатной квартиры. Но живет по-прежнему в своей баньке.

— Зимой переду, — сообщает он гостям.
Его дочь, Нина Григорьевна, оптимизма отца не разделяет. Показывая квартиру, где второй год идет ремонт, сетует:

— Тут и света нет, и кладовка не доделана, и мебели отсутствует. И вообще ремонт — ужасно дорогая штука. Только на то, чтобы оплатить работу по поклейке обоев ушло 29 тысяч рублей. Да и вообще, очень далеко от нашего дома квартира, а там и врач рядышком.

Я смотрела на дорогие обои, арку из натурального дерева и думала: а нужно ли все это дедушке? Так ли для него важно, чтобы была отделана «под ключ» кладовка? И главное: зачем же было приобретать квартиру там, куда врач в случае необходимости быстро не приедет?

А жалоб нет
Не живет в своей квартире и Александровна Токарева. По информации управления социальной защиты населения, там обитает внук вдовы фронтовика, хотя сама старушка бесхитростно сообщает, что там поселились квартиранты. Сама она обосновалась в  доме  сына.

— Да и не смогу я одна, — у старушки наворачиваются слезы на глаза, — Вот сегодня с утра так плохо себя почувствовала! А сноха укольчик сделала — и мне полегчало. Хорошо мне тут: сыта, одета, прибрана.

В общем, пожаловаться ей не на что.
— Да они из того поколения, кто привык довольствоваться малым, — говорит главный специалист управления социальной защиты населения Татьяна Сиушкина, — Даже если что-то не так, все равно промолчат.

— Мы можем провести проверку относительно того, соблюдаются ли права ветеранов, только по их личному заявлению, — поддерживает ее нижнеломовский межрайонный прокурор Татьяна Семкина. — Но ни одной жалобы к нам не поступало.

Не отнимайте радость!
Так нужны ли новые квартиры ветеранам? Безусловно, да. Ведь в том же Нижнем Ломове  135 из 187 уже живут в них. Ну а то, что у квартир появляются «побочные» хозяева, объясняется отчасти просто: какой родитель не хочет, чтобы хорошо жили его дети и внуки. Вот и продолжают бабушки и дедушки ютиться в развалюхах, уступая место молодым. Но и младшему поколению неплохо вспомнить о том, что к обеспечить родителям достойную  старость — их святая обязанность.

В конце концов, государство проявляет заботу именно о старшем поколении. Возможно, несовершенно законодательство. Может, правильнее было бы предоставлять квартиры по договору социального найма. Или проживание ветерана прописать в качестве обязательного условия.

И  как  же хочется, чтобы все ветераны хоть на излете  своей нелегкой жизни ощутили такую радость, как вдова участника войны Анна Колесникова (на фото). Просторная квартира площадью 45 квадратных метров  в новом доме. На большой кухне посвистывает чайник. Три месяца назад  Анна Павловна переехала сюда из Новой Пятины. Вот только скучновато старушке: все товарки в селе остались, а новыми знакомствами пока не обзавелась. Но думаю, что скоро на  чаепитие к радушной хозяйке будут собираться все ее соседки, такие же счастливые новоселы.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное