Иван Белозерцев. Стратегия развития

Иван Белозерцев. Стратегия развития

Губернатор Пензенской области рассказал, за что он наказывает подчиненных, по какому принципу подбираются сотрудники регионального правительства и почему у них ненормированный рабочий день

Могут и умеют

— Иван Александрович, расхожее выражение — «люди — наше главное богатство». Но случается слышать, как некоторые руководители это богатство оценивают весьма скептически, заявляя, что пензяки «ленивые, безынициативные, вороватые». В общем, «народ надо менять». Что вы думаете по этому поводу?
– Менять надо не народ, а тех, кто таким образом прикрывает собственное неумение выстроить работу с людьми. Вспомните историю: сколько замечательных людей дала стране Пензенская земля. Вспомните Льва Борисовича Ермина, Георга Васильевича Мясникова и их соратников, которые превратили Пензу в современный индустриальный и культурный центр. Многие предприятия, которые были созданы тогда, и по сей день составляют славу губернии.

И реализовывали эти проекты опять же наши земляки: строители, рабочие, инженеры. Сколько в тот период появилось музеев, памятников, интересных, как сейчас говорят, арт-объектов. Разве могли построить их плохие и ленивые люди?

А Александр Самокутяев, который дважды побывал в космосе? Это уже наш с вами современник. Я недавно встречался с членами пензенского землячества в Москве. Среди них и крупные ученые, и политики, и руководители федерального уровня, но с каким они теплом вспоминают свою малую родину!

Рекордный урожай 2016 года разве могли вырастить и собрать ленивые люди? Имена Петра Андреевича Степанюка и Анатолия Ивановича Шугурова известны по всей стране, на них равняются, у них учатся.

Сколько у нас появилось сложных, современных, высокотехнологичных предприятий. И работают ведь на них молодые люди, которые окончили пензенские вузы.

И потом, если жители нашего края такие неумелые, то почему индекс промышленного производства в Пензенской области на три процента опережает общероссийский?

Посмотрите, как развивается наш биомедицинский кластер, продукция которого востребована и по всей стране, и за рубежом.

Проблемы, конечно, есть, но не надо обвинять в них людей. Если в Нижнеломовском, Спасском, Мокшанском, Наровчатском районах компания «Дамате» создала крупные предприятия, где современные условия труда, где средняя зарплата составляет около 26 тысяч, так и рабочие руки сразу нашлись. Люди перестали уезжать на заработки в Москву, другие города, а трудятся у себя дома.

Есть районы, где таких предприятий пока мало. В Никольском и Сосновоборском ощущается их нехватка. Но это уже задача власти – сделать так, чтобы они появились. Одну из этих территорий сейчас как инвестиционную площадку рассматривает очень крупная зарубежная компания, я с ее представителями обсуждал стратегические вопросы на прошедшей неделе, есть взаимопонимание.

Сердобский район у нас пока тоже среди проблемных. Я в качестве губернатора уже трижды посещал его и стараюсь помочь местной власти решить проблемы трудовой занятости. Рассчитываем, что там инвесторы уже в этом году приступят к строительству большого завода по выращиванию грибов.

Мы в свою очередь поддержим инвесторов налоговыми преференциями, строительством коммуникаций. Я встречался с председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым, который оказал нам поддержку в вопросе выделения дополнительных средств на развитие аграрной отрасли. Еще 800 миллионов рублей получит Пензенская область в текущем году.

Я постоянно говорю представителям местной власти, что надо активнее работать с инвесторами, создавать рабочие места. И все тогда будет в порядке, потому что работать наши люди могут и умеют.

Когда нельзя помиловать

— Не секрет, что многие считают: для того чтобы жизнь изменилась к лучшему, менять надо чиновников. Тем более мы нередко видим, как вам во время приемов граждан приходится решать вопросы, которые на самом деле должны были решить ваши подчиненные на местах. Но вы, судя по всему, не сторонник резких шагов, а потому предпочитаете не менять, а воспитывать?
— Нельзя ругать и наказывать прилюдно — у человека потом психологическая травма может остаться надолго, а то и на всю жизнь. На планерках, когда уже уходят журналисты, частенько взрываюсь, если вижу: что-то не так делается. Правда, довольно быстро отхожу, если это просто ошибки. А вот если халатность, хамское отношение к людям, тут уже совсем другой разговор. За это могу и уволить, как в прошлом году случилось с одним из районных глав, по-хамски отнесшимся к проблемам многодетной семьи.

Да, обязанность любого руководителя – видеть и решать главные стратегические задачи по развитию села, района, видеть точки роста, которые потянут за собой это развитие в целом. Но нельзя забывать, что жизнь есть жизнь и в ней постоянно возникают проблемы, которые требуют решения здесь и сейчас. Ведь люди не могут ждать вечно, и для них проблемы первостепенной важности — это дороги, освещение, благоустройство, здравоохранение.

На последнем приеме обратились ко мне женщины из Бессоновского района. 350 домовладений на улице, а водоснабжения нет. Мне глава района объясняет, что у них, мол, колодцы во дворах, скважины. Я сам в деревне вырос, у нас тоже колодец был, но XXI век на дворе! Что значит «у них колодцы есть»? Ты, глава района, живешь в квартире и у тебя вода дома, а они чем хуже?! Дал поручение готовить проектно-сметную документацию, будем решать проблему. Нельзя от этого отмахиваться.

Мы должны в самые короткие сроки, а не через много лет помогать людям решать бытовые проблемы. Я хорошо понимаю граждан, которые обращаются за помощью. Когда жил в деревне, мы старались свои проблемы решать самостоятельно, но если обращались за помощью к председателю колхоза, то всегда эту помощь получали. И я от всех руководителей требую такого же отношения.

— Переживаете, когда приходится идти на жесткие меры, или уже привыкли?
— Конечно, переживаю. Объявлять человеку взыскание, увольнять всегда непросто. Но приходится идти на такие шаги, когда понимаешь, что иначе пострадают интересы региона, будет тормозиться его развитие. Если человек просто достиг своего потолка, старается, но не может, даю поручение, чтобы нашли работу с меньшим объемом, где он будет справляться и приносить пользу. Если же появились подозрения, скажем, в коррупции и я понимаю, что они небезосновательны, то я всех предупредил: в таких случаях даже не звоните мне. Напишите заявление и оставьте в приемной, не заходя в кабинет. Позиция жесткая, и она не изменится.

Система и ответственность

— Был период, когда правительство области активно пополнялось, выражаясь современной спортивной терминологией, «легионерами» – чиновниками, приглашенными из других регионов. Вы предпочитаете обходиться своим «игроками». Это принципиальная позиция или же явление временное?
— Для меня важно работать в команде, чтобы каждый понимал: от его конкретной работы зависит развитие региона в целом. Безусловно, важен контроль, но он не отменяет инициативы, а для этого и у министров, и у глав муниципальных образований должно быть больше полномочий.

Я стараюсь выстроить работу именно системную, а не от случая к случаю. Только система приводит к результату. Поэтому добиваюсь, чтобы в каждом министерстве или ведомстве система была выстроена. И команду я подбирал именно по такому принципу, а не по географическому.

Обратите внимание, что в правительстве появилось немало людей, которые никогда не работали во власти, но имеют большой опыт в других сферах. Николай Петрович Симонов много лет руководил крупным предприятием, а когда я стал губернатором, согласился встать во главе правительства. Человек порядочный, добросовестный. Ему постоянно приходится заниматься очень сложными вопросами из самых разных сфер, и он находит решения. А ведь работа такая, что не получается остановиться, выдохнуть, и кроме основных задач есть еще текучка.

Или взять Андрея Вячеславовича Лузгина, который тоже никогда во власти не работал. На должности зампреда, работающего с инвесторами, я видел именно молодого человека. Изучал его потенциал, смотрел, как он учился, где потом работал. И в итоге о своем выборе не жалею. Он по-другому думает, быстро анализирует, у него много идей. Поначалу случалось и доставалось Андрею Вячеславовичу от меня, а сейчас ставлю его в пример другим.

На каждую должность  люди подбирались индивидуально, и это, на мой взгляд, правильно. Если будет кадровая чехарда, то системной работы не выстроить.

— В идеале государственный служащий, прежде всего руководитель, должен быть своеобразным примером для всех. Человеком разносторонним, хорошим семьянином и так далее. Но ведь у него рабочий день в среднем 10–12 часов. Пришел домой — дети уже спят, ушел — еще не проснулись. Суббота (а порой и воскресенье) — рабочий день. Самообразованием при таком режиме тоже не особо займешься. Вам не кажется, что здесь что-то неправильно? И почему это происходит?
— Идеальных госслужащих не бывает, и они не с неба к нам падают, а приходят с производства, после вузов, из системы образования, учреждений здравоохранения. Конечно, прежде чем принять человека на работу, старательно изучаем его биографию, и требования здесь очень высокие. Потому что, я с вами согласен, руководитель есть руководитель и он должен быть примером во всем: и в отношении к делу, и в отношении к людям, и в поведении в быту. Да, это трудно, но, как говорится, ты знал куда шел.

Что касается ненормированного рабочего дня, то люди чувствуют степень ответственности. Если задача не решается, остаются работать до позднего вечера, приходят с утра на час-два раньше. Конкуренции тоже никто не отменял, как и желания продвинуться по карьерной лестнице, особенно у молодых. Это нормально.

Сказывается, конечно, и нехватка средств. Вы думаете, будь у главы района достаточно денег, он не провел бы воду в том же Бессоновском районе? А он сидит и думает: то ли дорогу ремонтировать, то ли воду вести. С деньгами любая задача решается легче, а когда их нет, чтобы получить результат, приходится жертвовать дополнительными силами и временем.

Задачи для решения

— Если и люди у нас хорошие, и чиновники в целом неплохие, что тогда, по-вашему, нуждается в изменениях и где основные проблемы?
— Проблема — это просто задача, которую пока не решили. Задача дня сегодняшнего состоит в проведении посевной на высоком организационном уровне. Хорошего результата в 2016 году мы достигли опять же за счет системности. Да и Господь Бог помог, конечно: погодные условия были благоприятными. Но Бог помогает, только если ты сам все правильно делаешь. Практически все основные вопросы — приобретение семян, техники, кредитование — мы решили. Теперь это нужно реализовать в конкретный результат.

Вторая серьезная задача, к решению которой мы усиленно готовимся, — ремонт дорог. Большинство обращений граждан в органы местного самоуправления, в правительство, к губернатору связано именно с плохим состоянием дорог. В этом году на их ремонт заложено почти пять миллиардов рублей. Такая сумма выделена впервые, и, я думаю, мы существенно поправим положение, а через два-три года, возможно, окончательно снимем вопрос о плохих дорогах с повестки дня.

И, конечно, остаются текущие задачи по привлечению новых инвесторов и по реализации уже начатых инвестиционных проектов, созданию рабочих мест, выплате заработной платы, демографическая проблема.

— Мне кажется, корень демографической проблемы не только в показателях «рождаемость», «смертность». Молодежь, и, как правило, далеко не худшая, а тот самый кадровый потенциал региона, уезжает, чтобы самореализоваться в более крупных городах. На ваш взгляд, это естественный процесс или все же мы в чем-то недорабатываем?
— Миграция есть, это нормальный процесс. Некоторые молодые люди с самого начала нацелены на большой город. Плюс сказывается тенденция последних лет, когда молодые люди достаточно своеобразно стали видеть начало своей трудовой деятельности – высокая должность, отдельный кабинет, чтобы еще помощница была и зарплата соответствующая.

Сейчас, к счастью, этот стереотип меняется и молодежь начинает понимать, что надо набраться профессионального опыта. И вот здесь важно, в каких условиях молодой человек или девушка будет стартовать в жизнь.

Когда видишь на наших лучших предприятиях молодых токарей в белых рубашках, чистых спецовках, с помощью компьютера задающих программу, а потом контролирующих работу высокотехнологичного станка, понимаешь, что на такое производство молодежь пойдет. Да и зарплата в 30–35 тысяч рублей и больше тоже конкурентоспособна. Мы сейчас боремся за то, чтобы как можно больше было таких предприятий.

В конце марта пензенская делегация под моим руководством отправится в Германию, где мы будем вести переговоры, в том числе и по созданию на территории Пензенской области новых высокотехнологичных предприятий. На протяжении полутора лет совместно с Правительством Российской Федерации мы прорабатываем вопрос организации в Заречном территории опережающего развития, что тоже даст нам привлекательные для молодежи условия труда.

Что касается тех, кто изначально настроен уехать, я бы не делал из этого трагедии. Это только на пользу региону, если они, получив новые знания и опыт, вернутся, чтобы применить их на родной земле. Вот вам пример Андрея Анатольевича Кулинцева, который работал в Пензе, потом в федеральных структурах в Москве. Когда я предложил ему занять должность первого заместителя председателя правительства области, он вернулся, и сегодня полученный в Москве опыт, наработанные там связи помогают всему региону. Ну а если даже такое не происходит, все-таки эти ребята уезжают не из России, и если из них получатся, скажем, выдающиеся ученые, чьи открытия помогут всей стране, это же замечательно.

Но все же я как губернатор, отстаивая интересы Пензенской области, буду делать все, чтобы талантливые ребята оставались и имели возможность реализовать себя на родной земле.

Автор: Павел ШИШКИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное