Прибыль от выращивания рассады в теплицах школ может быть 300 тыс. рублей в год — эксперт

Прибыль от выращивания рассады в теплицах школ может быть 300 тыс. рублей в год — эксперт

Под руководством пензенского предпринимателя Алексея Антонова учащиеся школы № 27 осваивают новые технологии растениеводства

Помните, как в 2009 году в нашей области начался тепличный бум? Именно тогда многие сельские и некоторые городские школы закупили современные поликарбонатные теплицы. Идея была очень хорошая: привить школьникам интерес к работе на земле, выращивать овощи и цветы.

Однако на сегодняшний день функционирует хорошо если половина этих теплиц, и то не в полную силу. Основная проблема, с которой столкнулись учителя и ученики, — нехватка знаний. Все же работа на огороде и работа в теплице — это разные вещи. А для горожан это вообще темный лес. Нужен человек, который сказал бы: «Я умею и вас научу», — как это произошло в школе № 27 г. Пензы.

Рассада для школы и не только
Здесь теплица не просто действует, но и приносит копеечку в школьный бюджет. В парнике, спрятанном от вандалов во внутреннем дворике, сначала выращивали растения для озеленения территории школы, а потом решили освоить еще одно направление.

Дачников в микрорайоне проживает достаточно, всем нужна рассада, но в квартирных условиях заниматься этим тесно, темно и неудобно, а покупать на рынке — дорого и нет уверенности в качестве.

Первый урожай рассады капусты, помидоров, перца и огурцов разошелся на ура, появились постоянные покупатели. В прошлом году школьная тепличная компания выручила 12 тысяч рублей.

Согласитесь, неплохо. Но куратор данного направления учитель домоводства Нина Борзенкова и ребята, работающие в теплице, понимали, что может быть еще лучше. Дело в том, что часть рассады стабильно уходила в брак — то «черная ножка» поразит поросль, то семена вообще не взойдут, то растения получатся хилыми. Кто бы научил с этим бороться...

Готов поделиться знаниями
Не зря говорят, что мысли материальны. Осенью 2016 года директору школы Елене Мариной позвонили из городского Управления образования и предложили наладить сотрудничество с пензенским предпринимателем Алексеем Антоновым, готовым подсказать, как оптимизировать работу школьной теплицы.

Алексей и помог вывести работу на новый уровень. Да еще материально подсобил: привез грунты, рассаду, осветительное оборудование. С тех пор он много времени проводит с тепличными активистами, объясняя, как сделать растения здоровыми и жизнеспособными. И раскрыл ребятам один секрет… Но об этом отдельно.

Причем все делает бесплатно. Зачем Алексею это надо? Администрация школы первое время тоже задавалась этим вопросом. Время сейчас такое, что люди, готовые делиться своими знаниями, опытом за просто так, — большая редкость. Хочешь получить информацию? Плати.

Антонов же прошлым летом обратился к губернатору региона Ивану Белозерцеву с инициативой развивать школьные теплицы и приучать детей к полезному труду. 

Алексей объясняет свою позицию просто:

— Я ученик заслуженного учителя РФ Вячеслава Копешкина (сейчас он директор школы
№ 73 г. Пензы). Он из тех людей, которые вкладывали душу в детей, учили не только предмету, но и желанию учиться, делиться своими знаниями. Его влияние на свою жизнь я ощущаю до сих пор. И тоже хочу что-то передать подрастающему поколению.

Свет — всему голова
Надо отметить, что растениеводством Алексей занимается сравнительно недавно. По специальности он инженер, у него строительный бизнес. Три года назад этот человек поставил на своем участке теплицу, чтобы выращивать овощи для семьи без нитратов и удобрений. И столкнулся с теми же проблемами, что и ребята: болезни рассады, слабый рост. И включил изобретателя.

Из курса ботаники мы знаем, что растениям необходимы воздух, вода и свет. С первыми двумя компонентами проблем обычно не бывает, а вот света зимой и в начале весны рассаде катастрофически не хватает. Вывод: нужна подсветка, и не простая, а имитирующая солнечный свет. Самый лучший вариант — натриевая лампа, спектр свечения которой идеально подходит для роста растений. Эта технология используется всеми крупными тепличными комплексами, однако не разглашается.

Экспериментируя, Антонов выяснил, что только с помощью подсвечивания, безо всяких химических добавок можно выращивать любые сорта томатов, перца, баклажанов, огурцов, получая урожай до 20 кг с одного куста. Рассада, выращенная таким способом, выигрывает еще и за счет того, что сроки ее посадки смещаются с февраля на начало апреля (за счет увеличения светового дня, который задает лампа).

Этим секретом Алексей и поделился с ребятами из 27-й школы.

Все пошло в рост
Побеги огурцов и помидоров, выращенные традиционным способом, едва достигли 10 см в высоту, а «подсвеченная» рассада в 4 раза обогнала их в росте и развитии. Листья огурца уже сейчас в два раза больше ладони взрослого мужчины (и это, напоминаем, безо всяких химических добавок).

За школьной рассадой в этом году выстраиваются очереди.
— Благодаря подсвечиванию, — поясняет Антонов, — развивается корневая система растений. Чем больше корни — тем сильнее саженцы. Это отражается на плодоношении: с такого куста мы получим гораздо больше плодов.

Алексей видит большие перспективы в развитии школьных теплиц. Помимо овощного направления он предлагает развивать еще и цветочное. Рынок этой рассады у нас в области развит очень слабо, а спрос большой.

С помощью подсвечивания такие культуры, как хризантемы и петуньи, можно выращивать круглый год. На рынке черенок хризантемы стоит 40 рублей, а школа сможет продавать его за 20.

И теория, и практика, и бизнес
— Школам сейчас урезано финансирование. Так почему не воспользоваться возможностью дополнительного заработка? Выращивание рассады с помощью подсветки — это, по сути дела, бизнес «на коленке», не требующий особых затрат. Реальная прибыль может доходить до 300 тысяч рублей в год.

Сейчас к моему проекту присоединились только три школы. Я уверен, что в накладе они не останутся. А как это полезно для учащихся! Они не только привыкают к работе на земле, но и могут попробовать себя в роли флористов, дизайнеров ландшафта, селекционеров. Появится возможность для написания реальных исследовательских работ на основе труда в теплицах. Уверен, что многие школьники впоследствии свяжут свою жизнь с сельским хозяйством и захотят работать на земле.

 

Читайте также:

Директор пензенского «Арциса» назвал популярные и убыточные дачные маршруты

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное